Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2334/2022 по иску Лазуковой Лидии Игоревны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную пенсию, по кассационной жалобе Лазуковой Лидии Игоревны на решение Свердловского районного суда г. Перми от 03 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 19 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лазукова Л.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее - ОПФР по Пермскому краю), в котором, с учетом уточнения исковых требований, просила признать решение об отказе в назначении пенсии N 119348/22 от 22 марта 2022 года и результаты документальной проверки N 412 от 25 августа 2021 года незаконными; включить в специальный стаж периоды работы: с 01 сентября 1992 года по 31 августа 1998 года в должностях педагога, педагога дополнительного образования, музыкального руководителя, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школы N 85; с 01 сентября 2002 года по 30 апреля 2005 года в должности педагога дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Центр детского творчества Свердловского района г. Перми (МАУ ДО "Центр детского творчества "Ритм"); с 01 сентября 2010 года по 05 августа 2011 года в должности учителя музыки на 1 ставку в МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 100" г. Перми; с 20 августа 2018 года по 25 августа 2018 года - период нахождения на курсах повышения квалификации; обязать назначить досрочную трудовую пенсию с 17 марта 2022 года; взыскать с ответчика судебные расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
В обоснование требований указала, что решением ответчика N 119348/22 от 22 марта 2022 года ей отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа 25 лет. Страховой стаж составил 30 лет 01 месяц 26 дней. Стаж на соответствующих видах работ по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 23 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" исчислен ответчиком продолжительностью 17 лет 02 месяца 23 дня. В специальный стаж не зачтены вышеуказанные периоды работы. Полагает решение ответчика незаконным.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 03 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 19 января 2023 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
На основании ходатайства ответчика судебной коллегией по гражданским делам Пермского краевого суда произведено изменение наименования ответчика с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю.
В кассационной жалобе Лазукова Л.И. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 17 марта 2022 года Лазукова Л.И, "данные изъяты" года рождения, обратилась в ОПФР по Пермскому краю с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением Отдела установления пенсий N 2 Управления установления пенсий ОПФР по Пермскому краю N 119348/22 от 22 марта 2022 года Лазуковой Л.И. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет в связи с осуществлением педагогической деятельности.
При этом при определении ответчиком продолжительности специального стажа не учтены, в том числе спорные периоды работы.
Страховой стаж истца составил 30 лет 01 месяц 26 дней. Специальный стаж истца по состоянию на 17 марта 2022 года по расчету ответчика составил 17 лет 02 месяца 23 дня.
Как следует из записей в трудовой книжке, Лазукова (до брака - Щипунова) Л.И. 01 сентября 1992 года принята педагогом в детскую музыкальную студию Средней школы N 85. 23 марта 1995 года присвоена вторая квалификационная категория по должности "педагог дополнительного образования". 01 сентября 1998 года переведена на должность учителя музыки. 24 марта 2000 года присвоена вторая квалификационная категория по должности учитель. 31 января 2000 года МОУ "Средняя школа N 85" переименовано в МОУ "Средняя образовательная школа N 85". 01 июля 2001 года уволена по собственному желанию на основании приказа N 37-к от 30 июня 2001 года. 01 сентября 2002 года принята в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества Свердловского района г. Перми по срочному трудовому договору педагогом дополнительного образования в клуб "Юность". 12 ноября 2003 года на основании решения аттестационной комиссии МОУ ДОД УДТ присвоена 2 квалификационную категорию по должности концертмейстер. 30 апреля 2005 года уволена по собственному желанию. 26 июня 2007 года принята на должность учителя музыки в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 100". 14 октября 2008 года присвоена первая квалификационная категория по должности учитель. 13 апреля 2009 года в соответствии с постановлением администрации г. Перми от 31 декабря 2018 года N 1277 изменен тип муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 100" на муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 100". 22 октября 2013 года присвоена первая квалификационная категория по должности учитель. 31 мая 2019 года уволена по инициативе работника.
Согласно ответу на запрос суда МАОУ "Общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования N 85" г. Перми, Лазукова Л.И. работала в Средней школе N 85 г.Перми с 01 сентября 1992 года (приказ о приеме от 16 сентября 1992 года N 72), уволена 01 июля 2001 года (приказ от 30 июня 2001 года N 37-к).
Из копии приказа N 72 от 16 сентября 1992 года следует, что Лазукова (Щипунова) Л.И. принята преподавателем в детскую музыкальную студию с 01 сентября 1992 года.
Согласно копии приказа N 64 от 02 сентября 1993 года Лазукова (Щипунова) Л.И. принята с 01 сентября 1993 года концертмейстером хореографии и детского хора в детской музстудии на 0, 5 ставки.
В соответствии с копией приказа N 86 от 15 ноября 1993 года фамилия Щипуновой изменена на Лазукову на основании свидетельства о браке III-БГ N 450513, выданного 25 сентября 1993 года в г.Краснокамске.
Согласно копии приказа N 52 от 01 сентября 1994 года Лазуковой Л.И. с 01 сентября 1994 года присвоен 10 разряд в связи с получением высшего образования, указано протарифицровать на 0, 5 ГПД концертмейстером-хореографии, приказом N 27 от 19 мая 1995 года Лазуковой Л.И. предоставлен отпуск без сохранения заработной платы.
В соответствии с копией приказа N 91.1 от 30 ноября 1995 года изменено название должности преподаватель музстудии на педагог дополнительного образования.
Из копии приказа N 97-к от 01 сентября 1998 года следует, что Лазукова Л.И, педагог дополнительного образования ДШИ ОУ "Средняя школа N 85" принята на должность учителя музыки с 01 сентября 1998 года, согласно контракту сроком на один год по 31 августа 1999 года.
Согласно копиям карточек-справок, копиям расчетных листков, Лазукова Л.И. в 1992 году значится как преподаватель класса фортепиано, при этом с 01 сентября 1993 года - на 0, 5 ставки, в учреждении - Детская музыкальная студия. С 1995 года по 1998 год находилась в отпуске по уходу за ребенком, 29 августа 1995 года рождения, до достижения возраста 1, 5 лет - до 28 февраля 1997 года рождения, до достижения возраста 3 лет - до 28 августа 1998 года.
Из ответа МАОУ "Общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования N 85" г. Перми от 25 февраля 2021 года следует, что приказы о нахождении Лазуковой Л.И. в декретном отпуске и начислении пособий по уходу за ребенком в книгах приказов с 1996 года по 1998 год отсутствуют, имеется запись о нахождении на больничном Лазуковой Л.И. с 05 июля 1995 года по 21 ноября 1995 года.
Согласно акту документальной проверки N 412 от 25 августа 2021 года, проведенной УПФР в Свердловском районе г.Перми, факт работы Лазуковой Л.И. в Средней школе N 85 в качестве педагога в детской музыкальной студии с 01 сентября 1992 года по 29 ноября 1995 года, в качестве педагога дополнительного образования с 30 ноября 1995 года по 31 августа 1998 года с кодом льготы ЗП80ПД не подтвержден, факт работы с 01 сентября 1998 года по 01 июля 2001 года в должности учителя музыки с кодом льготы ЗП80ПД подтвержден.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов работы с 01 сентября 1992 года по 31 августа 1998 года в муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе N 85, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", исходил из того, что должности преподавателя в детской музыкальной студии, концертмейстера хореографии и детского хора соответствующими списками должностей не
предусмотрены. Должность педагога дополнительного образования, в которую должность истца была переименована с ноября 1995 года, подлежит включению на основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 в специальный стаж только в случае, если такую должность работник занимал в учреждении дополнительного образования и только после 01 ноября 1999 года, истец же работала в средней общеобразовательной школе. Ранее действующими списками должность педагога дополнительного образования предусмотрена не была, следовательно, не подлежала включению в специальный стаж. Кроме того, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком не может быть включен в специальный стаж.
Доводы стороны истца о наличии оснований для установления тождественности наименования должностей истца "преподаватель музыкальной студии", "концертмейстер" должности "музыкальный работник", "музыкальный руководитель" "организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы" судом первой инстанции отклонены, поскольку соответствующие наименования должностей имелись в общероссийском классификаторе профессий, а таккже отсутствуют должностные инструкции истца по занимаемым должностям.
Уточняющие справки МАОУ "Общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования N 85" г. Перми от 12 декабря 2011 года, 25 января 2012 года, 29 октября 2020 года, 20 февраля 2021 года, признаны судом недостоверными, так как их содержание опровергнуто иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, в том числе, ответом образовательного учреждения на запрос суда, выпиской из индивидуального лицевого счета.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы истца с 01 сентября 2002 года по 30 апреля 2005 года в должности педагога дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Центр детского творчества Свердловского района г. Перми (МАУ ДО "Центр детского творчества "Ритм"), суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 4, 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, исходил из того, что работа в должности педагога дополнительного образования в учреждении дополнительного образования за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименования должностей" списка и в пункте 2 раздела "Наименования учреждений" списка. Период занятия истцом должности педагога дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Центр детского творчества Свердловского района г. Перми с 01 сентября 2002 года по 30 апреля 2005 года не может быть включен в специальный стаж истца в связи с несоответствием требованиям, установленным пунктом 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы в должности учителя музыки на 1 ставку в МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 100" г. Перми с 01 сентября 2010 года по 05 августа 2011 года, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что период работы истца при невыполнении нормы педагогической нагрузки (работа на 0, 5 ставки) с 01 сентября 2010 года по 05 августа 2011 года не подлежит включению в специальный стаж истца. Истец в указанный период времени осуществляла деятельность также в рамках оказания школой платных (дополнительных) образовательных услуг - вокальная студия "Серебрянный голосок" для начальной школы, работая по индивидуальному графику, что не является педагогической нагрузкой. Сведения за указанный период подавались работодателем без кода льготы.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода с 20 августа 2018 года по 25 августа 2018 года, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что данный период приходился на отпуск истца без сохранения заработной платы, следовательно, заработная плата за ней не сохранялась, что исключает возможность включения данного периода в специальный стаж как периода нахождения на курсах повышения квалификации.
Не установив наличие специального стажа требуемой продолжительности, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", отказал в назначении досрочной страховой пенсии.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований о признании решения об отказе в назначении пенсии N 119348/22 от 22 марта 2022 года и результатов документальной проверки N 412 от 25 августа 2021 года незаконными.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленными судом, и приведённому в судебных актах правовому регулированию.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях") страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1, подпунктом "в" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
В силу части 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей впервые была включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, вступившим в силу с 01 ноября 1999 года, до указанной даты должность педагог дополнительного образования ранее действующими Списками предусмотрена не была.
Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 01 января 2001 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
В абзаце 7 пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года на основании ранее действовавших Постановлений Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" и от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 1 января 2001 года засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в вышеприведенном пункте 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Выводы суда первой инстанции, подтвержденные судом апелляционной инстанции, об отсутствии оснований для включения спорных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", основаны на всесторонней, полной и надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Довод кассационной жалобы о том, что спорные периоды работы подлежат включению в специальный стаж, поскольку весь ее трудовой стаж связан с педагогической деятельностью, направлен на оспаривание выводов судов об установленных ими обстоятельствах и правильности применения судами норм материального права.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу норм статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационного суда общей юрисдикции не входит.
При рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы кассационной жалобы о тождественности выполняемых ею функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; работая педагогом, педагогом дополнительного образования, она фактически выполняла педагогические функции, тождественные работе музыкального руководителя, педагога, педагога дополнительного образования, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в музыкальной студии, является несостоятельными.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть решен только в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истцом должности, а поскольку такие данные в материалах дела отсутствуют, то оснований для установления тождественности выполняемых истцом функций тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не имеется.
Довод кассационной жалобы о том, что суд не принял исковые требования, заявленные к МАОУ "Общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования N 85" г. Перми об установлении факта трудовых отношений, возложении обязанности направить сведения о периоде трудовой деятельности в качестве музыкального руководителя, педагога, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в музыкальной студии, возложении обязанности произвести страховые отчисления, не привлек указанное учреждение к участию в деле в качестве соответчика, судебной коллегией отклоняются, поскольку не свидетельствуют о существенном нарушении норм процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных постановлений. При этом сторона истца не лишена возможности обратиться с указанными исковыми требованиями к данному учреждению.
Довод кассационной жалобы о ненадлежащей оценке доказательств, не может быть принят во внимания, поскольку направлен на переоценку исследованных доказательств, что в силу норм статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационного суда общей юрисдикции не входит.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, не опровергают правильность выводов судов и законность принятых ими судебных постановлений.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского районного суда г. Перми от 03 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 19 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лазуковой Лидии Игоревны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.