Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Печенкиной Н.А, судей Трапезниковой И.И, Кокоевой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Красноуральск на решение Красноуральского городского суда Свердловской области от 22 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 25 октября 2022 года по административному делу N2а-210/2022 по административному иску прокурора г. Красноуральска, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации городского округа Красноуральск о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкиной Н.А, пояснения представителя административного ответчика - Крыловой О.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения по доводам кассационной жалобы прокурора Никитиной Н.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Красноуральска, действующий в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Красноуральск о признании незаконным бездействие администрации городского округа Красноуральск, выразившееся в незаключении концессионного соглашения на объекты холодного водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории городского округа Красноуральск и находящиеся в муниципальной собственности; возложении обязанности в срок до 31 декабря 2022 года заключить концессионное соглашение на объекты холодного водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории городского округа Красноуральск, находящиеся в муниципальной собственности, указанные в перечне объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2022 году, утвержденном постановлением администрации городского округа Красноуральск от 19 января 2022 года N 36.
Требования мотивированы тем, что администрацией городского округа Красноуральск в течение длительного периода времени не принимаются меры, направленные на заключение концессионного соглашения в отношении объектов холодного водоснабжения и (или) водоотведения, срок ввода в эксплуатацию которых составляет более 5 лет, а также на проведение конкурса на право заключения такого соглашения; выявленные нарушения закона негативно влияют на процесс привлечения инвестиций в экономику муниципального образования городской округ Красноуральск, свидетельствуют о неэффективном использовании имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Решением Красноуральского городского суда Свердловской области от 22 июня 2022 года требования административного искового заявления прокурора города Красноуральск удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации городского округа Красноуральск по незаключению концессионного соглашения на объекты холодного водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории городского округа Красноуральск и находящиеся в муниципальной собственности; возложена обязанность на администрацию городского округа Красноуральск в срок до 31 декабря 2022 года заключить концессионное соглашение на объекты холодного водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории городского округа Красноуральск, находящиеся в муниципальной собственности, указанные в перечне объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2022 году, утвержденном постановлением администрации городского округа Красноуральск от 19 января 2022 года N 36.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 25 октября 2022 года изменено решение суда первой инстанции в части, на администрацию городского округа Красноуральск возложена обязанность в течении шести месяцев с момента вступления решения в законную силу, заключить концессионное соглашение на объекты холодного водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории городского округа Красноуральска, находящиеся в муниципальной собственности, указанные в перечне объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, утвержденный на соответствующий календарный год; в остальной части это же решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (поступила в суд первой инстанции 18 апреля 2023 года) административный ответчик выражает несогласие с решением суда первой инстанции и апелляционным определением, ссылаясь на то, что судами неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 01 февраля 2021 года постановлением городского округа Красноуральск N 100 утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2021 году.
19 января 2022 года постановлением городского округа Красноуральск N 36 утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2022 году.
При рассмотрении дела судами установлено, что 01 сентября 2019 года МБУ "Муниципальный заказчик" с МУП "Муниципальная управляющая компания городского округа Красноуральск" заключен договор аренды N 19074, согласно которому на праве аренды МУП "Муниципальная управляющая компания городского округа Красноуральск" передано имущество в виде объектов холодного водоснабжения и водоотведения, являющихся собственностью городского округа Красноуральск и закрепленных за арендодателем МБУ "Муниципальный заказчик" на праве оперативного управления, на срок по 31 июля 2020 года.
В настоящее время концессионные соглашения в отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории городского округа Красноуральск и находящихся в муниципальной собственности, не заключены. В отношении указанных в Перечне объектов, утвержденном постановлением городского округа Красноуральск N 36 от 19 января 2022 года, конкурсные процедуры для заключения концессионного соглашения, не проводились.
Установив вышеуказанные обстоятельства, а также то, что администрация не предпринимает необходимые действия для проведения конкурса на право заключения концессионных соглашений в отношении указанных объектов, руководствуясь положениями пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 9 части 1 статьи 6, статьи 41.1 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", части 1 статьи 1, пункта 1 статьи 3, пункта 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", суды пришли к заключению о том, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие, выразившееся в незаключении концессионного соглашения на объекты холодного водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории городского округа Красноуральск и находящиеся в муниципальной собственности; бездействие может повлечь нарушение прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, поскольку передача указанных объектов муниципальной собственности без проведения конкурсных процедур препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, его реконструкции, приводит к его ненадлежащему содержанию.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с решением суда первой инстанции в части установленного срока, исходил из того, что установленный судом первой инстанции срок не является разумным.
Позиция судов основана на правильном толковании и применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам административного дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что Законом N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" был установлен переходный период, позволяющий до 01 января 2015 года заключать договоры арены на срок до 3 лет по правилам, предусмотренным, в том числе, и Законом о защите конкуренции, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены как основанные на неверном толковании норм права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, с учетом приведенных положений действующего законодательства, срока ввода в эксплуатацию вышепоименованных объектов, суды пришли к аргументированному заключению о том, что передача прав владения и (или) пользования указанными объектами водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, могла быть осуществлена исключительно посредством заключения концессионного соглашения.
Обстоятельства, объективно препятствующие административному ответчику осуществить мероприятия по передаче вышеуказанного имущества по концессионным соглашениям, по административному делу не установлены.
При этом, доказательств, свидетельствующих о предпринятых администрацией всех необходимых действий, направленных на заключение концессионного соглашения на объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории городского округа Красноуральск и находящиеся в муниципальной собственности, в материалы дела не представлено. Вопрос о заключении концессионных соглашений в порядке, предусмотренном законодательством, в отношении указанных объектов до настоящего времени не решен.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, позиция административного ответчика, об отсутствии незаконного бездействия, приведенная в суде первой и апелляционной инстанциях, правомерно отклонена судами, как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречащая представленным в материалы дела и исследованным доказательствам.
Доводы жалобы о нарушении права органа местного самоуправления на самоопределение, безосновательны, решение вопроса местного значения не может осуществляться административным ответчиком в нарушение вышеприведенных норм действующего законодательства. Право прокурора на обращение в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц предусмотрено процессуальным законом.
Ссылки в жалобе на то, что проведение конкура на право заключения концессионного соглашения включает в себя шесть этапов, требует финансовых расходов, зависит от качества подготовки конкурсной документации, сами по себе не свидетельствуют о том, что определенный судом апелляционной инстанции срок для исполнения возложенной обязанности является неразумным, учитывая социальную значимость вышеуказанных объектов.
Суждение заявителя в кассационной жалобе о том, что конкурс может быть признан несостоявшимся, основано на предположении и не является основанием для отмены судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, установлены. Выводы судов соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на совокупности представленных в дело доказательств, правила оценки которых судами не нарушены.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судебных инстанций, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Красноуральского городского суда Свердловской области от 22 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 25 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Красноуральск - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 19 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.