Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Усенко Н.В, Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мончар Б.А, поступившую в суд первой инстанции 13 января 2023 года, на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 06 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 12 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Мончар Б.А. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Мончар Б.А. по доверенности Нургалиева А.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мончар Б.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании решения незаконным.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 6 апреля 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 12 июля 2022 года оставлено без изменения решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 6 апреля 2022 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Мончар Б.А. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
В судебном заседании суда кассационной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи (далее - ВКС) в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимал участие представитель Мончар Б.А. по доверенности Нургалиева А.С, поддержал доводы кассационной жалобы, настаивал на отмене обжалуемых судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что оспариваемое решение Севреестра вынесено в пределах предоставленных полномочий и содержит законные основания для отказа со ссылкой на нормы действующего законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Согласно материалам дела, Мончар Б.А. на основании договора обмена N 1042 от 28 августа 2017 года, реестровый номер 11702/5-М-01 от 18 сентября 2017 года является собственником земельного участка площадью 23 579 кв.м, расположенного "адрес" в соответствии со схемой раздела земель КСП "Агрофирма "Красный Октябрь" с кадастровым номером N, что подтверждается государственным актом о праве собственности серии N, выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости.
Как усматривается из материалов дела, 24 сентября 2021 года, 15 октября 2021 года, 26 октября 2021 года обращался в Севреестр с заявлениями N КУВД-001/2021-400330079, N КУВД-001/2021-43273796, N КУВД-001/2021-44930929 об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении 25 земельных участков, образуемых путем перераспределения принадлежащего ему земельного участка.
Уведомлениями от 12 октября 2021 года N КУВД-001/2021-400330079/1, N КУВД-001/2021-400330079/2, от 19 октября 2021 года N КУВД-001/2021-4003079/3 и N КУВД-001/2021-4327379/4, от 26 октября 2021 года N КУВД-001/2021-4003079/5 и N КУВД-001/2021-4003079/6 административному истцу сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав с указанием оснований для приостановления.
12 января 2022 года Севреестром приняты решения N КУВД-001/2021-4003079/7 и N КУВД-001/2021-4003079/8 адресованные представителю административного истца, в которых указано на отказ в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов), документы н который (которые) были предоставлены вместе с заявлением N КУВД-001/2021-400330079 от 24 сентября 2021 года на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку не устранены причины, послужившие основанием для приостановления государственной услуги.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного реестра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета регулируются положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон N218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений об объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости (пункт 7 статьи 1 Закона N218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных этим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Законом порядке.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктами 5 и 7 части 1 статьи 26 Закона N218-ФЗ установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу требований части 1 статьи 27 Закона N218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов планирования использования земель сельскохозяйственного назначения (подпункт 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), в том числе им предоставлено право устанавливать минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (пункт 1 статьи 4 Федерального закона N101-ФЗ от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее Закон N101-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона N101-ФЗ площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется. В силу пункта 1 статьи 4 Закона N101-ФЗ минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства. Названное право позволяет субъектам Российской Федерации, которые обладают сведениями о составе земель, их качественных и количественных характеристиках, организовать рациональное использование земель в целях совершенствования их распределения в соответствии с перспективами развития экономики региона, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель (абзац 1 статьи 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года N78-ФЗ "О землеустройстве"). Однако указанное право не является обязанностью, возложенной на субъект Российской Федерации, при этом само по себе отсутствие минимального размера земельного участка сельскохозяйственного назначения должно быть соотнесено с устанавливаемыми ограничениями по владению, пользованию и распоряжению физическими и юридическими лицами земельными участками и обеспечивать их рациональное использование для осуществления сельскохозяйственного производства.
Одним из условий приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав является в силу подпункта 28 пункта 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ невозможность соблюдения разрешенного вида использования земельных участков, которые в результате преобразования сохраняются в измененных границах.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии с пунктом 1 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. Согласно пункту 2 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяются или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В силу пункта 1 статьи 4 Закона N101-ФЗ минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства. При этом настоящие требования не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации.
Из приведенных правовых положений следует, что в отношении земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры. При разделе вновь образованные земельные участки, сохраняя целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, также должны соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам соответствующих земельных участков. Таким образом, при постановке на кадастровый учет земельных участков и государственной регистрации права, образуемых путем преобразования земельных участков, расположенных на территории города Севастополя и отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, в случае, если образуемые земельные участки не попадают под случаи, предусмотренные абзацем. 4 пункта 1 статьи 4 Закона N101-ФЗ, государственный регистратор осуществляет проверку и вправе принять решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Как усматривается из материалов дела, принимая решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, регистратор сослался на конкретные положения действующего законодательства, указал на допущенные нарушения при подаче заявления о предоставлении государственной услуги и способы их устранения. Уведомления о неустранении причин приостановления N КУВД-001/2021-4003079/3, N КУВД-001/2021-4003079/4 также содержат указания на конкретные основания, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и регистрации прав. Уведомления Севреестра N КУВД-001/2021-400330079/1, N КУВД-001/2021-400330079/2 от 12 октября 2021 года, N КУВД-001/2021-4003079/3, КУВД-001/20214003079/4 от 19 октября 2021 года, N КУВД-001/2021-4003079/5 и КУВД-001/2021-4003079/6 от 26 октября 2021 года содержат разъяснения со ссылкой на действующие законодательные акты относительно того, каким конкретно критериям гражданин не соответствует и какие действия ему необходимо совершить для получения государственной услуги, в связи с чем судами нижестоящих инстанций верно было указано, что принятые Севреестром решения отвечают требованиям ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти. При этом как следует из представленного административным ответчиком реестрового дела с диском, содержащим межевые планы, приостановление государственной услуги было обоснованно.
Исходя из изложенного судами нижестоящих инстанций верно было указано, что поскольку причины приостановления постановки на кадастровый учет и регистрации права устранены не были, регистратором Севреестра обоснованно приняты решения N КУВД-001/2021-4003079/7 и N КУВД-001/2021-4003079/8 от 12 января 2022 года об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований было отказано.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 06 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 12 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 24 апреля 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.В. Усенко С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.