Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чирковой Т.Н, судей Кокоевой О.А, Сапрыгиной Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ведерникова Василия Николаевича на решение Белоярского районного суда Свердловской области от 2 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 20 декабря 2022 года по административному делу N 2а-1370/2022 по административному исковому заявлению Ведерникова Василия Николаевича к Думе городского округа Заречный, мандатной комиссии Думы городского округа Заречный о признании незаконным и отмене решения мандатной комиссии.
Заслушав доклад судьи Кокоевой О.А, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ведерников В.Н. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение мандатной комиссии Думы городского округа Заречный от 17 мая 2022 года N МК-1.
В обоснование заявленных требований указано, что Ведерников В.Н. является депутатом Думы городского округа Заречный седьмого созыва. 31 марта 2022 года состоялось внеочередное заседание Думы, на котором рассматривался вопрос об избрании председателя Думы. Одним из кандидатов на указанную должность являлся Ведерников В.Н. До момента голосования депутатами глава городского округа Заречный Захарцев А.В, находясь рядом с председательствующим на заседании Думы за общим столом с депутатами, без предоставления ему слова начал публично заявлять о том, чтобы депутаты при голосовании приняли к сведению, что Ведерников В.Н. не исполняет решение суда по организации места сбора и накопления твердых коммунальных отходов. Ведерниковым В.Н. было сделано замечание главе городского округа Заречный и предложено остановить свое выступление, чего глава не сделал. Председательствующий на заседании Думы на просьбу Ведерникова В.Н. остановить выступающего главу городского округа Заречный Захарцева А.В. не принял мер по соблюдению главой городского округа Заречный Регламента Думы. 6 апреля 2022 года глава городского округа Заречный Захарцев А.В. направил в Думу городского округа Заречный письмо N 108-01-34/2225, в котором просил рассмотреть вопрос о неэтичном поведении депутата Ведерникова В.Н. на заседании Думы 31 марта 2022 года. По результатам рассмотрения обращения главы городского округа Заречный 17 мая 2022 года было принято оспариваемое решение мандатной комиссии Думы городского округа Заречный, которым признан факт нарушения Ведерниковым В.Н. Правил депутатской этики на заседании Думы 31 марта 2022 года, Ведерникову В.Н. указано на недопустимость подобных действий, необходимость соблюдения общепризнанных морально-этических норм поведения. Считает данное решение незаконным, поскольку у Главы городского округа Заречный, не являющегося в соответствии с действующим уставом председателем Думы, отсутствовали полномочия по направлению заявления о нарушении депутатом Ведерниковым В.Н.
Правил депутатской этики, следовательно, у мандатной комиссии не было оснований для рассмотрения заявления главы городского округа Заречный и принятия решения в отношении Ведерникова В.Н. Также указывает на нарушение срока рассмотрения обращения и недопустимость рассмотрения обращения в отсутствие самого Захарцева А.В.
Кроме того, считает, что оспариваемое решение не может быть признано законным, поскольку не содержит, какие именно положения Правил депутатской этики нарушил депутат Ведерников В.Н, не указано, в чем выражено нарушение Правил депутатской этики со стороны и не указано, чем подтверждено нарушение. Члены мандатной комиссии не разбирались по существу поставленного вопроса, не заслушали главу городского округа Заречный Захарцева А.В, не смотрели видеозапись заседания Думы 31 марта 2022 года, не учитывали пояснения Ведерникова В.Н, выступления других присутствующих депутатов.
Решением Белоярского районного суда Свердловской области от 2 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 20 декабря 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 14 марта 2023 года, административный истец Ведерников В.Н. выражает несогласие с решением суда первой инстанции и апелляционным определением, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, просит отменить апелляционное определение и решение суда первой инстанции.
Главой городского округа Заречный Захарцевым А.В, представителем Мандатной комиссии Думы городского округа Заречный, председателем Думы городского округа Кузнецовым А.А. представлены возражения на кассационную жалобу административного истца Ведерникова В.Н. о несогласии с доводами, изложенными в кассационной жалобе.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в суд лиц, участвующих в деле, и их представителей, которые извещены надлежащим образом.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действий (бездействия) об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает законные права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1).
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Согласно части 3 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 23 Устава городского округа Заречный, утвержденного решением Думы городского округа Заречный от 07 февраля 2013 года N 1-Р, структуру органов местного самоуправления городского округа составляют:
1) Дума городского округа (представительный орган муниципального образования);
2) Глава городского округа;
3) администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) городского округа;
4) контрольно-счетная палата городского округа.
В соответствии с пунктом 9 статьи 27 Устава городского округа Заречный депутату Думы городского округа обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
На момент проведения заседания мандатной комиссии Думы городского округа Заречный 17 мая 2022 года действовал Регламент Думы городского округа Заречный, утвержденный Решением Думы городского округа Заречный от 25 августа 2016 года N 110-Р, в редакции от 31 марта 2022 года.
Согласно части 167 статьи 28 Регламента Думы городского округа Заречный депутат Думы в своей деятельности выражает и защищает интересы своих избирателей, основываясь на принципах законности, независимости, депутатской этики.
В соответствии с пунктами 7, 13 части 168.1 статьи 28 Регламента Думы городского округа Заречный каждому депутату гарантируются права вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждения вопросов, участвовать в прениях, задавать вопросы докладчику, председательствующему на заседании, требовать ответа и давать оценку ответу на свой вопрос, выступать с обоснованием своих предложений, давать справки.
Вопросам деятельности комиссий Думы посвящена статья 26 Регламента Думы городского округа Заречный, а также Положение о постоянных депутатских комиссиях Думы городского округа Заречный, утвержденное решением Думы городского округа Заречный от 28 октября 2021 года N 18-Р.
Так, в соответствии с частью 149 статьи 26 Регламента Думы городского округа Заречный, части 2 статьи 1 Положения о постоянных депутатских комиссиях Дума образует в обязательном порядке, в том числе, мандатную комиссию, которая является постоянно действующим органом Думы и подотчетна ей (часть 148 статьи 26 Регламента Думы городского округа Заречный, часть 3 статьи 1 Положения о постоянных депутатских комиссиях).
Структура, порядок избрания, полномочия и организация работы комиссий определяется Думой в принимаемом ею положении о комиссиях. Численный состав каждой комиссии устанавливается Думой, но не может быть менее трех депутатов. Персональный состав комиссий утверждается решением Думы большинством голосов от установленного состава Думы (части 153-155 статьи 26 Регламента Думы городского округа Заречный, часть 4 статьи 1 Положения о постоянных депутатских комиссиях).
Формирование повесток заседаний комиссий осуществляется в соответствии с повесткой заседания Думы с учетом предметов ведения комиссий, установленных Положением о депутатских комиссиях Думы городского округа Заречный, а также на основании поступивших в срок не позднее 5 рабочих дней до начала работы депутатских комиссий обращений граждан и организаций, направленных председателем Думы в комиссии Думы, и предложений от депутатов Думы, Главы городского округа и администрации городского округа (часть 151 статьи 26 Регламента Думы городского округа Заречный, часть 17 статьи 3 Положения о постоянных депутатских комиссиях).
В случае отсутствия на заседании комиссии лица, внесшего вопрос в повестку заседания комиссии, по решению большинства членов комиссии, присутствующих на заседании, данный вопрос может не рассматриваться (часть 152 статьи 26 Регламента Думы городского округа Заречный, часть 18 статьи 3 Положения о постоянных депутатских комиссиях).
Заседания мандатной комиссии проводятся по мере необходимости. Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа ее членов. Решение комиссии принимается большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии. Решения и протоколы заседаний подписывает председательствующий на заседании комиссии (часть 158 статьи 26 Регламента Думы городского округа Заречный, часть 10 статьи 3 Положения о постоянных депутатских комиссиях).
В заседаниях комиссий могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты, не входящие в их состав. Комиссии осуществляют свою деятельность на принципах свободы обсуждения и гласности. На их заседания могут приглашаться представители органов местного самоуправления, органов территориального общественного самоуправления, правоохранительных и фискальных органов, организаций, общественных и политических объединений, средств массовой информации, граждане (часть 159 статьи 26 Регламента Думы городского округа Заречный, часть 21 статьи 3 Положения о постоянных депутатских комиссиях).
Согласно части 22 статьи 3 Положения о постоянных депутатских комиссиях решения комиссией принимаются открытым голосованием большинством голосов от числа членом комиссии Думы, присутствующих на заседании, и фиксируются в протоколе заседания комиссии. Протокол заседания, решения Комиссии подписываются председательствующим на заседании комиссии Думы.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 4 Положения о постоянных депутатских комиссиях предметом ведения мандатной комиссии являются, в том числе, вопросы депутатской этики.
Решением Думу городского округа Заречный от 23 сентября 2015 года N 115-Р утверждены Правила депутатской этики, действовавшие на момент проведения заседания мандатной комиссии 17 мая 2022 года в первоначальной редакции.
Согласно пунктам 2 и 3 части 10 статьи 2 Правил депутатской этики в период заседаний Думы, депутатских комиссий, депутатских слушаний, публичных слушаний депутат не может выступать без предоставления слова, выступать не по повестке дня и не по существу вопроса повестки дня, допускать выкрики, прерывать выступающих.
В соответствии с частью 11 статьи 2 Правил депутатской этики, участвуя в работе Думы, депутат проявляет тактичность и уважение к председательствующему на заседании, депутатам Думы, аппарату Думы, должностным лицам органов местного самоуправления и иным присутствующим на заседании лицам. В соответствии с Регламентом Думы городского округа Заречный выступающий на заседаниях депутат не должен использовать в своей речи грубые и некорректные выражения. В случае нарушения депутатом иных правил депутатской этики, предусмотренных настоящими Правилами, председательствующий на заседании Думы либо комиссии предупреждают депутата о недопустимости таких нарушений.
Указанное в пункте 11 поведение депутата может быть рассмотрено на заседании Думы либо предложено Думой к рассмотрению на заседании мандатной комиссией. Мандатная комиссия может рассматривать вопрос о нарушении депутатом правил, установленных настоящими Правилами, по собственной инициативе (часть 12 статьи 2 Правил депутатской этики).
В силу положений статьи 6 Правил депутатской этики контроль за соблюдением депутатами настоящих Правил осуществляет мандатная комиссия Думы городского округа Заречный.
Мандатная комиссия может рассматривать вопрос о нарушении Правил депутатской этики по собственной инициативе, по инициативе Главы, Думы, депутата Думы городского округа Заречный. Также с заявлением о рассмотрении вопроса о неэтичном поведении депутата в мандатную комиссию могут обращаться жители муниципального образования, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководители организаций, общественных объединений. При этом обращение должно содержать фамилию, имя, отчество обратившегося, адрес его места жительства либо адрес юридического лица, данные о депутате и конкретные сведения о действиях, порочащих статус депутата (часть 26 статьи 6 Правил депутатской этики).
Относительно порядка рассмотрения вопросов о нарушении Правил депутатской этики в самих Правилах указано, что мандатная комиссия вправе предложить депутату дать ей объяснение в письменной форме по вопросу нарушения данным депутатом настоящих Правил (часть 27 статьи 6 Правил), что мандатная комиссия рассматривает обращение в срок не более одного месяца и что решение принимается большинством голосов от числа членов комиссии (часть 28 статьи 6 Правил).
Согласно частям 28 и 29 статьи 6 Правил депутатской этики по результатам рассмотрения вопроса о нарушении депутатом Правил депутатской этики мандатная комиссия принимает решение о наличии или отсутствии нарушения Правил депутатской этики. При установлении факта нарушения установленных Правил со стороны депутата мандатная комиссия принимает решение указать депутату на недопустимость подобных действий и (или) о внесении данного вопроса в повестку заседания Думы для рассмотрения и принятия к депутату мер воздействия.
В соответствии с частью 32 статьи 6 Правил депутатской этики Дума городского округа Заречный может принять к депутату, нарушившему настоящие Правила, одну из следующих мер воздействия:
1) объявить замечание и предупредить о недопустимости нарушения настоящих Правил;
2) лишить депутата, нарушившего настоящие Правила, права выступать на одном или нескольких заседаниях Думы;
3) лишить депутата, нарушившего этику выступления, права на повторные выступления по тому же вопросу.
4) рекомендовать депутату принести публичные извинения;
5) публично огласить на заседании Думы факты нарушения депутатом настоящих Правил;
6) разместить в СМИ информацию о нарушении депутатом правил депутатской этики.
Как следует из материалов дела и установлено судами, административный истец Ведерников В.Н. является избранным депутатом Думы городского округа Заречный седьмого созыва.
31 марта 2022 года состоялось девятое очередное заседание Думы городского округа Заречный седьмого созыва, на котором присутствовали 19 депутатов из 20 (за исключением Петуниной Г.Ф.), глава городского округа Заречный Захарцев А.В, представители администрации, директор МКУ "ДЕЗ" "данные изъяты", Белоярский межрайонный прокурор "данные изъяты", председатель КСП ГО Заречный "данные изъяты", представители СМИ, председательствовал на заседании "данные изъяты" "данные изъяты", что следует из протокола N 9 от 31 марта 2022 года (л.д. 65-82).
В повестку заседания под номером три включен вопрос об избрании председателя Думы городского округа Заречный седьмого созыва.
Как следует из протокола заседания Думы от 31 марта 2022 года после выступлений кандидатов на должность председателя Думы, одним из которых являлся Ведерников В.Н, выступил глава городского округа Заречный Захарцев А.В. с оценкой ситуаций и предложенных кандидатур, а депутаты Ведерников В.Н. и Дубровский К.С. высказались против оценок кандидатов, возмутились поведением Захарцева А.В, отметили, что выступлением Главы носит деструктивный характер (л.д. 69).
Согласно исследованной судом видеозаписи вышеуказанной части заседания Думы от 31 марта 2022 года (л.д. 100) во время выступления главы городского округа Заречный Захарцева А.В. депутат Ведерников В.Н. без предоставления ему слова вступил в диалог с главой городского округа Заречный, не реагировал на замечания и просьбы председательствующего на заседании "данные изъяты" "данные изъяты", в течение около 5 минут пререкался с главой Захарцевым А.В. и председательствующим "данные изъяты" "данные изъяты", перекрикивал их, препятствовал главе продолжить выступление, допустил в адрес главы следующие громкие, эмоциональные высказывания: "Вам не кажется, что Вы уже перебрали?", "Вы вообще чё, депутат у нас что ли?", "я спокоен как всегда и как удав в отличие от Вас", "помолчите Вы лучше, помолчите", "начинается тут, я не успокоюсь, пока Вы не замолчите", "успокойтесь и замолчите", "он кто?", "я возмущен таким поведением мэра", "это я Вас обвиняю в бездействии и в халатности", "остановите этого товарища", "Вы не исполняете решение суда и еще чего-то тут нас в уголок ставите".
6 апреля 2022 года глава городского округа Заречный Захарцев А.В. направил адресованное председателю Думы городского округа Заречный Кузнецову А.А. письмо N 108-01-34/2225 "О нарушении Правил депутатской этики", в котором просил рассмотреть на мандатной комиссии вопрос о неэтичном поведении депутата Думы городского округа Заречный Ведерникова В.Н. на заседании Думы, состоявшемся 31 марта 2022 года, а именно о нарушении депутатом Ведерниковым В.Н. пунктов 2, 3 части 10, части 11 статьи 2 Правил депутатской этики, поскольку в период заседания Думы Ведерников В.Н. выступал без предоставления слова, допускал выкрики, прерывал выступающих, проявил бестактность и неуважение к председательствующему на заседании Думы, к Главе городского округа Заречный, что подтверждается приложенной к письму видеозаписью с заседания Думы. Также просил при установлении факта нарушения Правил депутатской этики со стороны Ведерникова В.Н. принять решение о внесении данного вопроса в повестку заседания Думы для рассмотрения и принятия к депутату мер воздействия (л.д. 35).
На письме имеется виза председателя Думы городского округа Заречный Кузнецова А.А, которому оно было адресовано, от 6 апреля 2022 года: "аппарату Думы включить в план мандатной комиссии".
Повестка заседания мандатной комиссии Думы городского округа Заречный седьмого созыва от 17 мая 2022 года состоит из одного вопроса - о нарушении Правил депутатской этики депутатом Ведерниковы В.Н, в повестке имеется указание, что вопрос внесен Главой городского округа (л.д. 36).
17 мая 2022 года на заседании мандатной комиссии Думы городского округа Заречный седьмого созыва было рассмотрено обращение главы городского округа Заречный о нарушении Правил депутатской этики депутатом Ведерниковым В.Н, по результатам которого единогласно было принято решение N МК-1 о признании факта нарушения Правил депутатской этики со стороны депутата Ведерникова В.Н. на заседании Думы городского округа Заречный 31 марта 2022 года; депутату Ведерникову В.Н. указано на недопустимость подобных действий, необходимость соблюдения общепризнанных морально-этических норм проведения; призвано всех депутатов думы городского округа Заречный неукоснительно соблюдать Правила депутатской этики; направить решение председателю Думы, главе городского округа Заречный.
Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходя из положений статей 34, 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 статьи 23 Устава городского округа Заречный, утвержденного решением Думы городского округа Заречный от 07 февраля 2013 года N 1-Р, Регламента Думы городского округа Заречный, утвержденного решением Думы городского округа Заречный от 25 августа 2016 года N 110-Р, в редакции от 31 марта 2022 года, Правил депутатской этики, утвержденных решением Думы городского округа заречный от 23 сентября 2015 года N 115-Р, действующих в спорный период, установив фактические обстоятельства дела, исследовав представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о законности оспариваемого решения и отсутствии оснований, установленных в части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения требований административного истца, указав на отсутствие нарушение прав последнего.
При этом суд отклонил доводы административного истца о том, что глава городского округа Заречный Захарцев А.В. не имел права инициировать вопрос о нарушении Правил депутатской этики, указав на то, что данные доводы основаны на неверном толковании норм, регламентирующих спорные отношения. Отклоняя доводы о нарушении процедуры рассмотрения вопроса о нарушении депутатом Ведерниковым В.Н. Правил депутатской этики, суд первой инстанции исходил из того, что само по себе рассмотрение поступившего обращения по истечении месячного срока, не влечет нарушение прав административного истца, поскольку Правила депутатской этики не предусматривают последствия нарушения срока рассмотрения обращения.
С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции, указав, что выводы суда первой инстанции сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов нижестоящих судебных инстанций правильными.
Вопреки доводам жалобы судами была исследована видеозапись заседания Думы от 31 марта 2022 года, которая подтверждает факт нарушения депутатом Ведерниковым В.Н. пунктов 2, 3 части 10, части 11 статьи 2 Правил депутатской этики. Каких-либо требований к содержанию решения мандатной комиссии правовые акты не устанавливают.
Судами верно установлено, что оспариваемое решение принято в полном составе, с соблюдением установленных регламентом Думы городского округа Заречный, положением о постоянных депутатских комиссиях и правилами депутатской этики требований к процедуре, за исключением срока рассмотрения обращения, в пределах определенной указанными актами компетенции мандатной комиссии по вопросу, отнесенному к ведению, с принятием одного из предусмотренных частями 28 и 29 статьи 6 Правил депутатской этики.
Доводы жалобы о том, что судами не было принято во внимание поведение Главы городского округа Заречный Захарцева А.В. на заседании Думы городского округа Заречный 31 марта 2022 года, которое носило явно провокационный характер и противоречило требованиям закона и нормативным правовым актам, регулирующим порядок проведения заседания думы, отклоняются, поскольку в данном случае не имеют правового значения. Предметом административных требований является оспаривание решения, которое было вынесено по результатам действий административного истца.
Вопреки доводам жалобы, судами дана надлежащая оценка относительно срока рассмотрения обращения мандатной комиссией, сделаны верные выводы об отсутствии каких-либо последствий, нарушающих права, свободы и законные интересы административного истца в связи с превышением месячного срока рассмотрения обращения.
Доводы кассационной жалобы, по сути, выражают несогласие с данной судами оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
Несогласие с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм права.
Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Белоярского районного суда Свердловской области от 2 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 20 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ведерникова Василия Николаевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.