Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-951/2022 по иску Ачитуевой Альбины Чойжинжаповны к акционерному обществу "Страховое общество газовой промышленности", Министерству обороны Российской Федерации о признании фактическим воспитателем, признании права на получение и взыскании единовременного пособия и страховой выплаты, по кассационной жалобе Ачитуевой Альбины Чойжинжаповны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, объяснения представителя истца Ачитуевой А.Ч. - Коломыцина М.В, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, представителя акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" Хакимовой К.Ф, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ачитуева А.Ч. обратилась в суд с иском к акционерному обществу "Страховое общество газовой промышленности" (далее - АО "СОГАЗ"), Министерству обороны Российской Федерации, с учетом уточнения требований, о признании ее лицом, фактически воспитывающим и содержавшим погибшего "данные изъяты" не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (фактическим воспитателем); признании ее права на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и страховой выплаты, предусмотренной статьей 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ в связи со смертью военнослужащего "данные изъяты"; взыскании с АО "СОГАЗ" единовременного пособия в размере 4 452 695 руб. 57 коп.; страховой выплаты в размере 2 968 463 руб. 66 коп.
В обоснование иска указала, что воспитывала "данные изъяты" одна с 2009 года, он находился на ее содержании и воспитывался ею более пяти лет до достижения совершеннолетия, так как его родители на основании решения Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 15 ноября 2007 года лишены родительских прав. "данные изъяты" в июне 2019 года окончил военное училище и продолжил прохождение военной службы по контракту в войсковой части 93992, дислоцированной в г. Чебаркуле Челябинской области. 28 декабря 2019 года был обнаружен труп "данные изъяты", висящий в петле из веревки, его смерть наступила в период прохождения военной службы, связана с исполнением обязанностей военной службы. Она обратилась в АО "СОГАЗ" с заявлением о выплате страховой суммы за погибшего военнослужащего "данные изъяты", а также за получением единовременного пособия, но в данных выплатах было отказано, полагает данный отказ незаконным и нарушающим ее права.
Решением Чебаркульского городского суда Челябинской области от 26 октября 2022 года Ачитуева А.Ч. признана, лицом фактически воспитывающим и содержавшим погибшего "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения, умершего "данные изъяты" года, в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия - фактическим воспитателем.
За Ачитуевой А.Ч. признано право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", в связи со смертью "данные изъяты"
С АО "СОГАЗ" в пользу Ачитуевой А.Ч. взыскано единовременное пособие, предусмотренное частью 8 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", с учетом индексации в размере 4 452 695 руб. 57 коп.
За Ачитуевой А.Ч. признано право на получение страховой выплаты, предусмотренной статьей 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации", в связи со смертью "данные изъяты"
С АО "СОГАЗ" в пользу Ачитуевой А.Ч. взыскана страховая выплата, предусмотренная статьей 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации", с учетом индексации в размере 2 968 463 руб. 66 коп.
С АО "СОГАЗ" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 45 605 руб. 80 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 марта 2023 года решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 26 октября 2022 года отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ачитуевой А.Ч. к АО "СОГАЗ", Министерству обороны Российской Федерации о признании фактическим воспитателем, признании права на получение и взыскании единовременного пособия и страховой выплаты отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Ачитуева А.Ч. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного.
Ачитуева А.Ч, представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемого апелляционного определения.
Судами установлено и из материалов дела следует, что родителями "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения, являются "данные изъяты" и "данные изъяты", которые решением Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 15 ноября 2007 года лишены родительских прав, с них взысканы алименты по 1 МРОТ ежемесячно в пользу учреждения, в котором будет находиться ребенок.
Постановлением администрации муниципального образования "Заиграевский район" Республики Бурятия" от 26 мая 2009 года N 419 несовершеннолетний "данные изъяты" находящийся в Заиграевском территориальном центре социального обслуживания населения, определен о государственную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
17 октября 2009 года между Органом опеки и попечительства в лице главы Джигидинского района, Ачитуевой А.Ч, именуемой приемный родитель, и ГУ "Республиканский центр по работе с семьей и детьми" (далее - Центр) заключен договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью сроком на один год, по условиям которого Орган опеки и попечительства передает, а приемный родитель принимает на воспитание в приемную семью ребенка (детей), далее именуемых приемными детьми: "данные изъяты" и "данные изъяты", а Центр обязуется в соответствии с законодательством направлять средства из республиканского бюджета на оплату труда приемного родителя и на другие меры их социальной поддержки, в том числе на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью. Приемному родителю предоставляются: единовременное пособие при устройстве ребенка на воспитание в семью, вознаграждение за труд по воспитанию, денежные средства на содержание приемного ребенка (детей) и другие меры социальной поддержки приемных детей в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с разделом 4 указанного договора денежные средства, предусмотренные на оплату труда приемных родителей и содержание приемных детей, выплачиваются Центром ежемесячно не позднее 20 числа текущего месяца за счет средств республиканского бюджета в размере, установленном Законом Республики Бурятия от 27 сентября 2001 года N 813-II "О материальном обеспечении и мерах социальной поддержки приемной семьи в Республике Бурятия": на оплату труда одному из приемных родителей в размере 4 625 руб. за воспитание одного ребенка, на второго и последующего ребенка, взятого на воспитание в приемную семью, устанавливается оплата в размере 3 185 руб, на размер оплаты труда начисляется районный коэффициент к заработной плате работников государственных учреждений. На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг. На ребенка (детей), передаваемого в семью на один год и более, выделяются средства на приобретение мебели. Орган опеки и попечительства предоставляет и оказывает содействие в получении приемной семьей по месту нахождения дополнительных мер социальной поддержки, предоставляемых региональным законодательством и решениями органов местного самоуправления. Приемный родитель обязан использовать денежные средства по целевому назначению. Приемный родитель обязан вести в письменной форме учет расходов по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание приемного ребенка (детей), и ежемесячно предоставлять сведения об израсходованных средствах в орган опеки и попечительства.
Дополнительными соглашениями к указанному договору продлевался срок его действия до 31 декабря 2013 года, когда по соглашению сторон договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью был расторгнут.
01 января 2014 года между Органом опеки и попечительства администрации муниципального образования "Джигидинский район", Ачитуевой А.Ч, именуемой приемный родитель, и Республиканским государственным учреждением "Центр социальной поддержки населения", представленным Отделом социальной защиты населения по Джигидинскому району (далее - РГУ), заключен договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью сроком до совершеннолетия, по условиям которого Орган опеки и попечительства передает, а приемный родитель принимает на воспитание в приемную семью ребенка "данные изъяты", а РГУ обязуется производить выплату вознаграждения приемному родителю, денежных средств на содержание ребенка в приемных семьях. Приемному родителю предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Республики Бурятия от 27 сентября 2001 года N 813-II "О материальном обеспечении и мерах социальной поддержки приемной семьи в Республике Бурятия". Приемный родитель по отношению к принятому на воспитание ребенку обладает всеми правами и обязанностями опекуна (попечителя). Сумма денежных средств на содержание ребенка в приемной семье (денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг, мебели) определяется согласно приложению к договору.
"данные изъяты" с 01 августа 2016 года проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации: до июня 2019 года проходил обучение в Дальневосточном высшем общевойсковом командном училище, затем проходил военную службу по контракту в войсковой части 93392, дислоцированной в г. Чебаркуле, в должности старшины роты, в воинском звании прапорщик.
28 декабря 2019 года в дровяном складе вблизи с командно- наблюдательным пунктом танкодрома обнаружен труп "данные изъяты", висящий в петле из веревки. Постановлением о прекращении уголовного дела от 28 февраля 2020 года установлено, что причиной смерти "данные изъяты" явился суицид от множественных финансовых задолженностей перед кредиторами и займодателями, уголовное дело прекращено за отсутствием события преступления.
Приказом командира 90 гвардейской танковой дивизии по личному составу N 1 от 09 января 2020 года прапорщик "данные изъяты" в соответствии с пунктом 7 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", статьей 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, исключен с 29 декабря 2019 года из списков личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в связи со смертью, смерть наступила в период прохождения военной службы, связана с исполнением обязанностей военной службы.
05 августа 2020 года в адрес АО "СОГАЗ" из военного комиссариата Джидинского района Республики Бурятия поступил комплект документов с заявлением Ачитуевой А.Ч. о страховой выплате по обязательному государственному страхованию в связи с гибелью (смертью) прапорщика "данные изъяты", к которому в числе иных документов приложены копии договоров о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
АО "СОГАЗ" письмом N СГ-79499 от 13 августа 2020 года уведомило врио директора департамента военно-экономического анализа Министерства обороны Российской Федерации, военного комиссара военного комиссариата Джидинского района Республики Бурятия, Ачитуеву А.Ч. о том, что правовые основания для осуществления страховой выплаты Ачитуевой А.Ч. отсутствуют, так как согласно Федеральному закону N 52-ФЗ опекуны отсутствуют в перечне лиц, имеющих право на получение страховой суммы, в связи со смертью застрахованного лица.
16 марта 2022 года в адрес АО "СОГАЗ" поступило заявление Ачитуевой А.Ч. о выплате ей единовременного пособия в связи с гибелью прапорщика "данные изъяты", к которому была приложена в числе иных документов копия решения Джидинского районного суда Республики Бурятия от 27 января 2022 года с отметкой о вступлении в законную силу 01 марта 2022 года, которым она признана лицом, фактически воспитывавшим и содержащим "данные изъяты"
21 марта 2022 года АО "СОГАЗ" письмом N СГ-35968 уведомило директора департамента военно-экономического анализа Министерства обороны Российской Федерации, войсковую часть 93992, Ачитуеву А.Ч. о том, что у АО "СОГАЗ" отсутствуют правовые основания для осуществления выплаты единовременного пособия Ачитуевой А.Ч. в связи со смертью "данные изъяты", поскольку последний умер "данные изъяты" года, до вступления в силу Федерального закона от 11 августа 2020 года N 286-ФЗ, в котором не указано, что его действие по выплате единовременного пособия распространяется на фактических воспитателей по событиям, наступившим до вступления Закона в силу.
Вышеуказанное решение Джидинского районного суда Республики Бурятия от 27 января 2022 года отменено апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 27 апреля 2022 года, заявление Ачитуевой А.Ч. об установлении факта, имеющего юридическое значение, оставлено без рассмотрения.
Согласно заключению военно-врачебной комиссии N 203 от 08 сентября 2022 года увечье прапорщика "данные изъяты", приведшее к смерти "данные изъяты", " "данные изъяты"" признано военной травмой.
На момент смерти "данные изъяты" действовали заключенные между Министерством обороны Российской Федерации и АО "СОГАЗ": государственный контракт N 581/ОК/2017/ДГЗ/3 на оказание услуг по осуществлению в 2018-2019 годах обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы, от 03 ноября 2017 года (далее - государственный контракт от 03 ноября 2017 года) и Соглашение об осуществлении в 2018-2019 годах выплат единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей от 11 января 2018 года (далее - Соглашение от 11 января 2018 года).
По условиям государственного контракта от 03 ноября 2017 года его предметом является обязательное государственное страхование в 2018-2019 годах жизни и здоровья застрахованных лиц - военнослужащих. Страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования являются, в том числе гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы. Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица - следующие лица: супруга (супруг) застрахованного лица, родители (усыновители) застрахованного лица, дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее 3 лет в связи с отсутствием у него родителей, отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее 5 лет, несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети застрахованного лица в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях, подопечные застрахованного лица.
Согласно условиям Соглашения от 11 января 2018 года его предметом является осуществление в 2018-2019 годах выплат военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы и членам их семей единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Выплата единовременных пособий производится АО "СОГАЗ" на основании документов, подтверждающих наступление у военнослужащих или членов семей погибших (умерших) военнослужащих права на соответствующие выплаты.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 969 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статьями 2, 5 Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации", статьей 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", исходил из того, что объяснениями истца и показаниями свидетелей подтверждается, что Ачитуева А.Ч. воспитывала "данные изъяты" больше десяти лет, привезла его из детского дома, когда он учился в пятом классе, в школе он учился до одиннадцатого класса, затем поступил в военное училище; истец полностью занималась его воспитанием, образованием, заботилась о нем; "данные изъяты" полностью находился на содержании Ачитуевой А.Ч. до достижения им совершеннолетия, в связи с чем пришел к выводу, что требования о признании истца фактическим воспитателем подлежат удовлетворению.
Признав за Ачитуевой А.Ч. право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в связи со смертью "данные изъяты", суд первой инстанции с учетом положений части 16 статьи 3 Федерального закона N 306-ФЗ, определилего размер в сумме 4 452 695 руб. 57 коп.
Признав за Ачитуевой А.Ч. право на получение страховой выплаты, предусмотренной статьей 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации", суд первой инстанции определилразмер страховой выплаты с учетом индексации в сумме 2 968 463 руб. 66 коп, Руководствуясь частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции взыскал с АО "СОГАЗ" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 45 605 руб. 80 коп.
Доводы ответчика о внесении изменений в законодательство после смерти "данные изъяты" судом первой инстанции отклонены в связи с тем, что правовое положение лиц, принадлежащих к одной категории (фактические воспитатели), в зависимости от даты смерти военнослужащего - до изменения законодательства или после него приводит к необоснованным различиям в объеме прав фактических воспитателей.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктами 1, 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации", частями 8, 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", пунктами 1, 3 статьи 96, пунктами 1, 2 статьи 152, пунктом 2 статьи 153, пунктом 2 статьи 1531 Семейного кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года N 22-П, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов", исходил из того, что в случае гибели военнослужащего в период прохождения военной службы, при исполнении обязанностей военной службы, выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию и получателями мер социальной поддержки лиц, потерявших кормильца, в рамках возмещения вреда, причиненного им гибелью (смертью) военнослужащего, являются члены семьи, прямо указанные в Федеральных законах и в заключенных на основании
норм этих законов договорах. Приемные родители, в отличие от фактических воспитателей (родственников ребенка и лиц, не состоящих с ним в родстве, воспитывающих и содержащих ребенка на безвозмездной основе за счет собственных средств) не относятся к числу лиц, имеющих право получать от воспитанников содержание вне зависимости от времени их воспитания, поскольку они выполняют обязанности воспитателя по договору о приемной семье за вознаграждение; воспитанники находятся на полном государственном обеспечении, ежемесячно за время пребывания в приемной семье из бюджета выделяются денежные средства на их питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь, проживание, а также бесплатно оказывается медицинская помощь, в связи с чем, в случае смерти воспитанника-военнослужащего у приемных родителей отсутствуют материальные потери в виде будущей возможности получать от него содержание. Государственными контрактами на оказание услуг по осуществлению в обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, Соглашениями об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, заключенными между Министерством обороны Российской Федерации и АО "СОГАЗ", и Правилами обязательного государственного страхования военнослужащих, действовавшими в день смерти "данные изъяты" и после внесения изменений в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ и Федеральный закон от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ, не предусмотрено предоставление страховых выплат и единовременного пособия приемным родителям (опекунам) в случае смерти их воспитанника, в период военной службы и при исполнении обязанностей военной службы. В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у истца, как у приемного родителя, отсутствует право на получение страховой суммы и единовременного пособия.
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что имеющимися в деле доказательствами подтверждается, что Ачитуева А.Ч. осуществляла воспитание "данные изъяты" на основании договоров о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, за что получала вознаграждение, также ей ежемесячно выплачивались из бюджета Республики Бурятия денежные средства на содержание "данные изъяты"; содержание истцом воспитанника "данные изъяты" за счет собственных денежных средств не подтверждено.
При этом суд апелляционной инстанции установил, что согласно ответам Отдела социальной защиты населения по Джидинскому району Республиканского государственного учреждения "Центр социальной поддержки населения" и Органа опеки и попечительства муниципального образования "Джидинский район", Ачитуева А.Ч. являлась получателем ежемесячного пособия на содержание приемного ребенка "данные изъяты" с января 2014 года по июнь 2016 года в размере от 4 800 руб. до 5 040 руб, а также вознаграждения приемному родителю в отношении "данные изъяты" за этот же период в размере 4 829 руб. Приложения к договору о передаче ребенка на воспитание в приемную семью не сохранились, но имеется письмо администрации муниципального образования "Джидинский район" от 17 февраля 2016 года об обязанности Ачитуевой А.Ч. сдать отчет опекуна за 2014, 2015 годы на подопечного "данные изъяты" и ответ Заиграевского районного отдела судебных приставов от 09 декабря 2008 года о розыске родителей "данные изъяты" в связи с неуплатой алиментов.
Представленная истцом справка Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Белоозерская средняя общеобразовательная школа" от 18 февраля 2023 года о работе Ачитуевой А.Ч. учителем русского языка и литературы с 2009 года не содержит сведений о размере заработной платы за период с 2009 года по 2016 год, в ней не указаны и основания выдачи. По пояснениям представителя истца работодатель сообщил истцу о возможности выдать справку о заработной плате только с 2017 года.
Согласно ответу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия от 01 марта 2023 года в отношении Ачитуевой А.Ч. справки о доходах за период с 2009 по 2016 год отсутствуют.
Из ответа, полученного из органа опеки и попечительства, следует, что отчеты приемного родителя истец в 2014-2015 годах не предоставляла.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии основания для удовлетворения требований истца соглашается, поскольку они основаны на правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судом обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что нормы Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ и Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ не содержат каких-либо ограничений, связанных с наличием опеки, попечительства или договора приемной семьи, для признания лица фактическим воспитателем военнослужащего, судебной коллегией отклоняются.
В статье 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ) установлено, что объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - обязательное государственное страхование), являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее - служба), отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее - застрахованные лица).
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ (в редакции, действовавшей на день смерти "данные изъяты") определено, что выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатели) являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица следующие лица: супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; родители (усыновители) застрахованного лица; дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей; отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет; несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях; подопечные застрахованного лица.
Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 315-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ дополнен абзацем следующего содержания: "лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим застрахованное лицо в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (фактический воспитатель). Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (данный порядок не распространяется на лиц, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта)".
Согласно части 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ, в редакции, действовавшей на день смерти "данные изъяты"), в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 руб.
Частью 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ предусмотрено, что членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются: 1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним; 2) родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы; 3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 286-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в часть 11 статьи 3 этого Федерального закона внесены изменения путем ее дополнения пунктом 4 следующего содержания: "4) лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в течение не менее пяти лет до достижения ими совершеннолетия (далее - фактический воспитатель). При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет фактический воспитатель, достигший возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющийся инвалидом. Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.".
Таким образом, Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 286-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федеральным законами от 14 июля 2022 года N 315-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был расширен круг лиц, имеющих право на получение единовременного пособия и страховой выплаты.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года N 22-П "По делу о проверке конституционности части 11 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в связи с жалобой гражданки Г.Н. Куликовой" часть 11 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку, определяя круг членов семьи военнослужащего, имеющих в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, в том числе по призыву, право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 9 той же статьи, она направлена на обеспечение особой социальной поддержки этих лиц в рамках публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного им гибелью (смертью) военнослужащего.
Признание части 11 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" не противоречащей Конституции Российской Федерации не исключает право федерального законодателя внести в действующее правовое регулирование - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления - изменения, направленные на совершенствование публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи, с тем чтобы обеспечить оказавшимся в затруднительном материальном положении лицам, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, оставшегося без материнского попечения в связи со смертью матери, и содержали его до достижения совершеннолетия, адекватное возмещение вреда, в том числе посредством предоставления мер социальной поддержки, сопоставимых по своему объему и характеру с ежемесячной денежной компенсацией, предусмотренной частью 9 статьи 3 названного Федерального закона.
Согласно правовой позиции, изложенной в указанном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, в случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство также принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того что их правовой статус производен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности. Осуществляя соответствующее правовое регулирование, федеральный законодатель - с учетом того, что Конституция Российской Федерации не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан, - вправе при определении организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты граждан, оставшихся без кормильца, в том числе членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, устанавливать круг лиц, имеющих право на те или иные конкретные меры социальной поддержки, и перечень этих мер, а также регламентировать порядок и условия их предоставления.
К элементам публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью), относятся и такие меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
По своему характеру и публично-правовому предназначению ежемесячная денежная компенсация, выплачиваемая членам семьи военнослужащего в случае его гибели (смерти), относится к мерам социальной поддержки лиц, потерявших кормильца, и право на ее получение не связано с наличием у них права на другие выплаты в рамках публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного им гибелью (смертью) военнослужащего, в том числе на пенсию по случаю потери кормильца, и на иные меры социальной защиты. Соответственно, при определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на получение данной выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из ее целевого назначения, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание при наличии предусмотренных законом условий.
Не исключаются жизненные ситуации, в которых отсутствие у мачехи погибшего (умершего) военнослужащего права на получение указанной ежемесячной денежной компенсации - притом что она длительное время добросовестно осуществляла обязанности по воспитанию и содержанию пасынка, фактически заменив ему родную мать, - может препятствовать обеспечению ей адекватного возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву. В таких ситуациях установленный действующим правовым регулированием публично-правовой механизм возмещения вреда не достигает своей цели.
Исходя из публично-правового предназначения ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", федеральный законодатель вправе расширить круг лиц, которые считаются членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющими право на ее получение, тем более что правовое регулирование, действующее в сфере социальной защиты, не препятствует законодательному разрешению вопроса о предоставлении социальной поддержки лицам, не имеющим, как и мачехи, родственной связи с погибшим (умершим) военнослужащим, но при этом в добровольном порядке принявшим на себя и длительное время фактически осуществлявшим обязанности по его воспитанию и содержанию до достижения совершеннолетия.
При этом может быть учтен и нашедший отражение в семейном законодательстве подход к регулированию отношений по поводу алиментных обязательств других (помимо родителей, детей и супругов) членов семьи: в частности, нетрудоспособные нуждающиеся в помощи отчим и мачеха, воспитывавшие и содержавшие своих пасынков или падчериц, вправе требовать в судебном порядке предоставления содержания от трудоспособных совершеннолетних пасынков или падчериц, обладающих необходимыми для этого средствами, в случае невозможности получения содержания от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супруга (бывшего супруга), а освобождение судом пасынков и падчериц от обязанностей содержать отчима или мачеху допускается лишь тогда, когда они воспитывали и содержали их менее пяти лет либо выполняли свои обязанности по воспитанию или содержанию пасынков и падчериц ненадлежащим образом (статья 97 Семейного кодекса Российской Федерации), что позволяет суду исследовать фактические обстоятельства, подтверждающие право мачехи на получение содержания от совершеннолетних пасынков или падчериц, в том числе свидетельствующие о выполнении ею обязанностей по их воспитанию и содержанию.
Во исполнение указанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации были внесены изменения в Федеральный закон от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ и Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 96 Семейного кодекса Российской Федерации нетрудоспособные нуждающиеся лица, осуществлявшие фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей, имеют право требовать в судебном порядке предоставления содержания от своих трудоспособных воспитанников, достигших совершеннолетия, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов). Обязанности, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, не возлагаются на лиц, находившихся под опекой (попечительством), или на лиц, находившихся на воспитании в приемных семьях.
В соответствии с пунктом 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов" под фактическими воспитателями, обязанность по содержанию которых возлагается на их воспитанников (статья 96 Семейного кодекса Российской Федерации), следует понимать как родственников ребенка, так и лиц, не состоящих с ним в родстве, которые осуществляли воспитание и содержание ребенка, не являясь при этом усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем или патронатным воспитателем ребенка.
Согласно абзацу 3 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ) дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи (абзац 9 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) (абзац 8 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ)
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1531 Семейного кодекса Российской Федерации размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции на основании вышеприведенного правового регулирования, правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года N 22-П, пришел к правильному выводу о том, что приемные родители, в отличие от фактических воспитателей (родственников ребенка и лиц, не состоящих с ним в родстве, воспитывающих и содержащих ребенка на безвозмездной основе за счет собственных средств) не относятся к числу лиц, имеющих право получать от воспитанников содержание вне зависимости от времени их воспитания, поскольку они выполняют обязанности воспитателя по договору о приемной семье за вознаграждение; воспитанники находятся на полном государственном обеспечении, ежемесячно за время пребывания в приемной семье из бюджета выделяются денежные средства на их питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь, проживание, а также бесплатно оказывается медицинская помощь, в связи с чем, в случае смерти воспитанника-военнослужащего у приемных родителей отсутствуют материальные потери в виде будущей возможности получать от него содержание.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводом суда апелляционной инстанции о том, что материалами дела не подтверждается содержание Ачитуевой А.Ч. воспитанника "данные изъяты" за счет собственных средств; денежные средства, предоставляемые Ачитуевой А.Ч. по законам Республики Бурятия, не компенсировали расходы на проживание и проезд "данные изъяты", Ачитуева А.Ч. несла расходы за счет собственных средств; в суд были представлены сведения о том, что в период воспитания "данные изъяты", Ачитуева А.Ч. была трудоустроена в школе, то есть имела собственный заработок, судебной коллегией отклоняются, поскольку направлены на переоценку установленных обстоятельств и исследованных доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу норм статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационного суда общей юрисдикции не входит.
Доводы кассационной жалобы о том, что обязанности по договорам о передаче "данные изъяты" в приемную семью Ачитуевой А.Ч. исполнялись надлежащим образом, каких-либо сведений об ее отстранении от исполнения обязанностей приемного родителя в связи с ненадлежащим исполнением возложенных обязанностей в материалах дела не имеется; в материалах дела не имеется сведений о получении ею каких-либо выплат, не предусмотренных Законом Республики Бурятия "О материальном обеспечении и мерах социальной поддержки приемной семьи в Республике Бурятия", на правильность выводов суда апелляционной инстанции не влияют.
Доводы жалобы о том, что решением Джидинского районного суда Республики Бурятия от 04 октября 2022 года, вступившим в законную силу 14 ноября 2022 года, признано право на получение ежемесячной денежной компенсации в соответствии с частью 9 статьи 3 Федеральный закон от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в связи со смертью военнослужащего "данные изъяты"; данное решение суда имеет преюдициальное значение в соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; у суда апелляционной инстанции не имелось оснований пересматривать обстоятельства, установленные решением Джидинского районного суда Республики Бурятия от 04 октября 2022 года; для ответчика - Министерства обороны Российской Федерации обстоятельства того, что Ачитуева А.Ч. фактически воспитывала и содержала погибшего военнослужащего, является доказанным, а поскольку АО "СОГАЗ" является распорядителем бюджетных средств Министерства обороны Российской Федерации, не имеется оснований считать недоказанными данные обстоятельства, являются несостоятельными.
АО "СОГАЗ" не принимало участия при рассмотрении искового заявления Ачитуевой А.Ч. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации (гражданское дело N 2-801/2022), соответственно оснований считать доказанными обстоятельства, которые были установлены при рассмотрении указанного дела, у суда апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего спора не имелось.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства и его выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ачитуевой Альбины Чойжинжаповны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.