Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Песоцкого В.В, судей Комбаровой И.В, Харитонова А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании права на обеспечение жилым помещением и возложении обязанности включить в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Песоцкого В.В, выслушав представителя ФИО1 - ФИО3, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании права на обеспечение жилым помещением и возложении обязанности включить в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением.
В обоснование своих требований истец указал на то, что его мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск N от ДД.ММ.ГГГГ над ним было установлено предварительное попечительство сроком на 6 месяцев, попечителем была назначена ФИО6 Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск N от ДД.ММ.ГГГГ установлено попечительство на безвозмездной основе, попечителем также была назначена ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ между истцом и муниципальным образованием город Новороссийск был заключен договор социального найма жилого помещения N на квартиру общей площадью 14, 5 кв.м, расположенную по адресу: "адрес"-а, "адрес". Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ N установлен факт невозможности проживания истца по вышеуказанному адресу. ФИО1 обратился с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее-Список).
Приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N-жс ФИО1 было отказано во включении в Список в связи с отсутствием оснований для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, так как истец не относится к категории граждан, указанных в части 1 статьи 8 Федерального закона N159-ФЗ (отсутствует копия документа, подтверждающего утрату лицом, в отношении которого решается вопрос о включении в список, в несовершеннолетнем возрасте попечения со стороны матери), на дату подачи заявления о включении в список он достиг возраста 23 лет (отсутствует вступившее в законную силу решение суда о признании за ним права на обеспечение жилым помещением).
С учетом изложенных обстоятельств ФИО1 просил признать за ним право на обеспечение жилым помещением в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, относившиеся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" и обязать Министерство труда и социального развития Краснодарского края включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Решением Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 25 августа 2022 года иск удовлетворен. За истцом признано право на обеспечение жилым помещением в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, относившиеся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", на Министерство труда и социального развития Краснодарского края возложена обязанность включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение районного суда отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 поставлен вопрос об отмене апелляционного определения ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права.
Представитель Министерства труда и социального развития Краснодарского края, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации муниципального образования город Новороссийск, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причинах неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его отец ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск N установлено предварительное попечительство над несовершеннолетним ФИО1 сроком на 6 месяцев. Попечителем назначена ФИО6
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск N установлено попечительство на безвозмездной основе над несовершеннолетним ФИО1 Попечителем также назначена ФИО6
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и муниципальным образованием город Новороссийск заключен договор социального найма жилого помещения N на квартиру общей площадью 14, 5 кв. м, расположенную по адресу: "адрес"-а, "адрес".
Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ N на основании заключения N межведомственной комиссии установлен факт невозможности проживания ФИО1 по вышеуказанному адресу.
Как следует из справки Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Крайтехинвентаризация" N N от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 отсутствуют зарегистрированные права на объекты недвижимого имущества.
Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах ФИО1 на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости.
Приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 18 марта 2022 года N 460-жс ФИО1 отказано во включении в Список, в связи с отсутствием оснований для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, так как он не относится к категории граждан, указанных в части 1 статьи 8 Федерального закона N159-ФЗ (отсутствует копия документа, подтверждающего утрату лицом, в отношении которого решается вопрос о включении в список, в несовершеннолетнем возрасте попечения со стороны матери). На дату подачи заявления о включении в список он достиг возраста 23 лет (отсутствует вступившее в законную силу решение суда о признании за ним права на обеспечение жилым помещением).
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что заключением межведомственной комиссии установлен факт невозможности проживания ФИО1 в квартире, расположенной по адресу: "адрес"-а, "адрес", на которую с истцом заключен договор социального найма жилого помещения. Объекты недвижимого имущества за ним не зарегистрированы, а потому право ФИО1 на получение жилого помещения реализовано не было и сохранилось до настоящего времени.
С такими выводами не согласился суд апелляционной инстанции. Принимая обжалуемое судебное постановление об отмене решения суда первой инстанции и отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие об уважительности причин непринятия им мер в период между достижением 18 лет и 22 лет по реализации своего права на обеспечение жилым помещением (состояние здоровья, трудная жизненная ситуация, как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2020 года). Также не указано объективных обстоятельств, которые препятствовали ФИО1 обратиться в уполномоченный орган до достижения 23 лет и признать факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении до указанного выше возраста.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что обжалуемое судебное постановление принято с существенным нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В силу статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом основания для признания невозможным проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, установлены пунктом 4 той же статьи, и к их числу отнесено, в частности, то, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подпункт 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Федеральный закон N 159-ФЗ сохраняет за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, достигшие возраста 23 лет), право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 данного закона, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.
В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, указал на то, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие об уважительности причин непринятия им мер в промежуток времени между достижением 18 лет и 22 лет по реализации своего права на обеспечение жилым помещением, а также истцом не указано объективных обстоятельств, которые препятствовали ему обратиться в уполномоченный орган до достижения 23 лет и признать факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении до указанного выше возраста.
Между тем, приведенные суждения сделаны без учета вышеуказанных норм материального права, регулирующих правоотношения сторон во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации.
Как следует из пункта 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года) при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
Возможность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовать свое право на обеспечение жилым помещением определяется действиями уполномоченных органов исполнительной власти, а факт того, что лицо указанной категории не обращалось с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье до 23 лет, не может являться безусловным основанием для отказа в обеспечении его жилым помещением по достижении указанного возраста.
Соответственно, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.
Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту его прав и свобод.
Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право на судебную защиту предполагает наличие гарантий, позволяющих реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям равенства и справедливости (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2020 года N 36-П, от 22 апреля 2011 года N 5-П, от 27 декабря 2012 года N 34-П, от 22 апреля 2013 года N 8-П и другие).
Такие гарантии установлены, в частности, нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для лиц, обратившихся в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определены задачи гражданского судопроизводства. В соответствии с данной нормой задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
Частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, конкретизирующей положения части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, установлено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В развитие указанных принципов гражданского судопроизводства часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу положений статей 67, 71, 195-198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий для применения или неприменения соответствующей нормы права, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не могут быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По настоящему делу суд апелляционной инстанции, разрешая по существу исковые требования ФИО1, направленные на обеспечение его как лица, оставшегося без попечения родителей, жилым помещением, обязаны были принять исчерпывающие меры к установлению либо опровержению тех фактов, с которыми положения приведенных выше нормативных актов связывают возникновение у лица, достигшего возраста 23 лет, соответствующего права, однако в нарушение закона не сделали этого, в частности, не определили соответствующие юридически значимые обстоятельства и не распределили между сторонами бремя их доказывания.
Судом не установлена причинная связь между выполнением (не выполнением) обязанности уполномоченным органом, попечителем по реализации положений Федерального закона N 159-ФЗ своевременно, с целью соблюдения жилищных прав истца.
Не дана надлежащая оценка и тому факту, что за непродолжительный период до достижения истцом 23-летнего возраста с ним был заключен договор социального найма жилого помещения общей площадью 14, 5 кв.м при том, что в указанной квартире кроме истца зарегистрированы и проживали еще три человека, соответственно, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения составлял менее учетной нормы (12 кв.м), что повлекло затем принятие органом местного самоуправления постановления о невозможности его проживания там.
То есть, уже на момент заключения с договора социального найма жилого помещения имелись основания для установления факта невозможности проживания ФИО1 в указанном жилом помещении.
Тем не менее, судом апелляционной инстанции не было установлено, по какой причине истец обратился с заявлением об установлении факта невозможности проживания в предоставленном ему по договору социального найма жилом помещении только ДД.ММ.ГГГГ, предпринимал ли он меры для установления данного факта до указанной даты, разъяснялось ли ему его право обратится в органы местного самоуправления с указанным заявлением.
Таким образом, судом апелляционной инстанции не были приняты меры к выяснению всех юридически значимых обстоятельств, не были установлены причины, препятствующие своевременному обращению истца по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, соответственно, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований является преждевременным.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что в настоящем деле имел место формальный подход к рассмотрению спора, что привело к нарушению права ФИО1 на эффективную судебную защиту, гарантированную частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 Постановления N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" разъяснил, что решение является законным и обоснованным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое судебное постановление таким требованиям действующего законодательства не соответствует.
Ввиду изложенного судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 ноября 2022 года подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 ноября 2022 года отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий В.В. Песоцкий
И.В. Комбарова
А.С. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.