Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Жуковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-5845/2022 по иску Соколова Андрея Сергеевича к Администрации г. Екатеринбурга Администрации Кировского района г. Екатеринбурга, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о признании отказа в предоставлении социальной выплаты незаконным, возложении обязанности по не исключению из списков участников ведомственной целевой программы, включении в список на предоставление социальной выплаты на 2023 год, предоставлении социальной выплаты, по кассационной жалобе Соколова Андрея Сергеевича на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 07 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Соколов А.С. обратился с иском к Администрации г. Екатеринбурга о признании отказа в предоставлении социальной выплаты незаконным, возложении обязанности по не исключению из списков участников ведомственной целевой программы, включении в список на предоставление социальной выплаты на 2023 год, предоставлении социальной выплаты.
В обоснование требований указал на то, что 20 августа 2018 года распоряжением главы Администрации Кировского района г. Екатеринбурга он и члены его семьи были признаны молодой семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Впоследствии у него родился сын СДА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который также был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. По состоянию на 2022 год за 4 года участия в программе субсидия (социальная выплата) на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства не предоставлена. Вместе с тем, 09 ноября 2022 года его супруге исполняется 35 лет, Администрацией г. Екатеринбурга в ответ на его обращение было сообщено, что по достижении 35-летнего возраста хотя бы одним из участников, его семья из ведомственной целевой программы будет исключена.
Протокольными определениями суда от 16 августа 2022 года и от 24 октября 2022 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрации Кировского района г. Екатеринбурга, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Представитель ответчика Администрации г. Екатеринбурга в судебном заседании пояснила, что на основании включения Администрацией Кировского района г. Екатеринбурга семьи Соколовых в список молодых семей - участников ведомственной целевой программы постановлением Администрации г. Екатеринбурга N 1520 от 06 июня 2022 года семья Соколовых включена в список молодых семей-участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" по муниципальному образованию "город Екатеринбург" на 2023 год. Ответственным исполнителем данной программы является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. Список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на каждый календарный год по Свердловской области формируется указанным органом исполнительной власти на основании списков, представленных муниципальными образованиями с учетом даты постановки на учет и наличия либо отсутствия у члена программы первоочередного права. Одним из требований к участникам ведомственной целевой программы является возраст каждого из супругов в планируемом году не старше 35 лет. В связи с тем, что права истца Администрацией г. Екатеринбурга не нарушены, в удовлетворении иска просила отказать в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Кировского района г. Екатеринбурга в судебном заседании пояснила, что семья Соколова А.С. признана участником ведомственной целевой программы, в настоящее время состоит в списке по Кировскому району г. Екатеринбурга с порядковым номером очереди - 30.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебном заседании пояснила, что социальная выплата по ведомственной целевой программе осуществляется на основании ежегодно утверждаемого Министерством списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по Свердловской области. В список претендентов на 2022 год семья Соколовых не включена. Предоставление семье Соколовых социальной выплаты во внеочередном порядке нарушит права семей, включенных в список претендентов в установленном законом порядке.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 07 ноября 2022 года в удовлетворении исковых требований Соколову А.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15 марта 2023 года решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 07 ноября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права. Указывает на то, что за 4 года участия в программе субсидия так и не получена, чем нарушены его права. При этом 09 ноября 2022 года его супруге исполняется 35 лет, в связи с чем они будут исключены из программы по получению субсидии, о чем ему было сообщено в ответе Администрации. На 2023 год его семья в очередной раз не включена в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, что нарушает права семьи на получение жилья. Обращает внимание на тот факт, что согласно пояснениям ответчика его семья поставлена на учет на получение субсидии в 2020 году, состоит в реестре под номером 30, однако согласно ответу комитета по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга от 05 апреля 203 года N 09.1-19/1241 его семья состоит в реестре под номером 154, что указывает на неправомерные действия Администрации г. Екатеринбурга по формированию реестра. В своих пояснениях ответчик ни разу не представил информацию о том, в каком порядке формируется реестр участников и как определяется очередь, также неясно, как определяются участники, которым будет предоставлена субсидия на получение социальной выплаты, данные факты не исследовались судами первой и апелляционной инстанций. Считает, что по отношению к нему нарушены правила предоставления субсидии, под 30 номером он уже давно мог получить данную субсидию.
Истец Соколов А.С, представители ответчиков Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Кировского района г. Екатеринбурга, Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, третьи лица Соколова А.И, Соколов Д.А. в лице законного представителя Соколова А.С. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что распоряжением Администрации Кировского района г. Екатеринбурга N 522/46-64 от 20 августа 2018 года семья Соколова А.С. (супруга Соколова А.И, дочь Соколова Е.А, в последующем сын Соколов Д.А.) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением Администрации Кировского района г. Екатеринбурга N 171/46/64 от 03 апреля 2019 года семья Соколова А.С. на основании заявления от 27 марта 2019 года признана участниками мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" по Кировскому району г. Екатеринбурга.
Постановлением Администрации г. Екатеринбурга N 1520 от 06 июня 2022 года семья Соколова А.С. включена в список молодых семей-участников целевой программы по муниципальному образованию "город Екатеринбург" на 2023 год.
Из ответа Администрации г. Екатеринбурга N 09119/960 от 02 июня 2022 года следует, что в список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату, по муниципальному образованию "город Екатеринбург" на 2022 год, который был сформирован по состоянию на 01 июня 2021 года, для участия в отборе муниципальных образований Свердловской области с целью предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в 2022 году, семья истца в составе 4 человек включена исходя из даты признания нуждающимися в улучшении жилищных условий (20 августа 2018) под номером - 209; в аналогичный список на 2023 год, который был сформирован по состоянию на 01 июня 2022 года, семья истца в составе 4 человек включена исходя из даты признания нуждающимся в улучшении жилищных условий (20 августа 2018) под номером - 154.
В данном ответе также разъяснено, что предоставление социальных выплат зависит от объема субсидий, предоставляемых из средств федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в областном и местных бюджетах, на соответствующий финансовый год на финансирование основного мероприятия. В соответствии с пунктом 27 Правил предоставления социальных выплат, в случае если на момент формирование органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Ответственным исполнителем государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2027 года" на основании постановления Правительства Свердловской области от 24 октября 2013 года N 1296-ПГ1 является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о признании отказа в предоставлении социальной выплаты незаконным, предоставлении социальной выплаты, суд первой инстанции исходил из того, семья Соколова А.С. постановлением Администрации г. Екатеринбурга N 1520 от 06 июня 2022 года включена в список молодых семей-участников целевой программы по муниципальному образованию "город Екатеринбург" на 2023 год, следовательно, права истца не нарушены. При этом нарушения порядка формирования и утверждения указанного списка судом не установлено. Оснований для удовлетворения требований о предоставлении социальной выплаты не имеется, поскольку на 2022 год семья истца не была включена в список получателей социальной выплаты.
Также суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности по не исключению его и членов семьи из списков участников ведомственной целевой программы, включении в список на предоставление социальной выплаты на 2023 год, поскольку на дату рассмотрения спора семья истца включена в список молодых семей-участников целевой программы по муниципальному образованию "город Екатеринбург" на 2023 год, в дальнейшем формирование и утверждение списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты будет осуществляться Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в соответствии с требованиями пункта 27 Правил, согласно которому (в редакции на дату рассмотрения спора), если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710.
Особенности реализации отдельных мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации установлены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья и их использования (далее Правила) (Приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 6 Правил участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 указанных Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Размер социальной выплаты рассчитывается на дату утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, указывается в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты и остается неизменным в течение всего срока его действия (пункт 17 Правил).
В соответствии с пунктами 24-27 Правил орган местного самоуправления до 01 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники мероприятия ведомственной целевой программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы.
Утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, представляется ответственному исполнителю мероприятия ведомственной целевой программы в установленный ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы срок в составе заявки об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году, предусмотренной пунктом 3 приложения N 5 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
После доведения ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятия ведомственной целевой программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по форме, установленной ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы.
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Поскольку в силу приведенных выше положений предоставление данной социальной выплаты предусматривается тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию, суды пришли к правильному выводу о том, что право молодой семьи на получение государственной поддержки в рамках государственной программы возникает и может быть реализовано исключительно по основаниям, на условиях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.
В связи с изложенным суды обосновано на основании норм права отказали в удовлетворении исковых требований, указав при этом, что требование истца о сохранении семьи в списке семей, претендующих на получение социальной выплаты, независимо от возраста участников программы, противоречит вышеуказанным положениям федерального законодательства в той части, где строго регламентированы критерии получения социальной выплаты, а в случае достижения установленного возраста (35 лет) такой участник (семья) подлежат исключению из списка, каких-либо исключений из указанного правила законодательство не содержит, то обстоятельство, что истец требуемую выплату не получил, не может расцениваться, как нарушение его прав, с учетом неоднократно высказанной позиции Конституционным Судом Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на основании норм действующего законодательства. Представленным сторонами доказательствам судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Доводы истца о том, что согласно пояснениям ответчика его семья поставлена на учет на получение субсидии в 2020 году, состоит в реестре под номером 30, однако, согласно ответу комитета по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга от 05 апреля 203 года N 09.1-19/1241 его семья состоит в реестре под номером 154, что указывает на неправомерные действия Администрации г. Екатеринбурга по формированию реестра; в своих пояснениях ответчик ни разу не представил информацию о том, в каком порядке формируется реестр участников и как определяется очередь, также неясно, как определяются участники, которым будет предоставлена субсидия на получение социальной выплаты, данные факты не исследовались судами первой и апелляционной инстанций; под 30 номером он уже давно мог получить данную субсидию, не могут быть приняты во внимание, поскольку с учетом заявленных требований спор разрешен верно, действия Администрации г. Екатеринбурга по формированию реестра истцом не оспаривались.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут повлечь отмену состоявшихся судебных постановлений, поскольку приведенные доводы аналогичны правовой позиции ответчика в суде первой и апелляционной инстанций. Необоснованность данных доводов мотивирована судами в оспариваемых судебных актах. У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришел суд апелляционной инстанции, не имеется.
Правовых оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судами правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным сторонами доказательствам дана верная правовая оценка, несогласие ответчика с данной судами оценкой доказательств не может являться основанием для их отмены в кассационном порядке.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 07 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Соколова Андрея Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.