Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Руновой Т.Д., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания гражданское дело N 2-26/2023 по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области, действующего в интересах Феденевой Татьяны Александровны, к государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 10" о взыскании недополученной суммы жилищно-коммунальной выплаты, по кассационной жалобе Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 19 января 2023 года и апелляционное определение Лебяжьевского районного суда от 28 марта 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лебяжьевского района Курганской области обратился в суд с иском в интересах Феденевой Т.А. к государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 10" (далее - ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10") о взыскании суммы жилищно-коммунальной выплаты, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просил взыскать с ответчика в пользу Феденевой Т.А. недополученную сумму жилищно-коммунальной выплаты на оплату услуг по теплоснабжению за период с января 2022 года по июнь 2022 года в размере 12 669 руб. 66 коп.
В обоснование иска указал, что в прокуратуру района поступило обращение Феденевой Т.А. о принятии мер прокурорского реагирования по факту невыплаты компенсации в составе жилищно-коммунальной выплаты расходов на оплату теплоснабжения. Предоставление компенсации в составе жилищно-коммунальной выплаты расходов на оплату теплоснабжения на территории Лебяжьевского района осуществляет ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10". В ходе проверки установлено, что Феденева Т.А. является членом семьи погибшего (умершего) сотрудника правоохранительных органов. Феденевой Т.А. в прокуратуру района были предоставлены квитанции об оплате коммунальных услуг, произведенных в январе-мае 2022 года. Сумма квитанций по оплате тепловой энергии составила 23 339 руб. 38 коп. При этом ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10" компенсация в размере 50% в составе жилищно-коммунальной выплаты расходов на оплату теплоснабжения в январе-мае 2022 года Феденевой Т.А. произведена не была. Причиной этого явилось отсутствие утвержденного в установленном законом порядке в МУП "Теплотранс" тарифа на отопление. Между тем, Феденева Т.А, являясь добросовестным потребителем коммунальной услуги, произвела оплату по квитанциям, выставленным теплоснабжающей организацией - МУП "Теплотранс". Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлено ей законом. Феденева Т.А. со своей стороны надлежащим образом исполняет обязательства по договору теплоснабжения и какой-либо ответственности за отсутствие у предприятия утвержденного тарифа нести не может.
Реализация норм федерального законодательства и реализация прав граждан не могут ставиться в зависимость от ненадлежащего исполнения своих обязанностей теплоснабжающей организацией, которой не было принято своевременных мер по утверждению тарифа. В случае, если бы вышеуказанные квитанции об оплате отопления были приняты ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10" к учету у Феденевой Т.А, подлежащая ей жилищно-коммунальная выплата в размере 50% в составе жилищно-коммунальной выплаты с учетом каждого проживающего в жилом помещении гражданина от платы за потребленную тепловую энергию составила бы 12 669 руб. 69 коп. Согласно квитанциям об оплате поставленной тепловой энергии Феденевой Т.А. годовой норматив потребления данной коммунальной услуги не превышен.
Решением мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 19 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Лебяжьевского районного суда Курганской области от 28 марта 2023 года, исковые требования прокурора удовлетворены, с ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10" в пользу Феденевой Т.А. взыскана недополученная сумма жилищно-коммунальной выплаты в размере 12 669 руб. 66 коп.
В кассационной жалобе Главное управление социальной защиты населения Курганской области просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на их незаконность.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд полагает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Феденева Т.А. зарегистрирована и проживает по адресу: "данные изъяты". Услугу по отоплению по указанному адресу оказывает МУП "Теплотранс".
В период с января по июнь 2022 года по лицевому счету "данные изъяты", открытому на имя Феденевой Т.А, за услугу "отопление" начислено и оплачено 25 339 руб. 38 коп, что подтверждается карточкой расчетов МУП "Теплотранс", а также копиями квитанций.
В соответствии со справкой серии "данные изъяты" от 13 февраля 2004 года Феденева Т.А. является членом семьи погибшего (умершего) сотрудника правоохранительного органа "данные изъяты"
Предоставление жилищно-коммунальной выплаты на территории Лебяжьевского муниципального округа осуществляет ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10".
Феденева Т.А. является получателем жилищно-коммунальной выплаты, однако компенсация в размере 50% в составе жилищно-коммунальной выплаты расходов на оплату теплоснабжения в январе-июне 2022 года ей ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10" произведена не была, ввиду отсутствия у МУП "Теплотранс" утвержденного тарифа на период с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года
Наличие у истца права на получение компенсации в составе жилищно-коммунальной выплаты ответчиком не оспаривалось.
Департаментом цен и тарифов Курганской области решение об установлении тарифа на теплоснабжение для МУП "Теплотранс" принято только с 01 июля 2022 года, период действия тарифа с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года.
До установления тарифа на тепловую энергию МУП "Теплотранс" в спорный период использовал тариф предыдущей ресурсоснабжающей организации, установленный постановлением Департамента регулирования цен и тарифов Курганской области на период с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года в размере 3 002 руб. 67 коп. за 1 Гкал.
Оплата услуги по отоплению жилого помещения истцом произведена в полном объеме на основании квитанций, выставленных МУП "Теплотранс".
Разрешая спор, мировой судья, руководствуясь статьями 153- 154, 157, 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 2, Федерального закона от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", исходил из того, что Феденевой Т.А. был предоставлен ответчику полный комплект документов, оплата потребленных коммунальных услуг произведена своевременно и в полном объеме, оснований для вывода о том, что в документах содержались недостоверные, либо противоречивые сведения, не имеется, обратного не доказано; истец, добросовестно исполнивший обязанность по оплате поставленного коммунального ресурса, не может нести негативные последствия за бездействие МУП "Теплотранс" по установлению тарифа на отопление.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами мирового судьи и их правовым обоснованием.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у Седьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" члены семей (вдовы (вдовцы), за исключением вступивших в новый брак; несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; граждане, находившиеся на иждивении) сотрудников, погибших (умерших) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных с исполнением служебных обязанностей, имеют право на компенсационные выплаты по оплате коммунальных услуг (платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо (в том числе за его доставку) при наличии печного отопления, платы за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами) независимо от вида жилищного фонда.
Порядок предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории Курганской области, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация расходов) регулируется Правилами предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденными постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 года N 594 (далее Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставление жилищно-коммунальной оплаты осуществляется Главным управлением социальной защиты населения Курганской области.
Согласно пункту 5 Правил для назначения жилищно-коммунальной заявитель подает в орган социальной защиты населения заявление о назначении жилищно-коммунальной выплаты с указанием всех лиц, совместно проживающих с заявителем, сведений о жилом помещении (виде и степени благоустройства жилого помещения и потребляемых коммунальных услугах), способа получения жилищно-коммунальной выплаты, а также прилагает документы, определенные пунктом 6 Правил.
По результатам рассмотрения заявления и документов, указанных в пункте 6 Правил, представленных заявителем, орган социальной защиты выносит решение о назначении (отказе в назначении) жилищно-коммунальной выплате. Основанием для отказа в назначении жилищно-коммунальной выплате являются: 1) несоответствие заявителя категориям граждан, указанным в пункте 2 Правил; 2) непредставление (представление не в полном объеме) заявителем (его представителем) документов, указанных в пункте 6 Правил, за исключением случая, указанного в абзаце десятом пункта 6 Правил; 3) наличие в Единой государственной информационной системе социального обеспечения сведений о предоставлении заявителю меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленной иными нормативными правовыми актами (пункт 11 Правил).
В силу пунктов 15, 16, 19 Правил размер жилищно-коммунальной выплаты определяется исходя из объема мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством для категории граждан, указанных в пункте 2 Правил.
Размер жилищно-коммунальной выплаты рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Курганской области в области государственного регулирования цен и тарифов (надбавок) к ним (далее - уполномоченный орган), занимаемой заявителем общей площади жилых помещений и тарифов, установленных в соответствии с действующим законодательством уполномоченным органом. При отсутствии приборов учета жилищно-коммунальной выплаты рассчитывается в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых уполномоченным органом.
В случаях предусмотренных законодательством, расчет жилищно-коммунальной выплаты производится с учетом федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Расчет размера жилищно-коммунальной выплаты производится на основании сведений о фактических начислениях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, произведенных за месяц, предшествующий месяцу начисления сумм жилищно-коммунальной выплаты.
При проживании в жилом помещении нескольких граждан, в том числе получателей жилищно-коммунальной выплаты, расчет размера жилищно-коммунальной выплаты осуществляется с учетом общей площади жилого помещения и оплаты коммунальных услуг, приходящихся на долю каждого проживающего в нем гражданина.
Доводы кассационной жалобы о том, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации, МУП "Теплотранс" был не вправе начислять плату за тепловую энергию в отсутствие утвержденного тарифа, у Феденевой Т.А. не было оснований производить оплату по незаконно выставленной квитанции, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Как установлено судами, факт поставки МУП "Теплотранс" тепловой энергии в жилое помещение истца в спорный период представителем третьего лица в ходе рассмотрения дела не оспаривался. Феденевой Т.А. на основании статей 153-154 Жилищного кодекса Российской Федерации исполнена обязанность по оплате поставленной ему коммунальной услуги - тепловой энергии в полном объеме.
Суды обоснованно исходили из того, что истец, добросовестно исполнивший обязанность по оплате коммунальной услуги, не может нести негативные последствия за несвоевременное установление тарифа за поставляемую МУП "Теплотранс" тепловую энергию. Примененный данной организацией тариф за период с 01 января по 30 июня 2022 года в судебном порядке не оспорен, являлся на тот период действующим, поскольку был установлен постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 16 декабря 2021 года N 53-24 на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО "Теплосервис" (Лебяжьевский район, р.п. Лебяжье), на период с 01 января по 30 июня 2022 года.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии расчета жилищно-коммунальной выплаты в исковом заявлении прокурора, не являются основанием для отмены судебных постановлений, поскольку судом первой инстанции жилищно-коммунальная выплата взыскана в размере предварительного расчета, представленного в суд ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10" (л.д.94), исходя из установленного ранее действовавшему поставщику тепловой энергии постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 16 декабря 2021 года N 53-24 тарифа на тепловую энергию в размере 3 002 руб. 67 коп. за 1 Гкал. Расчет, представленный ответчиком, лицами, участвующими в деле, не оспаривался, принят судом в качестве достоверного доказательства. Доводов о неверности этого расчета в кассационной жалобе не содержится.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 19 января 2023 года и апелляционное определение Лебяжьевского районного суда от 28 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - без удовлетворения.
Судья Рунова Т.Д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.