Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сергеева С.С, судей Мальмановой Э.К, Капункина Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Феоктистовой А.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 15 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Феоктистовой А.В. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Сурниковой Н.А. о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, заслушав доклад судьи Сергеева С.С.
установила:
Феоктистова А.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по отказу в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права в отношении здания - жилого дома, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес"; возложить обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым устранить нарушение прав административного истца, путём возобновления процедуры государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права в отношении вышеуказанного здания.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 июля 2022 года административный иск удовлетворён. Признано незаконным решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 23 мая 2022 года N об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав. На Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" повторно рассмотреть заявление Феоктистовой А.В. от 8 апреля 2022 года об осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав в отношении жилого дома, площадью 224, 7 кв. метров, расположенного по адресу: "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 15 ноября 2022 года решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 июля 2022 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 3 марта 2023 года, Феоктистова А.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 15 ноября 2022 года. По мнению кассатора, суд апелляционной инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что спорный объект не отвечает требованиям жилого дома, выводы судов являются произвольными и не подтверждены доказательствами. Указывает, что она является многодетной матерью и бабушкой и в этой связи возведенное строение предназначено для проживания членов ее семьи.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10 апреля 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как видно из материалов дела, Феоктистовой А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 518 кв. метров, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес" из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
8 апреля 2022 года Феоктистова А.В. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права собственности на указанный жилой дом.
Уведомлением государственного регистратора Сурниковой Н.А. от 22 апреля 2022 года N государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав по заявлению Феоктистовой А.В. приостановлены до 23 мая 2022 года на основании пункта 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В качестве фактического основания приостановления регистрационных действий указано, что с целью проверки соответствия созданного объекта недвижимости имущества документам, представленным заявителем в орган регистрации, направлен межведомственный запрос в администрацию г. Ялта Республики Крым от 22 апреля 2022 года. Ответ на межведомственный запрос в орган регистрации не поступил.
Сообщением государственного регистратора Сурниковой Н.А. от 23 мая 2022 года N заявителю отказано в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на жилой дом. В качестве фактического основания отказа указано, что заявленный объект недвижимости имеет признаки номерного фонда в связи с наличием обособленных помещений и отдельных входов. Из этого следует противоречие представленных сведений.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что решение о приостановлении осуществления регистрационных действий в связи с наличием у заявленного на регистрацию объекта признаков номерного фонда, государственным регистратором не принималось, о наличии у государственного регистратора сомнений относительно назначения объекта капитального строительства заявителю не сообщалось.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), Земельного кодекса РФ, нормативно закрепленные в Классификаторе видов разрешённого использования земельных участков, утв. приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ понятия индивидуального жилищного строительства, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что спорный объект недвижимости имеет признаки гостиницы и к объектам жилищного фонда не относится.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в частности, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3).
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрены основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
На основании пункта 9 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
В соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как указано в части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении) осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении), для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В пункте 2 данной статьи указано, что земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
При рассмотрении дела судами достоверно установлено, что земельный участок с кадастровым номером 90:25:090102:3947, на котором расположен заявленный к регистрации спорный объект недвижимости, имеет вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.
Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" установлено, что под видом разрешенного использования земельного участка для индивидуального жилищного строительства подразумевается размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек.
Пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в этом Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства названным Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, гостиниц, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг (часть 3 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из представленного в материалы дела технического плана, его графической части и фототаблицы иллюстраций, произведенной муниципальным контролем администрации г. Ялты Республики Крым, усматривается наличие в спорном объекте недвижимости обособленных помещений и отдельных входов в них с улицы.
Из ответа администрации г. Ялты Республики Крым от 27 апреля 2022 года N на вышеуказанный запрос, следует, что выездом на место специалистами департамента муниципального контроля администрации г. Ялта Республики Крым установлено, что по адресу: "адрес", на земельном участке, площадью "данные изъяты". метров, целевое назначение - для индивидуального жилищного строительства, находится жилой дом, имеющий вид оконченного строительства, этажностью 2 этажа. Через земельный участок не проходят сквозные проезды и проходы, наличие охранных зон магистральных коммуникаций не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленное к регистрации административным истцом здание не соответствует признакам жилого дома, поскольку имеет признаки объекта с номерным фондом.
Учитывая изложенное, судебная коллегия кассационной инстанции считает правомерными выводы судов о том, что административный ответчик, установив несоответствие заявленного спорного объекта целевому назначению земельного участка, законно и обоснованно приостановил государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости, и впоследствии отказал в их регистрации.
Доводы кассационной жалобы о том, что из ответа администрации г. Ялты Республики Крым от 27 апреля 2022 года N следует, что на земельном участке по адресу: "адрес" находится жилой дом, судебной коллегией не могут быть положены в основу выводов о незаконности апелляционного определения, поскольку как следует из данного ответа специализированная или экспертная организация к осмотру не привлекалась, непосредственное обследование внутренних помещений объекта недвижимости не производилось. Вместе с тем, оценка представленных в материалы дела доказательств произведена судом апелляционной инстанции в совокупности по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Ссылка на то обстоятельство, что административный истец является многодетной матерью и бабушкой, а дом возведен с учетом необходимости проживания членов ее семьи, также не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку по сути заявитель указывает на наличие обособленных жилых помещений в спорном объекте недвижимости, предназначенных для отдельного проживания членов ее семьи, что в свою очередь не свидетельствует о наличии признаков индивидуального жилищного строительства.
По существу доводы жалобы сводятся к оспариванию правомерности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 15 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Феоктистовой А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 30 мая 2023 года.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.