Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2484/2022 по иску Свириденко Инны Николаевны к администрации города Нижний Тагил Свердловской области о включении периода работы в стаж муниципальной службы, признании права получение ежемесячной надбавки к пенсии за выслугу лет на муниципальной службе, перерасчете и выплате пенсии, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Свириденко Инны Николаевны на решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 24 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Свириденко И.Н. обратилась с иском к администрации г. Нижний Тагил, в котором просила обязать ответчика:
- включить в стаж муниципальной службы период ее работы с 12 октября 1987 года по 02 мая 1989 года на должностях товароведа, инспектора городского управления торгами;
- внести соответствующие изменения в распоряжение администрации города Нижний Тагил от 28 декабря 2021 года N 1088-лс "Об установлении пенсии за выслугу лет Свириденко И.Н." в части стажа муниципальной службы и размера пенсии в процентах должностного оклада и направить его в установленный (7-дневный) срок в управление социальных программ и семейной политики администрации города согласно Порядку назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в городе Нижний Тагил, утвержденному постановлением Главы города Нижний Тагил от 25 июля 2017 года N 148-ПГ "Об утверждении Порядка назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в городе Нижний Тагил";
- произвести перерасчет и выплатить недоначисленную пенсию в размере 35% от должностного оклада, начиная с 10 декабря 2021 года по дату вступления решения суда в законную силу;
- взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб. и судебные расходы.
В обоснование заявленных требований указала, что 10 декабря 2021 года обратилась в администрацию г..Нижний Тагил с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, как муниципальному служащему со стажем работы более 20 лет, в размере 100% от должностного оклада. Ответчик, принимая решение о размере пенсии за выслугу лет, исключил из стажа период работы в управлении торгами Нижнетагильского горисполкома с 12 октября 1987 года по 02 мая 1989 года, поскольку, по мнению ответчика, Управление торгами не является органом власти и должности, замещаемые в данном управлении, не могут учитываться для исчисления стажа муниципальной службы. При исключении периода, принятый к учету стаж составил 19 лет 03 месяца 23 дня, а размер надбавки к пенсии - 65%, вместо ожидаемых ею 100% от должностного оклада. С решением ответчика не согласна. Указала, что в сентябре 1987 года по ходатайству начальника городского управления торгами Нижнетагильского горисполкома истец перераспределена Управлением торговли Свердловского облисполкома в ведение городского управления торгами Нижнетагильского горисполкома и принята на работу в указанное управление с 12 октября 1987 на должность товароведа. До увольнения 07 сентября 1990 года в связи с переводом в Нижнетагильский техникум советской торговли фактически работала инспектором отдела организации торговли. 01 апреля 1989 года городское Управление торгами Нижнетагильского горисполкома реорганизовано в хозрасчетное Управление торговли с сохранением всех ранее выполняемых функций Горисполкома в сфере торговли и добавлением функции оперативного управления розничной сетью непродовольственных товаров. Она переведена в хозрасчетное управление торговли 03 мая 1989 года. 20 сентября 1991 года принята переводом на работу в исполнительный комитет Тагилстроевского районного Совета Нижнего Тагила, в дальнейшем переименованный в администрацию Тагилстроевского района г..Нижний Тагил Свердловской области.
Согласно законодательству РСФСР, в период ее работы в управлении торгами в структуру городского исполнительного комитета Нижнего Тагила должно было входить управление торговли, которое могло состоять как на местном бюджете, так и на хозяйственном расчете. Полагала, что период ее работы с 12 октября 1987 года по 02 мая 1989 года должен быть включен в стаж работы, дающий право на получение ежемесячной надбавки к пенсии, поскольку управление торгами было создано как структурное подразделение горисполкома, Управление торгами под действующим наименованием либо как Управление (отдел) торговли должно было находиться в составе горисполкома. Она работала в управлении торгами на должностях, названия которых поименованы в действовавших нормативных актах, касающихся структуры и штатов отделов и управлений горисполкома. 11 января 2011 года она была уволена из администрации Тагилстроевского района г..Нижний Тагил Свердловской области по сокращению штата. По ее расчету, стаж работы, дающий право на получение надбавки к пенсии за выслугу лет, составил 20 лет 09 месяцев 20 дней.
Решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 24 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 января 2023 года, в удовлетворении исковых требований Свириденко И.Н. отказано.
В кассационной жалобе Свириденко И.Н. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения администрации г. Нижний Тагил Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2023 года ходатайство администрации города Нижний Тагил Свердловской области об участии в судебном заседании посредством видеконференц-связи оставлено без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, проверив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, подтверждается записями в трудовой книжке, что истец 06 августа 1986 года принята на работу в В-Пышминский торг на должность товароведа по изучению спроса.
30 сентября 1987 года уволена по пункту 5 статьи 29 КЗоТ РСФСР в порядке перевода в Нижнетагильское управление торгами.
12 октября 1987 года истец принята переводом на должность товароведа в Нижнетагильское городское управление торгами.
18 декабря 1987 года истец переведена на должность инспектора.
01 апреля 1989 года городское Управление торговли реорганизовано в хозрасчетное Управление торговли г. Нижний Тагил.
10 декабря 2021 года истец обратилась к главе г. Нижний Тагил с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет к назначенной страховой пенсии в соответствии с Положением о назначении и выплате пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим и муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в г. Нижний Тагил, утвержденным Решением Нижнетагильской городской Думы от 22 октября 2009 года N 74.
Распоряжением администрации г. Нижний Тагил от 28 декабря 2021 года N 1088-лс истцу, замещавшей должность муниципальной службы главного специалиста администрации Тагилстроевского района г. Нижний Тагил, с 10 декабря 2021 года установлена пенсия за выслугу лет в размере 65% должностного оклада, исходя из стажа муниципальной службы 19 лет 03 месяца 23 дня.
Приказом Управления социальных программ и семейной политики администрации г. Нижний Тагил от 12 января 2022 года N 5 Свириденко И.Н. определена пенсия за выслугу лет с 10 декабря 2021 года в размере 65 процентов ежемесячного должностного оклада, что составляет 8638 руб. 11 коп.
Из представленной в материалы дела справки от 27 декабря 2021 года N 2105 об исчислении стажа муниципальной службы Свердловской области следует, что при расчете стажа муниципальной службы ответчиком включены следующие периоды работы истца:
- с 20 сентября 1991 года по 31 января 1992 года (00 лет 04 месяца 11 дней) - специалист 1 категории по ценам Исполнительного комитета Тагилстроевского районного Совета народных депутатов;
- с 01 февраля 1992 года по 11 января 2011 года (18 лет 11 месяцев 10 дней) - старший инспектор по контролю за ценами, помощник главы администрации по контролю за ценами, главный специалист по экономике, главный специалист отдела организации и контроля, главный специалист отдела коммунального хозяйства, главный специалист администрации Тагилстроевского района.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Областного закона от 21 января 1997 года N 5-ОЗ "О стаже государственной гражданской службы Свердловской области и стаже муниципальной службы в Свердловской области", Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области", Указом Президиум Верховного Совета СССР от 19 марта 1971 года N 1337-VIII "Об основных правах и обязанностях городских и районных в городах Советов народных депутатов" исходил из того, что должность муниципальной службы, период замещения которой подлежит включению в стаж муниципальной службы, должна быть предусмотрена в органе местного самоуправления. В части включения периодов работы в отделах и управлениях исполнительных комитетов Советов народных депутатов, имевших место до 1992 года, в стаж государственной и муниципальной службы учитываются периоды работы согласно Перечню отделов и управлений исполнительных комитетов краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов в РСФСР, который является приложением к Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 01 июля 1982 года. Из раздела IV Перечня отделов и управлений, утвержденного названным Указом, следует, что в состав отделов и управлений "Управление торговли", не входило. Функциональные обязанности лиц, замещавших должности в отделах и управлениях должны соответствовать функциональным обязанностям лиц, замещавших должности, предусмотренные Реестрами Должностей государственной или муниципальной службы области.
Указанные лица должны принимать управленческие решения областного или местного значения, нести ответственность за их осуществление, обеспечивать исполнение полномочий органов государственной власти и управления или органа местного самоуправления. Каких-либо доказательств того, что должность товароведа и инспектора Нижнетагильского городского управления торгами носила функции государственного управления или соотносилась с должностями муниципальной службы, работа в которых отнесена к должностям муниципальной службы, в материалы дела не представлено. Истец каких-либо функций по принятию управленческих решений областного или местного значения не выполняла. Нижнетагильское управление торгами не имело статуса органа местного самоуправления и не входило в структурное подразделение данного органа.
Суд первой инстанции указал, что в трудовой книжке истца имеется запись о работе в Нижнетагильском городском управлении торгами, в трудовой книжке отсутствует указание на то, что данная организация является структурным подразделением исполкома Нижнетагильского городского Совета народных депутатов.
Согласно архивной справке МКУ "Нижнетагильский городской исторический архив" от 21 октября 2015 года N 1456 в штатном расписании горисполкома Нижнетагильского городского Совета народных депутатов сведений об Управлении торгами за 1969-1989 годы не имеется.
Квалификационные характеристики должностей служащих местных органов государственного управления, утвержденные постановлением Государственного комитета Совета министров СССР по труду и социальные вопросам от 14 ноября 1977 N 385, не предусматривают должность товароведа управления торгами.
Представленные истцом копии архивных документов не содержат сведений, что Нижнетагильскому городскому управлению торгами были переданы функции государственного управления, также отсутствуют документы, подтверждающие осуществление истцом должностных обязанностей по обеспечению полномочий государственных органов.
Факт утверждения руководителя управления торгами городским Советом народных депутатов, согласно решению Нижнетагильского городского Совета народных депутатов от 02 июля 1987 года, не может служить подтверждением исполнения функций государственного управления.
Согласно ответу директора Департамента кадровой политики Губернатора Свердловской области от 23 октября 2015 года N 19781, Нижнетагильское управление торгами не являлось органом власти и соответственно, должности, замещаемые в данном управлении, не могут учитываться для исчисления стажа муниципальной службы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что финансирование Нижнетагильского городского Управления торгами за счет собственных средств свидетельствует о том, что указанная организация не являлась структурным подразделением горисполкома Нижнетагильского городского Совета народных депутатов. В разделе V Указа Президиума ВС РСФСР от 01 июля 1982 года "Об отделах и управлениях исполнительных комитетов краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов РСФСР", на который истец указывает в апелляционной жалобе, в составе исполкома городского Совета народных депутатов присутствует такое структурное подразделение как Управление (отдел) торговли, но отсутствует такое подразделение как городское управление торгами. Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1973 года N 454 утверждено Положение об отделе торговли исполкома городского, районного в городе Совета депутатов трудящихся, но не о городском Управлении торгами. Указанные нормативные акты подтверждают вывод суда первой инстанции о том, что для управления в сфере торговли в горисполкомах городских Советов народных депутатов создавались структурные подразделения в виде управлений (отделов), но не городских Управлений торгами.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца о том, что в соответствии с распоряжением главы администрации Тагилстроевского района ей исчислен стаж муниципальной службы продолжительностью 11 лет 09 месяцев 10 дней, суд апелляционной инстанции указал, что спорный период работы включен в стаж истца для исчисления надбавки к должностному окладу за выслугу лет, дополнительного отпуска, поощрений на основании пункта 4 Порядка исчисления стажа государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года N 1532 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации", который допускает включение иных периодов работы в стаж, необходимый для исчисления надбавки к должностному окладу за выслугу лет при условии, что период работы, включаемый в данный стаж не должен превышать 5 лет. Исчисление стажа муниципальной службы, применяемого для пенсионного обеспечения, Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007года N 1532 не регулируется. К пенсионным правоотношениям Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года N 1532 не применяется.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов, поскольку они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права, основаны на неполно выясненных обстоятельствах.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (далее - Федеральный закон от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ).
В соответствии с частью 1, 2 статьи 6 указанного Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 10 названного Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 25 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Частью 4 статьи 25 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ предусмотрено, что порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 16 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения должностей, указанных в федеральных законах.
В стаж муниципальной службы для замещения должности муниципальной службы и назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с законом Свердловской области. В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим также включаются (засчитываются) иные периоды в соответствии с муниципальными правовыми актами.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом Свердловской области.
Отношения, связанные с исчислением стажа (общей продолжительности) муниципальной службы, применяемого для пенсионного обеспечения муниципальных служащих в Свердловской области, регулируются Областным законом от 21 января 1997 года N 5-ОЗ "О стаже государственной гражданской службы Свердловской области и стаже муниципальной службы в Свердловской области".
В соответствии со статьей 1-1 Областного закона от 21 января 1997 года N 5-ОЗ в стаж государственной гражданской службы и стаж муниципальной службы включаются: 1) периоды замещения должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 2) периоды замещения государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 3) периоды замещения муниципальных должностей; 4) периоды замещения должностей муниципальной службы; 5) периоды замещения иных должностей в соответствии с федеральными законами; 6) периоды замещения иных должностей в соответствии с настоящим Областным законом; 7) иные периоды в соответствии с федеральными законами и настоящим Областным законом.
В соответствии со статьей 9 Областного закона от 21 января 1997 года N 5-ОЗ "О стаже государственной гражданской службы Свердловской области и стаже муниципальной службы в Свердловской области" в стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы включаются периоды замещения должностей в краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах.
Согласно статье 17 указанного Областного закона от 21 января 1997 года N 5-ОЗ документами, подтверждающими стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы, являются трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, военный билет, справка военного комиссариата и иные документы, установленные законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 15 данного Областного закона от 21 января 1997 года N 5-ОЗ предусмотрено, что стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы исчисляется в календарном порядке (в годах, месяцах, днях), за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В период работы истца в Нижнетагильском городском управлении торгами деятельность исполнительных комитетов городского, районного в городе Совета народных депутатов регламентировалась Законом РСФСР от 29 июля 1971 года "О городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР" (далее - Закон РСФСР от 29 июля 1971 года), утратившим силу в связи с принятием Постановления Верховного Совета РСФСР от 06 июля 1991 года N 1551-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР".
В соответствии со статьей 3 Закона РСФСР от 29 июля 1971 года руководство предприятиями, учреждениями и организациями городского, районного подчинения осуществляется исполнительным комитетом городского, районного в городе Совета народных депутатов через его отделы и управления либо непосредственно. Отделы и управления исполнительного комитета городского, районного в городе Совета, а также предприятия, учреждения и организации, которыми исполнительный комитет руководит непосредственно, подчиняется в своей деятельности как городскому, районному в городе Совету и его исполнительному комитету, так и соответствующему вышестоящему органу государственного управления.
Согласно статье 50 указанного Закона РСФСР от 29 июля 1971 года исполнительным и распорядительным органом городского, районного в городе Совета народных депутатов является избираемый им из числа депутатов исполнительный комитет в составе: председателя, заместителей председателя, секретаря и от пяти до пятнадцати членов исполнительного комитета.
В соответствии со статьей 66 данного Закона отделы и управления исполнительного комитета городского, районного в городе Совета народных депутатов образуются городским, районным в городе Советом народных депутатов.
Перечень отделов и управлений исполнительного комитета городского, районного в городе Совета и порядок их образования устанавливаются законодательством Союза ССР, РСФСР и автономной республики.
Отделы и управления исполнительного комитета городского, районного в городе Совета состоят на бюджете или на хозяйственном расчете.
Штаты исполнительного комитета, его отделов и управлений определяются в установленном порядке в пределах фонда заработной платы.
Компетенция отделов и управлений исполнительного комитета городского, районного в городе Совета народных депутатов определяется Положениями, утверждаемыми Советом Министров РСФСР, а в автономной республике - Советом Министров АССР.
Статьей 67 Закона РСФСР от 29 июля 1971 года предусмотрено, что отделы и управления исполнительного комитета городского, районного в городе Совета народных депутатов подчиняются в своей деятельности как городскому, районному в городе Совету и его исполнительному комитету, так и соответствующему вышестоящему органу государственного управления.
Разделом V "Отделы и управления исполнительных комитетов городских советов народных депутатов городов краевого, областного и окружного подчинения" Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 01 июля 1982 года "Об отделах и управлениях исполнительных комитетов краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов РСФСР" предусмотрено Управление (отдел) торговли.
Согласно пункту 3 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 01 июля 1982 года отделы и управления исполнительных комитетов краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов, образованные до издания настоящего Указа и не предусмотренные установленным Перечнем, действуют в соответствии с ранее принятыми решениями Советов народных депутатов об их образовании.
В соответствии с пунктом 2 Положения об отделе торговли исполнительного комитета городского, районного в городе Совета депутатов трудящихся, утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 28 августа 1973 года N 454, основными задачами отдела торговли исполнительного комитета городского, районного в городе Совета депутатов трудящихся являются: руководство государственной и кооперативной торговлей, а также общественным питанием на территории города, района в городе, предприятиями и организациями торговли и общественного питания городского, районного в городе подчинения; осуществление контроля за работой предприятий и организаций торговли и общественного питания вышестоящего подчинения; развитие колхозной торговли на территории города, района в городе.
Пунктом 4 указанного Положения определено, что отдел торговли исполнительного комитета городского, районного в городе Совета депутатов трудящихся в соответствии с возложенными на него задачами: а) координирует и контролирует деятельность всех расположенных на территории города, района в городе предприятий и организаций торговли и общественного питания по разработке и проведению мер в области торговли и общественного питания; б) разрабатывает и вносит на рассмотрение исполнительного комитета городского, районного в городе Совета депутатов трудящихся предложения по проектам планов розничного товарооборота организаций и предприятий торговли и общественного питания городского, районного в городе подчинения, а по предприятиям общественного питания, кроме того, по проектам планов выпуска продукции собственного производства; в) принимает меры по обеспечению выполнения установленных планов розничного товарооборота предприятиями и организациями торговли и общественного питания и планов выпуска собственной продукции предприятиями общественного питания, улучшению торговли продовольственными и промышленными товарами с учетом спроса, национальных и бытовых особенностей населения; осуществляет контроль за своевременной и полной выборкой организациями и предприятиями розничной торговли и общественного питания города, района в городе с оптовых баз и от других поставщиков товаров в согласованном ассортименте и требуемого качества, постоянным наличием в розничной торговой сети товаров, имеющихся на базах и складах организаций оптовой и розничной торговли; г) вносит предложения в исполнительный комитет городского, районного в городе Совета депутатов трудящихся по правильному размещению, развитию и специализации предприятий торговли и общественного питания, строительству складов, холодильников и овощефруктохранилищ, развертыванию сезонной мелкорозничной сети вне зависимости от их ведомственного подчинения, использованию по назначению торговых и складских помещений, своевременному
ремонту, реконструкции и благоустройству предприятий торговли и общественного питания и т.д.
Постановлением Центрального комитета КПС Совета Министров СССР Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 24 декабря 1976 года N 1059 "О повышении минимальной заработной платы рабочих и служащих с одновременным увеличением должностных окладов и тарифных ставок среднеоплачиваемых работников аппарата республиканских (АССР) и местных органов государственного управления, хозяйственных организаций, суда, прокуратуры, кредитных учреждений и органов государственного страхования" (далее Постановление от 24 декабря 1976 года N 1059) установлены должностные оклады и тарифные ставки работников аппарата Президиумов Верховных Советов автономных республик, Советов Министров автономных республик, исполкомов местных Советов депутатов трудящихся, комитетов по физической культуре и спорту при Советах Министров автономных республик и при исполкомах местных Советов депутатов трудящихся, органов государственной статистики, управлений профессионально-технического образования, центров по начислению и выплате пенсий и пособий, централизованных бухгалтерий, органов суда и прокуратуры, государственного арбитража и нотариальных контор согласно таблицам 1 - 25.
В Таблице 6 "Должностные оклады руководящих работников и специалистов исполкомов Городских Советов депутатов трудящихся, их управлений и отделов" приложения 1 к указанному Постановлению от 24 декабря 1976 года N 1059 указаны наименования должностей, среди которых значатся инспектор по основной деятельности, товаровед управления (отдела) торговли исполкома.
В таблице 19 "Должностные оклады служащих и младшего обслуживающего персонала министерств и ведомств АССР, исполкомов местных (кроме сельских и поселковых) советов депутатов трудящихся, их самостоятельных управлений и отделов" указаны наименования должностей служащих, среди которых значатся товаровед, инспектор, а также должности младшего обслуживающего персонала, среди которых - уборщица, курьер и др.
Из вышеприведенного правового регулирования следует, что руководство предприятиями, учреждениями и организациями городского, районного подчинения осуществлялось исполнительным комитетом городского, районного в городе Совета народных депутатов через его отделы и управления либо непосредственно.
Перечень отделов и управлений исполнительного комитета городского, районного в городе Совета и порядок их образования устанавливался законодательством Союза ССР, РСФСР и автономной республики.
Отделы и управления исполнительного комитета городского, районного в городе Совета состояли на бюджете или на хозяйственном расчете.
Отделы и управления исполнительного комитета городского, районного в городе Совета народных депутатов подчинялись в своей деятельности как городскому, районному в городе Совету и его исполнительному комитету, так и соответствующему вышестоящему органу государственного управления.
Среди отделов и управлений исполнительных комитетов городских советов народных депутатов городов краевого, областного и окружного подчинения" предусмотрены Управления (отделы) торговли.
К должностям руководящих работников и специалистов исполкомов Городских Советов депутатов трудящихся, их управлений и отделов относились в том числе: инспектор по основной деятельности, товаровед управления (отдела) торговли исполкома.
Кроме должностей руководящих работников и специалистов исполкомов были предусмотрены должности служащих и младшего обслуживающего персонала министерств и ведомств АССР, исполкомов местных (кроме сельских и поселковых) советов депутатов трудящихся, их самостоятельных управлений и отделов, среди которых значатся товаровед, инспектор, работа в которых в стаж муниципальной службы не засчитывается.
Таким образом, периоды замещения должностей в отделах или управлениях исполнительных комитетов городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов может быть зачтена в стаж муниципальной службы при условии, если должность отнесена к должностям руководящих работников и специалистов.
Согласно части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, конкретизирующей статью 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В развитие указанных принципов статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены в том числе из показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств (часть 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" судья обязан уже в стадии подготовки дела создать условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, но с учетом характера правоотношений сторон и нормы материального права, регулирующей спорные правоотношения. Судья разъясняет, на ком лежит обязанность доказывания тех или иных обстоятельств, а также последствия непредставления доказательств. При этом судья должен выяснить, какими доказательствами стороны могут подтвердить свои утверждения, какие трудности имеются для представления доказательств, разъяснить, что по ходатайству сторон и других лиц, участвующих в деле, суд оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, с учетом приведенных положений процессуального закона, каждое доказательство, представленное лицами, участвующими в деле, в обоснование своих выводов или возражений на доводы другой стороны спора, должно быть предметом исследования и оценки суда, в том числе в совокупности и во взаимной связи с другими доказательствами и в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям. Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные требования процессуального закона в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат применению и судом апелляционной инстанции.
По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Свириденко И.Н. и их обоснования, возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм законодательства являлись следующие обстоятельства: являлось ли Нижнетагильское управление торгами отделом (управлением) Нижнетагильского городского Совета народных депутатов; относились ли занимаемые Свириденко И.Н. должности товаровед, инспектор к должностям специалистов (инспектор по основной деятельности, товаровед управления (отдела) торговли).
Указанные юридически значимые обстоятельства с учетом вышеприведенного правового регулирования судами в полном объеме не устанавливались.
Выводы судов о том, что Нижнетагильское городское управление торгами не относилось к Нижнетагильскому городскому Совету народных депутатов сделан без оценки всех доказательств по делу.
Между тем, в материалах дела имеется копия архивной справки от 05 января 1995 года, выданная филиалом государственного архива Свердловской области в г.Нижнем Тагиле, согласно которой решением первой сессии Нижнетагильского городского Совета народных депутатов двадцатого созыва от 02 июля 1987 года Управление торгами было утверждено структурным подразделением исполнительного комитета. В ней содержатся основания выдачи справки (л.д.55).
Согласно копии отчета о численности, составе и движении работников, занимающих должности руководителей и специалистов от 11 января 1989 года, предоставленной в Управление торговли Свердловского облисполкома, в нем наименование управления, предоставившего отчет, указано как Управление торгами Н-Тагильского горисполкома (л.д.17).
В материалах дела имеется копия архивной справки Муниципального казенного учреждения "Нижнетагильский городской исторический архив" от 27 декабря 2021 года N 1-с, согласно которой в решениях первых сессий 17-20 созывов Нижнетагильского городского Совета народных депутатов от 03 марта 1980 года, 30 июня 1982 года, 06 марта 1985 года, 02 июля 1987 года в числе руководителей отделов и управлений исполкома Нижнетагильского городского Совета народных депутатов значится начальник управления торгами (в период с 1980 по 1989 года утверждались в должности только руководители отделов и управлений горисполкома); в Списке сотрудников Нижнетагильского горисполкома от 01 января 1984 года имеется список сотрудников городского управления торгами с указанием наименований должностей работников. В ней также указаны основания выдачи справки (л.д.45).
Согласно архивной выписке от 25 мая 2021 года N 4-с из решения первой сессии двадцатого созыва от 02 июля 1987 года Нижнетагильского городского Совета народных депутатов "Об утверждении заведующих отделами и начальников управлений исполкома Нижнетагильского городского Совета народных депутатов" утвержден начальник управления торгами.
В соответствии с пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 11, установив, что представленные доказательства недостаточно подтверждают требования истца или возражения ответчика либо не содержат иных необходимых данных, судья вправе предложить им представить дополнительные доказательства, а в случаях, когда представление таких доказательств для названных лиц затруднительно, по их ходатайству, отвечающему требованиям части 2 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оказывает содействие в собирании и истребовании от организаций и граждан, в частности, письменных и вещественных доказательств (часть 1 статьи 57, пункт 9 части 1 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Для установления юридически значимых обстоятельств суду следовало поставить на обсуждение сторон вопрос об истребовании копии решения (выписки) первой сессии Нижнетагильского городского Совета народных депутатов двадцатого созыва от 02 июля 1987 года, указанного в архивной справке от 05 января 1995 года; копии списка сотрудников Нижнетагильского горисполкома от 01 января 1984 года с указанием наименований должностей работников, указанного в архивной справке от 27 декабря 2021 года N 1-с; а также об истребовании решений (выписок) Нижнетагильского городского Совета народных депутатов об образовании отделов и управлений исполкома Нижнетагильского городского Совета депутатов трудящихся, принятых до 1982 года, с учетом того, что пунктом 3 Указа Президиума ВС РСФСР от 01 июля 1982 года "Об отделах и управлениях исполнительных комитетов краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов РСФСР" было предусмотрено, что отделы и управления исполнительных комитетов краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов, образованные до издания настоящего Указа и не предусмотренные установленным Перечнем, действуют в соответствии с ранее принятыми решениями Советов народных депутатов об их образовании.
Суд не установил, относилась ли занимаемые Свириденко И.Н. должности товаровед, инспектор к должностям специалистов (инспектор по основной деятельности, товаровед управления (отдела) торговли).
Между тем, в материалах дела имеется архивная справка от 24 декабря 2021 года и копии приказов, согласно которым Свириденко И.Н. принята товароведом городского управления торгами с 12 октября 1987 года (приказ от 12 октября 1987 года N 97), переведена инспектором отдела организации торговли временно на период декретного отпуска Рудных В.М. с 18 декабря 1987 года (приказ от 17 декабря 1987 года N 122), переведена инспектором отдела организации торговли на период декретного отпуска Помигуевой с 03 мая 1989 года (приказ от 03 мая 1989 года N 21 а/к), уволена 07 сентября 1990 года переводом в техникум советской торговли (л.д.д.53).
Оценка указанным документам не дана.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции о том, что спорный период работы включен в стаж истца для исчисления надбавки к должностному окладу за выслугу лет на основании пункта 4 Порядка исчисления стажа государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года N 1532.
Так, согласно копии распоряжения главы администрации Тагилстроевского района от 23 января 1995 года N 10, Свириденко И.Н. установлена надбавка за выслугу лет с 20 марта 1995 года в размере 20% (л.д.51-52). Аналогичный размер надбавки указан в копиях распоряжений главы администрации Тагилстроевского района от 05 января 1998 года N 1 (л.д.49-50), от 26 декабря 2001 года N 38-к (л.д.47-48). При этом указано, что стаж работы, дающий право на надбавку за выслугу лет, на 01 января 2002 года составлял 11 лет 09 месяцев 10 дней.
При этом в распоряжении главы администрации Тагилстроевского района от 26 декабря 2001 года N 38-к указано, что надбавка установлена в соответствии с Областным законом "О стаже государственной, муниципальной службы Свердловской области" и постановлением главы администрации Свердловской области от 17 ноября 1993 года N 290.
Таким областным законом на момент издания указанного распоряжения являлся Областной закон от 21 января 1997 года N 5-ОЗ "О стаже государственной гражданской службы Свердловской области и стаже муниципальной службы в Свердловской области" (прежнее наименование - О стаже государственной, муниципальной службы Свердловской области).
Положения статьи 5 указанного Областного закона, в редакции от 21 января 1997 года, предусматривали, что в стаж государственной, муниципальной службы включается время работы на должностях в краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах.
Постановлением главы администрации Свердловской области от 17 ноября 1993 года N 290 утверждено Положение о порядке назначения ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет, являющееся приложением N 2 к данному постановлению.
Пунктом 1 приложения N 2 к указанному постановлению главы администрации Свердловской области от 17 ноября 1993 года N 290 предусмотрена выплата ежемесячных надбавок за выслугу лет работникам органов государственной власти и местного самоуправления в зависимости от общего стажа работы, дающего право на получение этой надбавки. При этом размер такой надбавки составляет 20 % при стаже работы от 5 до 10 лет.
Пунктом 2 приложения N 2 к постановлению главы администрации Свердловской области от 17 ноября 1993 года N 290 предусмотрено, что в общий стаж работы, дающий право на получение ежемесячных надбавок за выслугу лет, включается, в том числе время работы в аппаратах органов государственной власти и управления Советов народных депутатов и органов исполнительной власти органов, местных органов власти и управления, а также их органов, независимо от перерыва в работе.
Сведений о том, что при установлении надбавки Свириденко И.Н. не был засчитан период работы в Нижнетагильском городском управлении торгами, в материалах дела не содержится.
На основании изложенного, обжалуемое решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 24 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 января 2023 года нельзя признать законными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права и с нарушением норм процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 24 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 января 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.