Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Иванова А.И, Шелудько В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Авдышевой И.В. по доверенности ФИО5 на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 28 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Авдышевой И.В. к администрации Западного внутригородского округа г. Краснодара об обжаловании решения
заслушав доклад судьи Сергеева С.С,
УСТАНОВИЛА:
Авдышева И.В. обратилась в суд с административным иском к администрации Западного внутригородского округа г. Краснодара об оспаривании решения. В обоснование требований указала, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты", с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес". В целях размещения жилого дома на указанном земельном участке Авдышева И.В. обратилась в администрацию Западного внутригородского округа г. Краснодара с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. По результатам рассмотрения заявления 19 октября 2021 года публичный орган уведомил Авдышеву И.В. об отказе в предоставлении запрашиваемой муниципальной услуги. Основанием для отказа явилось расположение принадлежащего ей земельного участка в зоне возможного катастрофического затопления и как следствие невозможность строительства заявленного объекта недвижимости на данной территории без проведения специальных защитных мероприятий.
Полагая, что имеются все основания для предоставления запрашиваемой муниципальной услуги, просила признать решение администрации Западного внутригородского округа г. Краснодара оформленное уведомлением от 19 октября 2021 N незаконным. Возложить на администрацию Западного внутригородского округа г. Краснодара обязанность устранить допущенное нарушение путем направления (выдачи) Авдышевой И.В. уведомления о соответствии указанных в уведомлении от 13 октября 2021 года N МУ о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 28 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 июля 2022 года, в удовлетворении административного иска Авдышевой И.В. отказано.
В кассационной жалобе Авдышева И.В. в лице представителя ФИО5 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов по мотиву неправильного применения норм материального права, неправильного определения обстоятельств имеющих значение для дела. Указывает, что из буквального толкования положений статьи 67.1 Водного кодекса РФ, в ней не содержится безусловный запрет на строительство в зонах подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод. Кроме того, указывает, что обязанность по проведению защитных мероприятий возлагается на собственника водного объекта, а не на лицо, осуществляющее строительство объекта капитального строительства. Полагает, что суд в нарушение статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, не дал надлежащей оценки тому обстоятельству, что в орган местного самоуправления вместе с проектной документацией предоставлялась рабочая документация мероприятий по предотвращению подтопления объекта и устройства гидроизоляции ограждающих конструкций.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 20 января 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 5 апреля 2023 года с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Авдышевой И.В. по доверенности ФИО5 доводы кассационной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего спора.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суды, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления", суды исходили из того, что поскольку зона подтопления территории, на которой административным истцом планировалось строительство объекта индивидуального жилищного строительства, как зона с особыми условиями использования территории, была установлена в соответствии с требованиями действовавшего законодательства, то у администрации Западного внутригородского округа г. Краснодара не имелось правовых оснований для согласования размещения объекта индивидуального жилищного строительства на спорном земельном участке, что свидетельствует о законности принятого органом местного самоуправления решения, отраженного в уведомлении от 19 октября 2021 года.
С такими выводами судебная коллегия согласится не может по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Авдышева И.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес".
Вступившим в силу 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменен разрешительный порядок строительства индивидуального жилого дома на уведомительную процедуру.
При этом в соответствии со статьей 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (ч. 1); которое подлежит проверке на соответствие установленным параметрам и допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (ч. 10).
Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство относится к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 ВК РФ).
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" (далее - Правила), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что земельный участок с кадастровым номером N и планируемый объект индивидуального жилищного строительства расположены в зоне с особыми условиями использования территории (вид: иная зона с особыми условиями использования территории, реестровый N наименование: зона подтопления территории "адрес" "адрес").
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зоне с особыми условиями использования территории (зона подтопления территории), на которой расположен земельный участок с кадастровым номером N, также подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из ЕГРН от 13 декабря 2021 года.
В силу части 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
Таким образом, исходя из буквального толкования части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, отсутствует безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах затопления, подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления, обязанность проведения которых в силу части 7 указанной нормы возлагается на собственника водного объекта, а не на лицо, осуществляющего строительство жилого дома.
Изложенное свидетельствует о том, что само по себе отнесение земельного участка к зоне затопления, подтопления действительно не препятствует осуществлению на нем индивидуального жилищного строительства.
Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений и других сооружений инженерной защиты, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, и (или) методы инженерной защиты, в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты) осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами - правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита (часть 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем из буквального содержания указанных норм права, изложенных в статье 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, не следует, что защитные сооружения на момент уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства уже должны быть возведены.
В соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее сведения, указанные в части 1 данной статьи, и прикладывает документы, поименованные в части 3.
Однако информация об обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления в случае расположения земельного участка в указанной зоне с особыми условиями использования территории не входит в перечень вышеупомянутых сведений и документов.
Более того, предотвращение негативного воздействия вод на объекты капитального строительства на земельных участках, расположенных в зоне с особыми условиями использования территорий (затопления и подтопления), возможно в том числе при обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления и подтопления в процессе возведения жилого дома, в том числе собственником земельного участка.
Обращаясь с административным иском в суд Авдышева И.В. указывала, что в целях разработки раздела рабочей документации Мероприятия по предотвращению подтопления объекта и Устройство гидроизоляции ограждающих конструкций обращалась в проектную организацию. Такая рабочая документация была разработана и представлялась административным истцом в орган местного самоуправления в качестве приложения к уведомлению, однако не была учтена административным ответчиком при принятии оспариваемого решения.
Между тем, судами первой и апелляционной инстанций, в нарушение положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ оценка представленным административным истцом доказательствам не дана, также как не исследовался вопрос о проектируемых органом местного самоуправления мероприятиях по инженерной защите территорий от затоплений и подтоплений и реализации данных мероприятий.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты постановлены с существенными нарушениями норм материального и норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела, в связи с чем, указанные судебные акты подлежат отмене, с направлением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 28 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 июля 2022 года отменить.
Административное дело направить в Ленинский районный суд г. Краснодара на новое рассмотрение в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированный текст кассационного определения составлен 23 мая 2023 года.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.