Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Гусева Д.А, судей Андугановой О.С, Кожевниковой Л.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское N 2-406/2022 (УИД: 75RS0024-01-2022-000778-49) по иску Иванова Сергея Владимировича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю о признании решений незаконными, включении в специальный стаж периодов работы, производстве перерасчета размера страховой пенсии по старости, возложении обязанности, по кассационной жалобе Иванова Сергея Владимировича на решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 26 декабря 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Иванов Сергей Владимирович (далее - Иванов С.В, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее - ОПФР по Забайкальскому краю, ответчик) о признании решений незаконными, включении в специальный стаж периодов работы, производстве перерасчета размера страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в специальный страховой стаж.
В обоснование заявленных требований Иванов С.В. указал, что является получателем страховой пенсии по старости с 22 мая 2019 г, по достижении 55 лет на сновании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Продолжительность страхового стажа истца, учтенного для назначения пенсии, составила 33 года 2 месяца 11 дней. На 31 декабря 2001 г. по данным пенсионного органа специальный стаж истца составил 12 лет 4 месяца 15 дней, общий страховой стаж составил 20 лет 2 месяца 6 дней.
В специальный стаж истца не был включен период обучения с 1 сентября 1979 г. по 23 июля 1982 г. (2 года 10 месяцев 22 дня), который должен учитываться в общем страховом стаже в календарном исчислении и учитываться при расчете размера пенсии по пункту 3 статьи 30, с применением пункта 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; периоды работы истца с 8 декабря 1982 г. по 5 мая 1983 г. (4 месяца 28 дней), с 8 ноября 1995 г. по 14 января 1999 г. (3 года 2 месяца 7 дней) не включены ответчиком в льготный стаж.
Обращаясь с иском в суд, Иванов С.В. ссылался на то, что оспариваемый стаж работы приобретался им в период действия разного пенсионного законодательства. В стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии могут включаться периоды работы с учетом законодательства, действовавшего в период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсии на льготных условиях.
Полагает, что до 31 декабря 2001 г. ответчиком необоснованно не включены в специальный стаж периоды общей продолжительностью 6 лет 5 месяцев 27 дней.
Ответчик произвел расчет пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применив для расчета общий страховой стаж, без учета положений пункта 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В результате пенсия оказалась значительно меньше той, на которую истец рассчитывал и имел право, что ухудшило условия реализации прав на пенсионное обеспечение. Указывает, что наличие полного общего страхового стажа продолжительностью 25 лет на 1 января 2002 г. для мужчин, выходящих на пенсию досрочно, для применения пункта 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не является обязательным условием. При этом должен быть выбран наиболее выгодный вариант расчета страховой пенсии. Дополнительное условие в виде обязательного наличия общего страхового стажа в размере 25 лет для лиц, претендующих на досрочное назначение пенсии, должно быть определено не на 1 декабря 2002 г, а к дате возникновения права на страховую пенсию, то есть к моменту достижения застрахованным лицом возраста, дающего право на досрочной выход на пенсию.
С учетом уточнений исковых требований, Иванов С.В. просил суд включить в специальный стаж, дающий право на страховую пенсию период профессионального обучения с 1 сентября 1979 г. по 23 июля 1982 г. (2 года 10 месяцев 22 дня), периоды работы истца с 8 декабря 1982 г. по 5 мая 1983 г. (4 месяца 28 дней), с 8 ноября 1995 г. по 14 января 1999 г. (3 года 2 месяца 7 дней); определить специальный стаж истца на 1 января 2002 г. продолжительностью 18 лет 10 месяцев 27 дней; обязать произвести перерасчет пенсии с 22 мая 2019 г. с применением увеличения стажевого коэффициента до 0, 61 (на 0, 06 за имеющийся специальный стаж 18 лет 10 месяцев 27 дней, на 6 лет превышающий требуемый); обязать выплатить недополученную пенсию с 22 мая 2019 г. по 22 мая 2022 г. в сумме 137 698 руб. 20 коп.; признать решения Управления установления пенсий ОПФР по Забайкальскому краю от 27 апреля 2022 г. N, от 9 декабря 2021 г. N (N) незаконными.
Решением Чернышевского районного суда Забайкальского края от 26 декабря 2022 г. исковые требования Иванова С.В. удовлетворены частично.
На ОПФР по Забайкальскому краю возложена обязанность включить в специальный стаж Иванова С.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды его работы с 1 сентября 1979 г. по 23 июля 1982 г, с 8 декабря 1982 г. по 5 мая 1983 г, с 8 ноября 1995 г. по 14 января 1999 г.
Решение заместителя начальника управления Б. о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет от 27 апреля 2022 г. N N, решение заместителя начальника управления Б. о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет от 4 мая 2022 г. N N, отменены.
В удовлетворении требований Иванова С.В. о перерасчете размера страховой пенсии по старости, с момента назначения, отказано.
Определением суда апелляционной инстанции, занесенным в протокол судебного заседания от 21 марта 2023 г, произведена замена ответчика в связи с реорганизацией Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 марта 2023 г. решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 26 декабря 2022 г. изменено в части периода учебы, подлежащего включению в стаж Иванова С.В, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
На Государственное учреждение - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю возложена обязанность включить в стаж Иванова С.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", период учебы с 1 сентября 1979 г. по 23 июля 1982 г. продолжительностью 6 месяцев 19 дней.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Иванов С.В. просит об отмене решения Чернышевского районного суда Забайкальского края от 26 декабря 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 марта 2023 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривалась оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по формуле, в которую включено понятие расчетного размера трудовой пенсии. Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица определялся по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30, либо в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30, либо в порядке, установленном пунктом 6 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются определенные в данных пунктах периоды. В пункте 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
С учетом изложенного, заявитель кассационной жалобы полагает, что совокупность указанных положений закона допускала определение расчетного размера трудовой пенсии с учетом того вида стажа, который позволяет исчислить пенсию в более высоком размере (по выбору застрахованного лица) и была направлена на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение. Также полагает, что период учебы истца с 1 сентября 1979 года по 23 июля 1982 года подлежал включению в специальный страховой стаж, полной продолжительностью, поскольку период прохождения службы в Армии (с 10 мая 1983 года по 21 апреля 1986 года), который составил 2 года 11 месяцев 12 дней), а также период после Армии с 30 мая 1986 года по 31 декабря 1991 года (5 лет 7 месяцев и 2 дня) подлежали учету пенсионным органом при определении продолжительности периода учебы, подлежащего учету в специальном стаже.
Относительно доводов кассационной жалобы Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю представлены письменные возражения на кассационную жалобу, в которых просят судебные постановления оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Иванов С.В, представитель ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Иванову С.В. с 22 мая 2019 г. досрочно назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Иванов С.В. в период с 1 сентября 1979 г. по 23 июля 1982 г. обучался в ГПТУ N г. Читы. Непосредственно после периода обучения в ГПТУ N г. Читы, с 9 августа 1982 г. истец принят помощником бурильщика в Новомалеевскую круглогодичную партию Восточной геологоразведки ПГО "Читагеология", уволен 29 сентября 1982 г, с 8 декабря 1982 г. работал помощником машиниста бурового станка Жирекенского РСУ "Главчитастроя", 5 мая 1983 г. уволен в связи с призывом в Советскую Армию, проходил службу с 10 мая 1983 г. по 21 апреля 1986 г.
Пенсионным органом период с 1 сентября 1979 г. по 23 июля 1982 г. (2 года 10 месяцев 22 дня) учтен, как учеба в общем страховом стаже на основании подпункта "и" пункта 109 постановления Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N 590, статьи 91 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях"; периоды работы с 8 декабря 1982 г. по 5 мая 1983 г, с 8 ноября 1995 г. по 14 января 1999 г. учтены как обычные условия труда.
Из решений заместителя начальника Управления установления пенсий ОПФР по Забайкальскому краю от 9 декабря 2021 г. N, от 25 октября 2021 г. N следует, что период обучения Иванова С.В. с 1 сентября 1979 г. по 23 июля 1982 г. в специальный стаж истца по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" не включен. Заявителю отказано в перерасчете размера досрочной страховой пенсии. При этом указано, что на дату назначения досрочной страховой пенсии Иванов С.В. имеет страховой стаж 33 года 2 месяца 11 дней, специальный стаж - 20 лет 1 месяц 3 дня.
При назначении истцу страховой пенсии в мае 2019 года сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам за второй квартал 2019 года отсутствовали на индивидуальном лицевом счете истца, в связи с чем, пенсионный орган произвел расчет и начисление пенсии без учета платежей за оспариваемый период времени, произведя последующий перерасчет пенсии в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 1 августа 2020 г, с учетом поступивших сведений об уплате страховых взносов за период с 1 апреля по 21 мая 2019 г. Пенсия истца увеличилась на максимальное значение ИПК при перерасчете пенсии - 3 балла.
Не согласившись с механизмом перерасчета пенсии, отказом ответчика во включении периода обучения с 1 сентября 1979 г. по 23 июля 1982 г, периодов работы с 8 декабря 1982 г. по 5 мая 1983 г, с 8 ноября 1995 г. по 14 января 1999 г. в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", Иванов С.В. обратился с иском в суд.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что период обучения истца в ГПТУ N г. Читы с 1 сентября 1979 г. по 23 июля 1982 г. подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подпункта "з" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, поскольку действовавшее в период обучения истца в ГПТУ правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения.
В части требований истца о перерасчете размера пенсии с применением пункта 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд исходил из того, что расчетный размер страховой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 указанного Федерального закона по выбору застрахованного лица - за общий трудовой стаж либо с применением вместо общего стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Поэтому для определения расчетного размера страховой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173 -ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом пункта 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходя из стажа на соответствующих видах работ, требуется наличие полного общего стажа на 1 января 2002 года, не менее 25 лет.
В связи с изложенным суд пришел к выводу о том, что при отсутствии у истца достаточного страхового стажа на 1 января 2002 г. не менее 25 лет, расчет его пенсии не может быть произведен в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом пункта 9 указанной статьи.
В части требований истца о перерасчете размера страховой пенсии с учетом сведений о страховых взносах за второй квартал 2019 года, увеличения индивидуального пенсионного коэффициента, суд установил, что пенсионный орган правомерно произвел расчет и начисление пенсии истцу без учета платежей за оспариваемый период времени, в дальнейшем произвел перерасчет пенсии в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 августа 2020 г, с учетом поступивших сведений об уплате страховых взносов за период с 1 апреля по 21 мая 2019 г.
Признаны несостоятельными доводы истца о неправильном расчете индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), определенным ответчиком на дату установления пенсии (за апрель и 21 день мая 2019 г.), учитывая, что истцу пенсия при перерасчете увеличилась на максимальное значение ИПК при перерасчете пенсии 3 балла. При этом суд руководствовался пунктом 4 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", указав на отсутствие оснований у пенсионного органа для начисления истцу ИПК в большем размере.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 26 декабря 2022 г. изменил в части периода учебы, подлежащего включению в стаж Иванова С.В, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На Государственное учреждение - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю возложена обязанность включить в стаж Иванова С.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", период учебы с 1 сентября 1979 г. по 23 июля 1982 г. продолжительностью 6 месяцев 19 дней.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Изменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда исходила из того, что приравнивание периода обучения в учебных заведениях, перечисленных в подпункте "з" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N590, к работе после учебы проводится с соблюдением правила, установленного указанным пунктом Положения, согласно которого период обучения в училищах приравнивается только к специальному стажу, который непосредственно следует за окончанием обучения, период обучения истца должен быть учтен в размере, не превышающем имеющегося специального стажа, то есть не более 6 месяцев 19 дней.
В остальной части судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций, оснований для отмены судебных постановлений не усматривает.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
Из материалов дела следует, что продолжительность страхового стажа истца, учтенного при назначении страховой пенсии по старости, составляет 33 года 2 месяца 11 дней, продолжительность специального стажа составляет 20 лет 1 месяц 3 дня.
Продолжительность общего страхового стажа, с учетом которого Иванову С.В. определен размер страховой части страховой пенсии, по состоянию на 31 декабря 2001 г. составляет 20 лет 2 месяца 6 дней, специального стажа - 12 лет 4 месяца 25 дней.
Учитывая, что истец имеет неполный страховой стаж, следовательно, суды пришли к верному выводу относительно того, что расчет страховой части пенсии производится пропорционально фактически имеющемуся общему страховому стажу за период до 31 декабря 2001 г.
Стажевый коэффициент определен пенсионным органом в размере 0, 55 (в связи с отсутствием требуемого общего трудового стажа - 25 лет для мужчин).
В имеющемся в деле расчете пенсии истца, пенсионный орган периоды работы после 1 января 2002 г. правомерно включил только в страховой стаж, поскольку на размер стажевого коэффициента указанные периоды работы не влияют, за периоды работы после 1 января 2002 г. увеличение размера страховой пенсии происходит за счет страховых взносов.
Расчетный размер пенсии истца на 1 января 2002 г. составил:
0, 55 х 1, 4 х 1671 = 1286, 67.
Расчетный пенсионный капитал (РПК) на дату назначения пенсии, рассчитанный пенсионным органом: (страховая часть пенсии на 1 января 2002 г. х ожидаемый период выплаты страховой пенсии по старости * отношение имеющегося стажа к общему * индексация расчетного пенсионного капитала в период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г.). Согласно статье 32 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в 2019 году ожидаемый период выплаты составил 252 месяца.
РПК = 836, 67 страховая часть пенсии на 1 января 2002 г. х 252 х 0, 6805555 = 143 488, 91 руб. на 1 января 2002 г. и с учетом индексаций на 31 декабря 2014 г. (5, 6148166) составил 805 663, 92 руб.
С 1 января 2010 г. в соответствии с нормами статьи 30.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсионный капитал подлежит валоризации.
Продолжительность страхового стажа работы истца до 1 января 1991 г. составила 8 лет 1 месяц 3 дня, таким образом, расчетный пенсионный капитал увеличен на 18 % (10% + 8% за 18 полных лет стажа работы до 1991 года).
Начисленная работодателями сумма страховых взносов на дату назначения пенсии до 31 декабря 2014 г. составила 685 371, 06 руб.
805 663, 92 + 685 371, 06 + 145 019, 51 (валоризация) = 1 636 054, 49 /252/64, 10 (стоимость индивидуального пенсионного коэффициента на 31 декабря 2014 г.) =101, 284 - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды до 1 января 2015 г.
За периоды работы после 1 января 2015 г.; с 1 января 2016 г. по 22 мая 2019 г. - индивидуальный пенсионный коэффициент составил 34, 407.
Страховая часть пенсии составляет 135, 691(ИПК) х 87, 24 (стоимость пенсионного коэффициента) = 11837, 68;
Базовая часть пенсии составила 5334, 19;
Размер пенсии истца на 22 мая 2019 г. составил = 5334, 19 + 11 837, 68 = 17 171 руб. 87 коп.
Изменение стоимости пенсионного коэффициента и индексация фиксированной выплаты (ФВ) происходило следующим образом: с 1 января 2020 г. в связи с тем, что истец продолжает работать, размер пенсии не индексировался. Пенсия по старости составила 17 171, 87 руб, фиксированная выплата 5334, 19 руб, страховая часть 11 837, 68 руб.
С 1 марта 2020 г. произведена индексация пенсии после увольнения истца, размер пенсии по старости составил 18 305, 51 руб, фиксированная выплата 5 686, 25 руб.
С 1 августа 2020 г. произошла корректировка страховой части пенсии на 3 балла, пенсия по старости составила 18 584, 51 руб, фиксированная выплата - 5686, 25 руб, страховая часть - 12898, 26 руб.
С 1 января 2021 г. изменилась стоимость пенсионного коэффициента, пенсия по старости составила 19 775, 47 руб, фиксированная выплата - 6044, 48 руб, страховая часть - 13710, 99 руб.
Из показаний свидетеля К. - начальника Управления установления пенсий ОПФР по Забайкальскому краю в суде первой инстанции относительно перерасчета пенсии истца, следует, что в августе 2021 года после перерасчета по страховым взносам количество баллов стало 139, 882, размер страховой пенсии составил 19 873, 21 руб. В январе 2022 г. произведена индексация пенсии, количество баллов осталось прежним 139, 82, размер пенсии изменился и составил 21 582 руб.40 коп. После индексации в июне 2022 г. количество баллов - 139, 882, размер пенсии - 23 740, 80 руб. С 1 августа 2022 г. после перерасчета по страховым взносам баллов стало 139, 96, размер пенсии составил 23 750, 02 руб.
Из расчета, произведенного ответчиком, следует, что размер пенсии истца корректировался с учетом поступления страховых взносов, индексации.
Установив, что размер получаемой истцом пенсии произведен пенсионным органом в соответствии с нормами действующего законодательства, суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности произвести корректировку стажа, с учетом стажа на соответствующих видах работ в соответствии с пунктом 3 и пунктом 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с чем, отказали истцу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несоответствии расчета страховой пенсии требованиям статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций и признаны необоснованными.
Пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что стажевый коэффициент для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20.
Согласно пункту 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Истцу досрочная страховая пенсия по старости назначена по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (ранее назначение указанной пенсии регулировалось подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
С учетом разъяснений, изложенных в подпункте 7 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 г. у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
Так как оценка пенсионных прав осуществляется на 1 января 2002 г, то стаж указанного вида и указанной продолжительности должен быть выработан на эту дату.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, у истца отсутствует одно из необходимых условий, а именно наличие на 1 января 2002 г. страхового стажа продолжительностью 25 лет.
Таким образом, как верно указали суды первой и апелляционной инстанций, ответчик правомерно произвел определение расчетного размера страховой пенсии в порядке пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с применением стажевого коэффициента 0, 55, а не 0, 61, как указывал истец, с учетом соотношения имеющегося у истца неполного стажа к полному, составляющему 25 лет.
В материалы дела представлен расчет пенсии истца по шести вариантам, из которых выбран вариант расчета по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2002 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как наиболее выгодный для Иванова С.В.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о перерасчете пенсии, суды первой и апелляционной инстанций полно и правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, применили нормы материального права, подлежащие применению, и правомерно отказали в удовлетворении исковых требований Иванова С.В. о перерасчете пенсии.
Доводы истца о возможности расчета пенсии, исходя из количества специального стажа, без учета при этом количества общего стажа, определяемого по состоянию на 1 января 2002 г, применении в его случае как пункта 3, так и пункта 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основаны на неверном толковании норм материального права в указанной части.
Также судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает верными выводы суда апелляционной инстанции в части возложения на пенсионный орган обязанности включить в стаж Иванова С.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды учебы с 1 сентября 1979 г. по 23 июля 1982 г. продолжительностью 6 месяцев 19 дней в связи со следующим.
Судами установлено и следует из материалов дела, что период обучения истца в ГПТУ N г. Читы составил с 1 сентября 1979 г. по 23 июля 1982 г, в течение которого действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N590.
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30; мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
б) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N2, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10);
Список N2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N2, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173);
При этом согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665 "О Списках работ, производств, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении:
а) периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий";
Согласно подпунктам "з" и "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также:
з) обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации;
к) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции.
В соответствии с абзацем 3 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N590, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Согласно абзаца 5 п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N590, в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
С учетом изложенного и совокупного толкования положений пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N590, пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N590 может быть применен лицом, подавшим заявление о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости только в отношении периода работы до 1 января 1992 года, при условии, что им до или после поименованных в п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N590, периодов учебы или службы в Вооруженных Силах СССР выполнялась работа, предусмотренная Списком N2 производств, цехов, работ, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (далее - Список N2).
Судом апелляционной инстанции установлено, что период обучения истца в ГПТУ N г. Читы составил с 1 сентября 1979 г. по 23 июля 1982 г.
Периоды работы истца после окончания обучения включены в специальный страховой стаж истца с 9 августа 1982 г. по 29 сентября 1982 г. в должности помощника бурильщика в Новомалеевской партии Восточной геологоразведочной экспедиции. Истец 1 месяц 21 день был занят на работе, предусмотренной Списком N2.
С 8 декабря 1982 г. по 5 мая 1983 г. Иванов С.В. работал помощником машиниста бурового станка Жирекенского РСУ "Главчитастроя", до призыва в Советскую Армию. Данный период включен судом первой инстанции в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В общей сложности период работы истца по Списку N2, непосредственно после обучения в училище, составил 6 месяцев 19 дней.
Как, верно, указал суд апелляционной инстанции, приравнивание периода обучения в учебных заведениях, перечисленных в подпункте "з" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N590, к работе после учебы производится с соблюдением правила, установленного пунктом 109 указанного Положения - период учебы можно приравнять к специальному стажу работы истца продолжительностью, не превышающей стажа работы, предусмотренной Списками N2.
Поскольку при назначении пенсии по старости на льготных условиях рабочим и служащим на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (Список N2), согласно пункту 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972г. N590, период обучения в училище приравнивается только к специальному стажу, который непосредственно следует за окончанием обучения, период обучения истца, как верно установилсуд апелляционной инстанции, должен быть учтен продолжительностью, не превышающей имеющегося у истца специального стажа, то есть не более 6 месяцев 19 дней.
Судом апелляционной инстанции установлено, что период обучения составляет с 1 сентября 1979 г. по 23 июля 1982 г, за ним следует период работы истца с 9 августа 1982 г. по 29 сентября 1982 г. Далее следует спорный период с 8 декабря 1982 г. по 5 мая 1983 г, включенный решением суда первой инстанции в стаж работы истца и за ним с 10 мая 1983 г. по 21 апреля 1986 г. - период службы в Советской Армии. С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда пришла к верному выводу, что включению в специальный страховой стаж работы истца по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях" подлежит период учебы истца в ГПТУ N г. Читы с 1 сентября 1979 г. по 23 июля 1982 г. продолжительностью 6 месяцев 19 дней, равной продолжительности периода работы истца по Списку N2, непосредственно следующей за периодом обучения и равной продолжительности 6 месяцев 19 дней.
Суд кассационной инстанции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций, верно, применены нормы материального и процессуального права к спорным отношениям, оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 26 декабря 2022 г, с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 марта 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Иванова Сергея Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.