Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Андугановой О.С, Гусева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1597/2022 (УИД: 55RS0007-01-2022-002037-98) по иску Шакирова Дамира Шамильевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе представителя Шакирова Дамира Шамильевича - Нагайцева Александра Леонидовича на решение Центрального районного суда города Омска от 19 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 1 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шакиров Дамир Шамильевич (далее - Шакиров Д.Ш, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее - ОПФР по Омской области, ответчик) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Шакиров Д.Ш. указал, что решением пенсионного органа от 10 февраля 2021 г. ему незаконно отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Полагает, что ответчиком необоснованно исключены при подсчете его страхового стажа на соответствующих видах работ: в льготном исчислении периоды работы в МУЗ "Городская детская клиническая больница N" с 1 августа 1989 г. по 23 сентября 1990 г. в должности санитара "данные изъяты" и с 24 сентября 1990 г. по 3 мая 1992 г. в должности медбрата "данные изъяты", с 18 сентября 1996 г. по 11 ноября 1998 г. в должности начальника медицинской службы войсковой части N "адрес"), период клинической интернатуры в Омской государственной медицинской академии с 1 сентября 1993 г. по 1 августа 1994 г, периоды прохождения курсов повышения квалификации: с 23 по 27 сентября 2002 года, с 5 по 9 февраля 2007 года, с 26 февраля по 7 апреля 2007 года, с 5 по 9 февраля 2008 года, с 7 ноября по 5 декабря 2011 года, с 31 октября по 26 ноября 2016 года, с 6 по 18 ноября 2017 года, с 12 по 17 ноября 2018 года, с 18 по 23 ноября 2019 года, а также период работы с 10 февраля 2021 года по настоящее время в должности врача - травматолога травматологического отделения БУЗОО "Городская больница N".
Шакиров Д.Ш. просил суд признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения со 2 ноября 2020 г, включить спорные периоды в его стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Решением Центрального районного суда города Омска от 19 сентября 2022 г. исковые требования Шакирова Д.Ш. удовлетворены частично.
На ОПФР по Омской области возложена обязанность включить в специальный стаж Шакирова Д.Ш, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды работы:
с 20 сентября 1996 г. по 11 ноября 1998 г. в должности начальника медицинской службы войсковой части N "адрес"), периоды прохождения курсов повышения квалификации:
с 23 сентября 2002 г. по 27 сентября 2002 г, с 5 февраля 2007 г. по 9 февраля 2007 г, с 26 февраля 2007 г. по 7 апреля 2007 г, с 5 февраля 2008 г. по 9 февраля 2008 г, с 7 ноября 2011 г. по 5 декабря 2011 г, с 31 октября 2016 г. по 26 ноября 2016 г, с 6 ноября 2017 г. по 18 ноября 2017 г, с 12 ноября 2018 г. по 17 ноября 2018 г, с 18 ноября 2019 г. по 23 ноября 2019 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 1 февраля 2023года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области.
Апелляционным определением Омского областного суда от 1 февраля 2023года решение Центрального районного суда г. Омска от 19 сентября 2022 г. оставлено без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Шакирова Д.Ш. - Нагайцев А.Л. просит об отмене решения Центрального районного суда города Омска от 19 сентября 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 1 февраля 2023 г. в части, в которой судами в удовлетворении заявленных требований ему отказано.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что, отказывая в удовлетворении требования о включении в льготный стаж периода работы истца с 1 августа 1989 г. по 23 сентября 1990 г. в должности санитара "данные изъяты" стационара в МУЗ "Городской детской клинической больнице N 3", судами не принят во внимание довод истца о том, что в данный период истец фактически выполнял те же должностные обязанности, что и в дальнейшем в период с 24 сентября 1990 г. по 3 мая 1992 г, работая в должности медицинского брата "данные изъяты" в МУЗ "Городской детской клинической больнице N".
Отказывая в удовлетворении требования о включении в специальный стаж периода работы истца с 1 сентября 1993 г. по 1 августа 1994 г. в должности врача-интерна Клинической интернатуры Омской государственной медицинской академии, суд апелляционной инстанции исходил из того, что истец проходил клиническую интернатуру на базе кафедры Омского медицинского института без направления в медицинские учреждения в порядке, установленным Положением об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденным Минздравом СССР 12 января 1982 года, Минвузом СССР 20 января 1982 года, соответственно, он не был принят на штатную должность, ему не выплачивалась заработная плата, в связи с чем, указанный период не подлежит включению в стаж истца на соответствующих видах работ.
Однако, судом не учтено, что в ходе указанного эксперимента выпускники медицинских вузов выполняли трудовые функции непосредственно в медицинских учреждениях. В частности, Шакиров Д. Ш. работал врачом-интерном в МУЗ "Городской детской клинической больнице N".
Заявитель полагает, что вывод суда апелляционной инстанции о том, что Шакиров Д.Ш проходил клиническую интернатуру на базе кафедры Омского медицинского института без направления в медицинские учреждения противоречит установленным по делу обстоятельствам (проходил интернатуру на базе высшего учебного заведения, но непосредственно в медицинском учреждении), а положения приказа Минздрава Российской Федерации от 4 июня 1992 года N 173 не исключают применения в отношения истца норм Положения об интернатуре от 1982 года.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Шакиров Д.Ш, представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Пенсионного фонда Российской Федерации, БУЗОО "Детская городская клиническая больница N, БУЗОО "Городская больница N", сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность принятых судебных постановлений в оспариваемой заявителем части, таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 2 ноября 2020 г. Шакиров Д.Ш. обратился в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Советском Автономном округе г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Советском Автономном округе г. Омска от 10 февраля 2021 г. N истцу отказано в назначении данной пенсии по причине отсутствия у застрахованного лица требуемого стажа.
В стаж на соответствующих видах работ помимо прочих не включены следующие периоды:
работы с 1 августа 1989 года по 23 сентября 1990 года в должности санитара "данные изъяты" в МУЗ "Городская детская клиническая больница N";
периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 23 по 27 сентября 2002 года, с 5 по 9 февраля 2007 года, с 26 февраля по 7 апреля 2007 года, с 5 по 9 февраля 2008 года, с 7 ноября по 5 декабря 2011 года, с 31 октября по 26 ноября 2016 года, с 6 по 18 ноября 2017 года, с 12 по 17 ноября 2018 года, с 18 по 23 ноября 2019 года.
При таком подсчете стаж на соответствующих видах работ составил 25 лет 9 месяцев 29 дней.
Полагая указанное решение органа пенсионного обеспечения нарушающим его пенсионные права, Шакиров Д.Ш. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и принимая решение о включении в стаж Шакирова Д.Ш. на соответствующих видах работ периодов прохождения курсов повышения квалификации, суд первой инстанции исходил из того, что в указанные периоды за истцом сохранялись рабочее место и заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При разрешении иска в части включения в стаж истца на соответствующих видах работ периода работы с 24 сентября 1990 года по 3 мая 1992 года в льготном исчислении как год работы за 1 год и 6 месяцев и отказывая в его удовлетворении, суд исходил из того, что указанный период в таком исчислении был учтен органом пенсионного обеспечения при оценке пенсионных прав истца.
Принимая во внимание, что период работы с 10 февраля 2021 года по настоящее время не был предметом оценки Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Советском Автономном округе г. Омска при принятии решения о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости по его заявлению от 2 ноября 2020 года, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований в данной части.
Разрешая заявленные требования в части включения в стаж на соответствующих видах работ периода военной службы с 20 сентября 1996 года по 11 ноября 1998 года в должности начальника медицинской службы войсковой части N Сибирского военного округа, расположенной в "адрес", суд первой инстанции, руководствуясь действующими в спорный период правилами исчисления, исходил из того, что истец в указанный период проходил действительную военную службу по специальности, осуществляя лечебную и иную деятельность по охране здоровья.
Отказывая во включении в специальный стаж истца периода работы с 1 августа 1989 года по 23 сентября 1990 года в должности санитара "данные изъяты" МУЗ "Городская детская клиническая больница N" в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев, суд первой инстанции исходил из того, что занимаемая истцом должность на дает право на льготное пенсионное обеспечение.
Относительно периода обучения истца в интернатуре с 1 сентября 1993 года по 1 августа 1994 года, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для его включения в стаж истца, в связи с отсутствием в материалах дела доказательств осуществления истцом функциональных обязанностей врача в указанный период.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, признав их соответствующими материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В части первой статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ указано, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением N6 к этому федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному федеральному закону (часть 1.1. статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 " О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, не менее 30 лет непосредственно осуществлявшие в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Соответственно, к спорному периоду работы Шакирова Д.Ш. с 1 августа 1989 г. по 23 сентября 1990 года в должности санитара "данные изъяты" МУЗ "Городская детская клиническая больница N" подлежит применению Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым занимаемая истцом должность санитара "данные изъяты" МУЗ "Городская детская клиническая больница N" не предусмотрена.
Как следует из справки для исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", выданной Шакирову Д.Ш. МУЗ "Городская детская клиническая больница N", он, являясь студентом 2-ого курса Областного государственного медицинского института, с августа 1989 года был принят в учреждение по совместительству санитаром "данные изъяты"; с 24 сентября 1990 года переведен по совместительству медицинским братом "данные изъяты"; с 3 мая 1992 года уволен как совместитель.
Утвержденным постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N1397 Перечнем право на пенсию по выслуге лет предоставлялось работникам лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санаторно-профилактических учреждений, должности которых прямо поименованы в указанном перечне, при этом должность санитара в нем отсутствует.
В Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, действующим в настоящее время, в качестве должностей, замещение которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поименованы врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, а также средний медицинский персонал.
Вместе с тем, согласно Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 N 1183н (далее - Номенклатура N 1183н), санитары отнесены к иным должностям медицинских работников (младшему медицинскому персоналу) (пункт 1.5).
Аналогичные положения об отнесении должности санитара к младшему медицинскому персоналу были закреплены в Приказе Минздрава СССР от 11 октября 1982 года N 999, действующим в спорный период.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на фактическое осуществление в спорный период должностных обязанностей медицинского брата является несостоятельной.
Согласно разъяснений, изложенных в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Поскольку должность санитара и медицинской сестры (медицинского брата) являются разными профессиями/должностями, то установление их тождественности в данном случае не представляется возможным.
С учетом изложенного, суды правомерно отказали истцу во включении в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периода работы истца с 1 августа 1989 г. по 23 сентября 1990 г. в должности санитара "данные изъяты" МУЗ "Городская детская клиническая больница N"
Относительно периода обучения истца в интернатуре с 1 сентября 1993 года по 1 августа 1994 года, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для его включения в стаж истца, в связи с отсутствием в материалах дела доказательств осуществления истцом функциональных обязанностей врача в указанный период.
В абзаце пятом пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 определено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
Абзацем третьим пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 предусматривалось, что исчисление сроков выслуги производится по правилам, установленным в данном пункте, в частности врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, - один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается за один год и шесть месяцев.
Из трудовой книжки истца следует, что 1 сентября 1993 года Шакиров Д.Ш. был зачислен в клиническую интернатуру кафедры детской хирургии Омского медицинского института, 1 августа 1994 года отчислен из института по окончании интернатуры.
Указанное соответствует сведениям, представленным ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России в ответ на судебный запрос, в архивной справке от 15 сентября 2022 г. N и копии лицевого счета.
Как указано в приказе ректора от 1 сентября 1993 г. N Шакиров Д.Ш. в соответствии с приказом Минздрава Российской Федерации от 4 июня 1992 г. N "О введении углубленной специализации врачей-интернов" был зачислен в интернатуру с 1 сентября 1993 года по специальности детская хирургия, с размером стипендии по 9 разряду врача-интерна 27 320 рублей.
В период пребывания Шакирова Д.Ш. на должности врача-интерна действовало Положение об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, являющееся приложением N к приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 г. N 44 "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре", утвержденному Министром здравоохранения СССР 12 января 1982 г, Министром высшего и среднего специального образования СССР 20 января 1982 г. (далее - Положение об интернатуре).
В пункте 1 Положения об интернатуре было установлено, что одногодичная специализация (интернатура) является обязательной формой последипломной подготовки выпускников лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, по окончании которой врачам-интернам присваивается квалификация врача-специалиста.
Основанием для допуска к прохождению интернатуры являются выписка из приказа о направлении в интернатуру и диплом врача, предъявляемые врачом-выпускником органу здравоохранения (министерству здравоохранения автономной республики, краевому, областному отделу здравоохранения, территориальному подразделению медицинской службы министерства, ведомства и т.п.). Орган здравоохранения, на основании полученных документов, приказом направляет молодого специалиста в интернатуру в одно из учреждений здравоохранения, утвержденных в установленном порядке в качестве базы интернатуры. Руководитель (главный врач, начальник и т.д.) базового учреждения здравоохранения на основании приказа органа здравоохранения издает приказ по учреждению о зачислении выпускника вуза в качестве врача-интерна по соответствующей специальности. После издания приказа в базовом учреждении здравоохранения оформляется трудовая книжка на молодого специалиста (пункт 8 Положения об интернатуре).
Как указано в пункте 9 Положения об интернатуре, заработная плата врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых учреждений здравоохранения, в которых они проходят одногодичную специализацию, в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа, в порядке, предусмотренном Инструкцией "О порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру), и дополнительной оплаты заведующим отделениями городских (центральных районных), областных, краевых и республиканских больниц, осуществляющих непосредственное обучение указанных врачей", утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 16 августа 1972 г. N 669.
В административном отношении врачи-интерны подчиняются руководству базового учреждения здравоохранения. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности. Норма обслуживания для врачей-интернов по каждой специальности устанавливается типовыми учебными планами и программами (абзацы первый, второй, третий пункта 16 Положения об интернатуре).
В пункте 1 Инструкции о порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру), и дополнительной оплаты заведующим отделениями городских (центральных районных), областных, краевых и республиканских больниц, осуществляющих непосредственное обучение указанных врачей, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 16 августа 1972 г. N 669, было предусмотрено, что врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру), выплата заработной платы производится за счет тех учреждений, в которых они проходят указанную специализацию (интернатуру).
В соответствии с пунктом 5 этой же Инструкции определение размера заработной платы врачу, проходящему специализацию, производится базовым (лечебно-профилактическим) учреждением, в которое он зачислен для прохождения интернатуры. При определении размера заработной платы врачу-интерну учитывается специальность, должность, стаж работы, наличие профессиональной вредности, опасности и других условий труда, учитываемых при определении размера заработной платы (коэффициенты, надбавки и др.).
Выплата заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру), проводится в сроки, установленные для работников базового (лечебно-профилактического) учреждения, в котором он проходит специализацию. Выплата пособий по временной нетрудоспособности и другие выплаты, причитающиеся врачу-интерну, производятся базовым (лечебно-профилактическим) учреждением. Врач-интерн имеет право на очередной отпуск на общих основаниях, предусмотренных для врачей соответствующей специальности. Оформление и оплата отпуска врачу-интерну производится по окончании интернатуры базовым (лечебно-профилактическим) учреждением (пункты 6, 7, 8 указанной Инструкции).
В спорный период также действовало постановление Министерства труда Российской Федерации от 22 марта 1993 г. N 62 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации", которым были установлены разряды оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников здравоохранения Российской Федерации.
В приложении N1 к названному Постановлению врачи-интерны включены в раздел "Специалисты", им установлен 9 разряд. В приложении N2 к данному Постановлению "Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников здравоохранения Российской Федерации" указано, что врач-интерн осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста, обладает правами и несет ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. Выполняет рабочую нагрузку по каждой специальности, устанавливаемой на основании типовых планов подготовки врачей-интернов. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка лечебно-профилактического учреждения, в котором проходит интернатуру.
Исходя из приведенных нормативных положений одногодичная специализация (интернатура) являлась обязательной формой последипломной подготовки выпускников лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, по окончании которой врачам-интернам присваивалась квалификация врача-специалиста. При этом врачам-интернам оформлялась трудовая книжка и выплачивалась заработная плата весь период прохождения интернатуры, они обладали правами и несли ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе, выполняли рабочую нагрузку по каждой специальности, устанавливаемую на основании типовых планов подготовки врачей-интернов.
Вместе с тем, приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 4 июня 1992 года N 173 "О введении углубленной специализации врачей интернов" отмечено, что результаты проведенного в 1988-1991 годах эксперимента по углубленной в течение одного года после окончания вуза специализации выпускников в интернатуре на безе клинических кафедр медицинских институтов показали преимущество данной формы подготовки квалифицированных специалистов. Управлению учебных и научно-исследовательских учреждений, ректорам медицинских вузов, Московской медицинской академии, Российского и Сибирского государственных медицинских университетов дано распоряжение обеспечить с 1 сентября 1992 года проведение углубленной специализации врачей-интернов на базе клинических кафедр высших учебных заведений (пункт 1).
Кроме того, данным приказом поручено утвердить план направления выпускников медицинских вузов, Московской медицинской академии, Российского и Сибирского государственных медицинских университетов на углубленную специализацию врачей-интернов на базе клинических кафедр медицинских институтов, в перечень которых помимо прочих был включен Омский медицинский институт (пункт 2).
Из трудовой книжки истца следует, что 1 сентября 1993 года Шакиров Д.Ш. зачислен в клиническую интернатуру кафедры детской хирургии Омского медицинского института, 1 августа 1994 года отчислен из института по окончании интернатуры.
Указанное соответствует сведениям, представленным ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России в ответ на судебный запрос, в архивной справке от 5 сентября 2022 г. N и копии лицевого счета.
Как указано в приказе ректора от 1 сентября 1993 г. N Шакиров Д.Ш. в соответствии с приказом Минздрава РСФСР от 4 июня 1992 г. N "О введении углубленной специализации врачей-интернов" был зачислен в интернатуру с 1 сентября 1993 года по специальности детская хирургия, с размером стипендии по 9 разряду врача-интерна - 27 320 рублей.
Указанное свидетельствует о том, что Шакиров Д.Ш. проходил клиническую интернатуру на базе кафедры Омского медицинского института без направления в медицинские учреждения в порядке, установленным Положением об интернатуре 1982 года, соответственно, как достоверно установили суды он не был принят на штатную должность, ему не выплачивалась заработная плата, в связи с чем, указанный период не подлежит включению в стаж истца на соответствующих видах работ.
Таким образом, факт зачисления и полного прохождения истцом интернатуры в данном случае правового значения не имеет.
Доводы жалобы о том, что отсутствие сведений о получении заработной платы за часть периода интернатуры не является основанием для отказа во включении в специальный стаж всего периода прохождения им интернатуры судом кассационной инстанции, отклоняются, поскольку по информации высшего учебного заведения в период обучения в интернатуре ему выплачивалась стипендия, а не заработная плата.
В целом доводы заявителя кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в апелляционной инстанции; доводы заявителя в полном объеме оценены и исследованы судом апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для иной оценки обстоятельств дела, и исследованных судами доказательств.
С учетом изложенного, доводы жалобы о незаконности обжалуемых судебных постановлений основаны на неправильном применении норм действующего пенсионного законодательства, а потому не могут быть признаны основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Омска от 19 сентября 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 1 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Шакирова Дамира Шамильевича - Нагайцева Александра Леонидовича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.