Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2827/2022 по иску Пасеко Александра Ивановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пасеко А.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) о признании незаконным решения от 17 февраля 2022 года в части отказа во включении в специальный стаж (работа с тяжелыми условиями труда, Список N2, работа на лесозаготовках и лесосплаве) периодов работы: с 28 февраля 1989 года по 31 марта 1989 года, с 17 января 1990 года по 30 мая 1990 года, с 31 мая 1990 года по 30 мая 1991 года, с 25 августа 1992 года по 29 июля 1993 года - в качестве машиниста тракториста на трелевке леса, с 30 июля 1993 года по 30 сентября 1996 года - в качестве машиниста ЛП-19 на валке леса, с 16 октября 1996 года по 14 апреля 1997 года - в качестве тракториста-машиниста шестого разряда на погрузке хлыстов у лесовозных дорог; возложении обязанности включить указанные периоды работы в специальный стаж (работа с тяжелыми условиями труда, Список N2, работа на лесозаготовках и лесосплаве).
В обоснование исковых требований указал, что обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 17 февраля 2022 года в расчет специального стажа не были включены вышеуказанные периоды работы в Кедровском лесопункте. Полагает решение пенсионного органа незаконным.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 сентября 2022 года, с учетом определения об исправлении описки от 27 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 января 2023 года, исковые требования Пасеко А.И. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 17 февраля 2022 года N 182 в части отказа по включению в специальный стаж, согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", работы на лесозаготовках и лесосплаве, периодов работы Пасеко А.И. с 28 февраля 1989 года по 02 января 1990 года, с 17 января 1990 года по 14 февраля 1991 года, с 01 марта 1991 года по 14 апреля 1992 года, с 29 апреля 1992 года по 28 августа 1994 года, с 01 ноября 1994 года по 10 сентября 1995 года, с 05 ноября 1995 года по 11 сентября 1996 года, с 16 октября 1996 года по 14 апреля 1997 года.
На ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность включить в специальный стаж, согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", работы на лесозаготовках и лесосплаве, периоды работы Пасеко А.И. с 28 февраля 1989 года по 02 января 1990 года, с 17 января 1990 года по 14 февраля 1991 года, с 01 марта 1991 года по 14 апреля 1992 года, с 29 апреля 1992 года по 28 августа 1994 года, с 01 ноября 1994 года по 10 сентября 1995 года, с 05 ноября 1995 года по 11 сентября 1996 года, с 16 октября 1996 года по 14 апреля 1997 года.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
С ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу Пасеко А.И. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.
ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 01 января 2023 года внесены соответствующие сведения.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 января 2023 года и решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 сентября 2022 года в части включения в специальный страховой стаж истца в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 01 января 1992 года по 14 апреля 1992 года, с 29 апреля 1992 года по 28 августа 1994 года, с 01 ноября 1994 года по 10 сентября 1995 года, с 05 ноября 1995 года по 11 сентября 1996 года, с 16 октября 1996 года по 14 апреля 1997 года.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения Пасеко А.И.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно части 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
Как разъяснено в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", суд кассационной инстанции проверяет законность только тех судебных постановлений, которые обжалуются, и только в той части, в которой они обжалуются (часть вторая статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть решения обусловлена другой его частью, которая не обжалуется заявителем, то эта часть решения также подлежит проверке кассационным судом общей юрисдикции.
Поскольку с учетом оснований и предмета заявленных требований оспариваемая часть решения суда первой инстанции взаимосвязана с другой его частью решения, которая заявителем не оспаривается, судебная коллегия проверила решение суда первой инстанции в части разрешения всех исковых требований.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, проверив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 11 февраля 2022 года Пасеко А.И. обратился в ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 17 февраля 2022 года N 182 Пасеко А.И, "данные изъяты", в назначении страховой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. Страховой стаж определен пенсионным органом продолжительностью 30 лет 04 месяцев 15 дней, специальный стаж (местность, приравненная к районам Крайнего Севера) - 27 лет 11 месяцев 07 дней, стаж работы на лесозаготовках и лесосплаве - 04 месяца 17 дней (период с 04 декабря 2001 года по 20 апреля 2002 года), стаж работы, предусмотренный Списком N 2 - отсутствует.
Указанным решением в расчет специального стажа истца (работа с тяжелыми условиями труда, Список N 2, работа на лесозаготовках и лесосплаве) не включены периоды работы:
с 03 сентября 1986 года по 09 октября 1986 года, поскольку согласно трудовой книжки и приказа о приеме на работу работа осуществлялась в должности тракториста 3 разряда, по сведениям приказа об увольнении уволен с должности слесаря, сведения о льготном характере работы в документах отсутствуют;
с 28 февраля 1989 года по 31 марта 1989 года, с 17 января 1990 года по 30 мая 1990 года, с 31 мая 1990 года по 30 мая 1991 года, с 25 августа 1992 года по 29 июля 1993 года, так как по сведениям, содержащимся в трудовой книжке, с 28 февраля 1989 года работа осуществлялась в должности машиниста-тракториста на трелевке леса, согласно приказу 14/к от 25 февраля 1989 года, при этом вышеуказанным приказом Пасеко А.И. по факту принят трактористом, а при отсутствии основной работы стропальщиком сортировщиком древесины, в приказе от 31 мая 1990 года значится маш.-тракт, в приказе от 25 августа 1992 года значится маш.-тракт (архивная справка N С-267 от 18 августа 2021 года), сведения о льготном характере работы в документах отсутствуют;
с 01 апреля 1989 года по 02 января 1990 года, с 30 июля 1993 года по 30 сентября 1996 года, так как с 01 апреля 1989 года переведен на должность машиниста ЛП-19 на валку леса, с 30 июля 1993 года в приказах значится как тракторист (архивная справка N С-267 от 18 августа 2021 года), наименование должностей не соответствует разделу XXII Списка N 2 от 22 августа 1956 года N 1173 и Списку от 24 апреля 1992 года, сведения о льготном характере работы в документах отсутствуют;
с 31 мая 1991 года по 24 августа 1992 года, поскольку согласно архивной справке N С-267 от 18 августа 2021 года, работал в должности рабочего;
с 16 октября 1996 года по 14 апреля 1997 года, так как должность тракторист-машинист шестого разряда на погрузке хлыстов у лесовозных дорог не соответствует Списку от 24 апреля 1992 года, сведения о льготном характере работы в документе отсутствуют;
с 15 апреля 1997 года по 06 июля 1997 года, так как в приказах значится работающим в должности оператор, должность не соответствует Списку от 24 апреля 1992 года, сведения о льготном характере работы в документах отсутствуют;
с 07 июля 1997 года по 16 февраля 1998 года, так как в приказах значится работающим в должности тракторист, должность не соответствует Списку от 24 апреля 1992 года, сведения о льготном характере работы в документах отсутствуют.
Кроме того, согласно решению ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, из расчета специального стажа (работа с тяжелыми условиями труда, Список N 2, работа на лесозаготовках и лесосплаве, работа в условиях местности, приравненной к районам Крайнего Севера) исключены периоды прохождения курсов операторов с 27 февраля 1989 года по 31 марта 1989 года и предоставления истцу отпусков без сохранения заработной платы с 03 января 1990 года по 16 января 1990 года, с 15 февраля 1991 года по 28 февраля 1991 года, с 15 апреля 1992 года по 28 апреля 1992 года, с 29 августа 1994 года по 31 октября 1994 года, с 11 сентября 1995 года по 04 ноября 1995 года, с 12 сентября 1996 года по 15 октября 1996 года, с 07 июля 1997 года по 19 июля 1997 года, с 21 августа 1997 года по 31 октября 1997 года.
Пасеко А.И. зарегистрирован в системе обязательного страхования 07 октября 1999 года.
Согласно трудовой книжке, Пасеко А.И. 28 февраля 1989 года принят на работу в производственное объединение "Хантымансийсклес" в Кедровский лесопункт машинистом-трактористом на трелевку леса, 01 апреля 1989 года переведен машинистом ЛП-19 на валку леса, 01 октября 1996 года переведен трактористом-машинистом шестого разряда на погрузку хлыстов у лесовозных дорог, уволен по собственному желанию 16 февраля 1998 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 2, 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 273, исходил из того, что характер работы истца в спорные периоды свидетельствуют о том, что истец занимал должности и выполнял работу в едином технологическом процессе лесозаготовок предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства и пришел к выводу, что в стаж работы предусмотренной пунктом 2, пунктом 7 части 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подлежат включению периоды работы истца с 28 февраля 1989 года по 02 января 1990 года, с 17 января 1990 года по 14 февраля 1991 года, с 01 марта 1991 года по 14 апреля 1992 года, с 29 апреля 1992 года по 28 августа 1994 года, с 01 ноября 1994 года по 10 сентября 1995 года, с 05 ноября 1995 года по 11 сентября 1996 года, с 16 октября 1996 года по 14 апреля 1997 года, в специальный стаж не подлежат включению периоды отпусков истца без сохранения заработной платы, оспариваемое решение ответчика подлежит признанию незаконным в части исключения из специального стажа работы истца указанных периодов.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав, что судом правомерно разрешен вопрос о тождестве работ, выполняемых истцом в должностях машиниста-тракториста на трелевке леса, машиниста ЛП-19 на валке леса, тракториста-машиниста шестого разряда на погрузке хлыстов у лесовозных дорог, работам, указанным в Списке работ, профессий, должностей, поскольку в соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Полная занятость Пасеко А.И. с 28 февраля 1989 года по 16 февраля 1998 года в производственном процессе по лесозаготовке за исключением периодов предоставления отпусков без сохранения заработной платы подтверждается архивной справкой администрации Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2021 года N С-213/1.
Суд апелляционной инстанции признал правильным вывод суда первой инстанции о том, что работа истца машинистом-трактористом на трелевке леса, машинистом ЛП-19 на валке леса, трактористом-машинистом шестого разряда на погрузке хлыстов у лесовозных работ подлежит включению в специальный стаж в соответствии со Списком N 2 от 22 августа 1956 года, Списком от 24 апреля 1992 года, действовавших в спорные периоды.
Доводы апелляционной жалобы о том, что требуемый стаж у истца на основании пункта 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не выработан, суд апелляционной инстанции отклонил, указав, что требования о назначении досрочной страховой пенсии по старости Пасеко А.И. в рамках настоящего гражданского дела не заявлялись, решение суда выводов о назначении досрочной страховой пенсии по старости не содержит.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит обжалуемые судебные акты вынесенными с существенным нарушением норм права, которые выразились в следующем.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Требованиям законности и обоснованности согласно пункту 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должно отвечать и апелляционное определение суда апелляционной инстанции.
В пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем обжалуемые судебные акты указанным требованиям не отвечают.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (пункт 2).
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет (пункт 7).
Аналогичные пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" положения содержались в подпункте 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в ранее действовавшем пенсионном законодательстве - подпункте "ж" пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с частями 2-3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (специальный стаж), при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Согласно подпункту "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее по тексту Список N 2 1991 года);
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее по тексту - Список N 2 1956 года).
Список N 2 1956 года содержал раздел XXII "Лесозагатовки", согласно которому право на досрочное пенсионное обеспечение имели, в том числе машинисты трелевочных машин и лебедок, трактористы на трелевке и вывозке леса.
Работы, предусмотренные разделом XXII "Лесозаготовки" Списка N 2 от 1956 года, с 01 января 1992 года были исключены из Списка N 2 и включены в отдельный Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 273 (далее по тексту - Список N 273).
Согласно подпункту "д" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Список N 273 применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования.
Указанным Списком N 273 предусмотрены, в том числе машинисты трелевочных машин, трактористы на подготовке лесосек, трелевке и вывозе леса.
Данный Список распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.
Таким образом, оценка пенсионных прав в связи с работой на лесозаготовках до 01 января 1992 года может быть произведена по Списку N 2 1956 года, с 01 января 1992 года - по Списку N 273 от 24 апреля 1992 года, в соответствии с которым определяется право на назначение пенсии по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом весь период данной работы, как до 01 января 1992 года, так и после указанной даты, может быть включен в стаж для досрочного назначения пенсии по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Поскольку работы на лесозаготовках, выполнявшиеся до 01 января 1992 года и предусмотренные Списком N 2 от 1956 года, и работы после 01 января 1992 года, предусмотренные Списком N 273 от 24 апреля 1992 года, являются работами с одинаковыми условиями труда, они не могут суммироваться в порядке, предусмотренном пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорные периоды работы истца подлежат включению в специальный стаж работы, предусмотренной как пунктом 2, так и пунктом 7 части 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при этом в резолютивной части решения указал, что периоды работы истца на лесозаготовках и лесосплаве подлежат включению в специальный стаж по пункту 2 части 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Указанные выводы суда основаны на неправильном применении вышеприведенных норм материального права. Периоды работы на лесозаготовках и лесосплаве после 01 января 1992 года не могут быть включены в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку работы, предусмотренные разделом XXII "Лесозаготовки" Списка N 2 от 1956 года, с 01 января 1992 года были исключены из Списка N 2 и включены в отдельный Список N 273, в соответствии с которым право на досрочную пенсию определялось с 01 января 1992 года по подпункту "ж" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года 340-1"О государственных пенсиях в Российской Федерации", с 01 января 2002 года - по подпункту 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с 01 января 2015 года - по пункту 7 части 1 статьи 30 от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На основании изложенного, состоявшиеся судебные акты нельзя признать законными.
Для разрешения исковых требований необходимо определить какой вариант включения спорных периодов работы в специальный стаж является наиболее выгодным для Пасеко А.И. - по пункту 2 части 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в отношении периодов работы, имевших место до 01 января 1992 года и далее по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" или по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в отношении всех периодов работы, протекавших как до 01 января 1992 года, так и после указанной даты.
Суду следует предложить пенсионному органу предоставить расчеты специального стажа истца с учетом спорных периодов по всем предусмотренным законом основаниям применительно к трудовой деятельности истца для определения наиболее выгодного истцу варианта, проверить правильность данных расчетов с учетом представленных в материалы дела доказательств.
При этом следует учитывать, что в соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Статьей 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" было предусмотрено, что при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 данного Закона, в льготном порядке исчисляются, в том числе периоды работы (службы) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере.
Как следует из письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04 июня 2004 года N МЗ-637 "О порядке применения положения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П", подготовленного по результатам рассмотрения запроса Пенсионного фонда Российской Федерации о порядке установления трудовых пенсий в связи с вступлением в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан, при установлении пенсии до 01 января 2002 года применялись нормы Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Указанные нормы предусматривали как льготное исчисление общего и специального трудового стажа при реализации права на пенсию, включая определение ее размера без применения индивидуального коэффициента пенсионера, так и календарное исчисление указанного стажа при определении ее размера с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает льготного исчисления страхового стажа при определении права на трудовую пенсию, а также общего трудового стажа при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 года.
Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 29 января 2004 года N 2-П установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" "по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично)". С учетом изложенного при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым указать, что суд первой инстанции в нарушение статьи 149 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предложил истцу уточнить исковые требования, при этом, разрешая спор, вышел за их пределы, включив в специальный стаж периоды работы, относительно которых требования истцом не заявлялись.
Учитывая изложенное, решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 сентября 2022 года с учетом определения об исправлении описки от 27 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 января 2023 года подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 сентября 2022 года с учетом определения об исправлении описки от 27 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 января 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ханты-Мансийского районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.