Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богатых О.П, судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Леоновой Ю.А, действующую в интересах Зиганшина А.Р, на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 20 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 4 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Зиганшина А.Р. о признании решений незаконными и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, выслушав Леонову Ю.А, Леонову В.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зиганшин А.Р. обратился с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными уведомления Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Управление) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 6 декабря 2021 года N КУВД-001/2021-49849619/2 и от 12 января 2022 года N КУВД-001/2021-49849619/4; обязать Управление устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении земельного участка N 601 (контур 3) с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований указывает, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N.
24 ноября 2021 года административный истец обратился в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером N.
6 декабря 2021 года вынесено решение о приостановлении государственной регистрации прав ввиду того, что постановка на государственный кадастровый учет земельных участков в соответствии с представленным межевым планом приведет к возникновению препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
29 декабря 2021 года административным истцом предоставлены дополнительные документы.
12 января 2022 года вынесено решение о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по тем же основаниям.
Считает, что оспариваемыми решениями нарушены его права как собственника земельного участка.
Обращает внимание, что письмом апелляционной комиссии при Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 18 января 2022 года заявление об оспаривании решения (уведомления) от 6 декабря 2021 года N КУВД-001/2021-49849619/2 не принято к рассмотрению ввиду подачи по истечении 30-дневного срока с даты принятия решения.
Полагает незаконным и необоснованным отказ в принятии заявления.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 20 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 4 октября 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе Леонова Ю.А, действующая в интересах Зиганшина А.Р, просит отменить принятые по делу судебные акты, как постановленные с нарушением норм процессуального и материального права, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме.
Определением судьи от 17 мая 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав Леонову Ю.А, Леонову В.А, действующих в интересах Зиганшина А.Р, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как установлено судами, согласно межевому плану кадастровым инженером проведены работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 91:04:014001:33 и образованию 19 земельных участков.
Уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 6 декабря 2021 года N КУВД-001/2021-49849619/2 административному истцу сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав до 9 марта 2022 года на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ).
В частности государственный регистратор, ссылаясь на положения пункта 6 статьи 11.9, пунктов 1 и 4 статьи 78, статьи 79, части 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, СП 99.13330.2016 "СНиП 2.05.11-83 Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях", утвержденного приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N 1029/пр, указал, что при формировании земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, необходимо предусмотреть обеспечение доступа к данным земельным участкам путем размещения полевых дорог на каждом образуемом земельном участке, что в свою очередь повлечет существенное уменьшение площади сельскохозяйственных угодий. Таким образом, постановка на государственный кадастровый учет земельных участков в соответствии с представленным межевым планом приведет к возникновению препятствующих рациональному использованию и охране земель недостаткам.
29 декабря 2021 года административным истцом подано заявление о предоставлении дополнительных документов, в том числе межевого плана от 29 декабря 2021 года.
Решением от 12 января 2022 года N КУВД-001/2021-49849619/4 административный истец уведомлен о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Письмом апелляционной комиссии при Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 18 января 2022 года N 22/134 заявление Леоновой В.А. от 18 января 2022 года об оспаривании решения (уведомления) от 6 декабря 2021 года N КУВД-001/2021-49849619/2 не принято к рассмотрению ввиду представления заявления по истечении 30-дневного срока обжалования.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о законности оспариваемого решения Управления, вынесенного в пределах предоставленных полномочий, при строгом соответствии требований закона. Отмечено, что оспариваемое решение от 6 декабря 2021 года содержит законные основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав со ссылкой на нормы действующего законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов обеих инстанций в силу следующего.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ) площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
Согласно статье 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного Закона.
Исходя из изложенного, учитывая предмет настоящего спора - признание незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права, судами нижестоящих инстанций верно было указано, что вопросы, связанные с ведением государственного реестра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и деятельности по регистрации недвижимости, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ.
В силу подпункта 28 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ одним из условий приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав является невозможность соблюдения разрешенного вида использования земельных участков, которые в результате преобразования сохраняются в измененных границах.
Одним из условий приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав является в силу подпункта 28 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ невозможность соблюдения разрешенного вида использования земельных участков, которые в результате преобразования сохраняются в измененных границах.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Из приведенных правовых положений следует, что в отношении земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры. При разделе вновь образованные земельные участки, сохраняя целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, также должны соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам соответствующих земельных участков.
Таким образом, при постановке на кадастровый учет земельных участков и государственной регистрации права, образуемых путем преобразования земельных участков, расположенных на территории города Севастополя и отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, в случае, если образуемые земельные участки не попадают под случаи, предусмотренные абзацем 4 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ, государственный регистратор осуществляет проверку и вправе принять решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу, что принятое государственным органом решение в части создания в результате раздела земельного участка препятствий к рациональному использованию земли является верным и правильным, основывается на ряде принципов, в том числе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, а также сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункты 2 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Также уведомление о неустранении причин приостановления от 12 января 2022 года N КУВД-001/2021-49849619/4 содержит указания на конкретные основания, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и регистрации прав.
Кроме того, частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено, что решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав могут быть обжалованы в административном порядке в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах в установленном настоящей статьей порядке. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
В силу части 2 статьи 26.1 названного Закона заявление подается в апелляционную комиссию в течение тридцати дней с даты принятия решения о приостановлении.
Из содержания части 4 статьи 26.1 этого же Закона следует, что при несоблюдении установленного частью 2 упомянутой статьи срока обращения в апелляционную комиссию заявление об обжаловании решения о приостановлении не принимается к рассмотрению апелляционной комиссией.
Как усматривается из материалов дела, заявление об обжаловании решения (уведомления) от 6 декабря 2021 года N КУВД-001/2021-49849619/2 подано 18 января 2022 года, то есть по истечении 30-дневного срока обжалования решения.
Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом при вынесении обжалуемых судебных актов, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, либо опровергали изложенные выводы судов нижестоящих инстанций, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 20 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 4 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 16 июня 2023 года.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.