Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Гусева Д.А, судей Андугановой О.С, Раужина Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1014/2022 (УИД: 38RS0023-01-2022-001411-98) по иску Конищевой Натальи Ивановны к Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району", министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании членами семьи собственника жилого помещения, признании права на получение мер социальной поддержки, по кассационной жалобе Конищевой Натальи Ивановны на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 20 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Конищева Наталья Ивановна (далее - Конищева Н.И, истец) обратилась в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району" (далее - ОГКУ "УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району", ответчик), министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании членами семьи собственника жилого помещения, признании права на получение мер социальной поддержки.
В обоснование заявленных требований Конищева Н.И. указала, что ей 24 август 2019г. выдано свидетельство N на предоставление меры социальной поддержки в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская "адрес". В свидетельство в качестве членов семьи включены: она, Конищева Н.И, Конищев В.И. и Конищев А.В. Однако на момент наводнения в жилом доме в качестве членов ее семьи проживали также: Конищева (Ефременко) Д.В, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ (бывшая жена ее сына, Конищева А.В.), К. родившаяся ДД.ММ.ГГГГ (ее внучка, дочь Конищева А.В. и Конищевой (Ефременко) Д.В.), Акопян А.А, родившаяся 6 ноября 1989 г, и А, родившийся ДД.ММ.ГГГГ (сын Акопян А.А.).
Из-за болезни Конищева В.И. с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки на указанных членов семьи она обратилась позднее. В предоставлении социальной выплаты ей отказано с указанием на то, что мера социальной поддержки предоставляется однократно, а право на получение социальной выплаты ею реализовано по ранее выданному свидетельству от 24 августа 2019 г. N.
Конищева Н.И. просила суд признать Конищеву (Ефременко) Д.В, родившуюся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" Иркутской области, ее дочь, К, родившуюся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" Иркутской области, Акопян А.А, родившуюся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" Иркутской области, и ее сына, А, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", членами ее семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская "адрес"; признать право Конищевой (Ефременко) Д.В, К, Акопян А.А, А. на получение социальной выплаты в соответствии с пунктами 6, 18, 27 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, Правилами о предоставлении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928; обязать министерство социального развития, опеки и попечительства осуществить социальную выплату.
Определением Тулунского городского суда Иркутской области от 27 июня 2022 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ефременко Дарья Викторовна (далее - Ефременко Д.В), К. (далее - К.) в лице законного представителя Ефременко Д.В, Акопян Анна Алексеевна (далее - Акопян А.А.), А. (далее - А.) в лице законного представителя Акопян А.А.
Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 20 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 января 2023 г. в удовлетворении исковых требований Конищевой Н.И. отказано.
В кассационной жалобе Конищева Н.И. просит об отмене решения Тулунского городского суда Иркутской области от 20 июля 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 января 2023 г.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неполное и необъективное рассмотрение судами представленных истцом доказательств по делу, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, нарушение судами конституционных прав, свобод и интересов членов семьи истца. В частности, указывает, что установленный судами факт постоянной регистрации Конищевой Д.В, К. Акопян А.А, А. по месту проживания истца по делу подтверждает тот факт, что указанные лица являются членами семьи истца, что соответствует требованиям части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и предполагает предоставление социальной поддержки по месту жительства в зоне чрезвычайной ситуации. Полагает решение органов социального развития об отказе в социальной выплате членам семьи истца неправомерными, поскольку до 25 декабря 2020 года социальной службой в учетные данные могли быть внесены соответствующие дополнения. Кроме того, на момент первичной подачи документов на социальную выплату органами местного социального развития вопрос о количестве членов ее семьи не выяснялся и законодательные требования истцу не были разъяснены. Полагает, что у истца сохраняется право повторного обращения за получением социальной выплаты с расчетом на тех членов семьи, которые изначально не были заявлены, но фактически проживали совместно с истцом в утраченном жилом помещении и имели право на включение их в расчет на получение социальной выплаты для строительства или приобретения нового жилого дома взамен утраченного. Кроме того, Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019года на территории Иркутской области социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения предусмотрена возможность приобретения двух и более жилых помещений за счет социальной выплаты.
Относительно доводов кассационной жалобы Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области принесены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Конищева Н.И, представители ответчиков ОГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району", Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Ефременко Д.В, К. в лице законного представителя Ефременко Д.В, Акопян А.А, А. в лице законного представителя Акопян А.А, сведения о причине неявки не представили, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Канищевой Н.И. на праве собственности, на основании договора дарения от 9 января 2018 г, принадлежал жилой дом, находящийся по адресу: "адрес".
Согласно Перечню улиц, попавших в зону чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения на территории муниципального образования - "г. Тулун", утвержденному постановлением администрации городского округа 29 июня 2019 г. N 1047 (с изменениями и дополнениями), все дома по "адрес" в "адрес" Иркутской области попали в зону наводнения.
Заключением межведомственной комиссии администрации г. Тулуна от 27 июля 2019 г. N выявлены основания для признания жилого помещения по адресу: "адрес", непригодным для проживания.
Постановлением администрации муниципального образования г. Тулун от 28 июля 2019 г. N, указанное жилое помещение признано непригодным для проживания.
Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 18 июля 2019 г. установлен факт проживания по адресу: "адрес", Конищевой Н.И. и ее мужа, Конищева В.И, имеющих регистрацию по адресу: "адрес". Сын истца, Конищев А.В, на момент наводнения имел регистрацию по адресу: Иркутская "адрес".
1 августа 2019 г. Конищева Н.И. и члены ее семьи Конищев В.И, Конищев А.В, обратились в министерство с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения по адресу: "адрес" "адрес". При этом в указанном заявлении они не отразили сведения о наличии других членов семьи, в том числе внучки, К.
По результатам рассмотрения данного заявления ОГКУ "УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району" 24 августа 2019 г. принято решение N о предоставлении меры социальной поддержки в виде социальной выплаты в размере 2 435 238, 00 руб.
24 августа 2019 г. истцу Конищевой Н.И. и членам ее семьи: мужу, Конищеву В.И, и сыну, Конищеву А.В, выдано свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения N- N
10 декабря 2019 г. Конищевой Н.И, Конищевым В.И. и Конищевым А.В. было приобретено жилое помещение по адресу: "адрес".
На основании обращения Конищевой Н.И, Конищева В.И, Конищева А.В. о перечислении социальной выплаты денежные средства, предоставленные по свидетельству от 24 августа 2019 г. N, были перечислены платежным поручением от 28 декабря 2019 г. N продавцу жилого дома по адресу: "адрес", К.
Согласно справке о заключении брака от 26 марта 2020 г. N, свидетельства о расторжении брака от 18 июня 2019 г. следует, что Конищева Д.В, родившаяся 10 июня 1991 г, состояла в браке с сыном истца, Конищевым А.В, с 3 марта 2014 г. по 18 июня 2019 г. При этом решение о расторжении брака было принято мировым судьей судебного участка N "адрес" и "адрес" Иркутской области 7 мая 2019 г, то есть до наводнения, имевшего место в июне - июле 2019 г. В браке у супругов ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь, К.
Из копии паспорта Конищевой Д.В. усматривается, что она с 1 сентября 2014 г. по 15 августа 2019 г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес".
Согласно адресной справке, выданной отделом по вопросам миграции МО МВД России "Тулунский" 15 ноября 2019 г, К. с 18 сентября 2014 г. по 15 августа 2019 г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес".
25 июня 2021 г. Конищева Д.В. вступила в брак с Ефременко В.В, изменив фамилию на Ефременко Д.В.
Из копии паспорта "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что Акопян А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" Иркутской "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства по адресу: Иркутская "адрес".
А. приходится сыном Акопян А.А, что подтверждается свидетельством о рождении несовершеннолетнего и справкой о заключении брака от 14 марта 2020 г. N.
Согласно свидетельству о регистрации по месту жительства от 23 марта 2017 г. N А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес".
12 июня 2020 г. Конищева Н.И, Конищева Д.В. и Акопян А.А. обратились в ОГКУ "УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району" и к министру социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Р. с заявлениями о пересчете социальной выплаты, предоставленной Конищевой Н.И, Конищеву В.И. и Конищеву А.В. на приобретение жилья, выдаче дополнительного свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения Конищевой Д.В, К, Акопян А.А, А, как членам семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Письмом ОГКУ "УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району" от 8 июля 2020 г. N в предоставлении меры социальной поддержки отказано, с указанием на реализацию права на предоставление меры социальной защиты по утраченному жилому помещению по адресу: "адрес".
24 мая 2021 г. Конищева Н.И. повторно обратилась с заявлением к министру социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Р. с заявлением о признании неправомерным решения ОГКУ "УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району" от 8 июля 2020 г. N и предоставлении им меры социальной поддержки в виде дополнительного свидетельства на получение социальной выплаты.
Письмом от 23 июня 2021 г. N первым заместителем министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области М. Конищевой Н.И. повторно разъяснено, что мера социальной поддержки предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства, в том числе пояснения свидетелей У, Б. Т, К, К, Ш.-Х, установленные по делу обстоятельства, пришел к выводу о том, что собственником жилого помещения по адресу: "адрес" "адрес", признанного непригодным для проживания в результате наводнения, имевшего место в июне 2019 г. на территории Иркутской области, Конищевой Н.И. и членами ее семьи, Конищевым В.И. и Конищевым А.В, мера социальной поддержки по свидетельству, удостоверяющему право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, от 24 августа 2019 г. N реализована, в связи с чем, заявленные Конищевой Н.И. исковые требования не подлежат удовлетворению.
При этом суд первой инстанции указал, что социальная выплата предоставляется однократно и выдача дополнительного свидетельства нормами действующего законодательства не предусмотрена.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции решение Тулунского городского суда Иркутской области от 20 июля 2022 года оставил без изменения, апелляционную жалобу заявителя без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно абзаца 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В силу пункта 2 статьи 18 указанного выше Федерального закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации городского округа муниципального образования - "город Тулун" от 27 июня 2019 г. N 1042 "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования - "город Тулун" с 15 часов 00 минут 27 июня 2019 г. на территории муниципального образования - "город Тулун" введён режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Положение, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N556-пп).
Пунктом 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N556-пп, определено, что предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:
1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения (далее - имеющие документы), и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью, а также рожденные или усыновленные после дня введения режима чрезвычайной ситуации), несовершеннолетние братья и сестры, родители и усыновители этого гражданина и его внуки (в том числе рожденные или усыновленные детьми гражданина после дня введения режима чрезвычайной ситуации), а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина (далее - члены семьи).
В приоритетном порядке социальная выплата предоставляется семьям, имеющим двух и более детей.
В случае, если дети, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью, одновременно имеют право на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением и право на обеспечение жильем в соответствии с другими правовыми актами, по выбору гражданина, являющегося законным представителем указанных детей, предоставляется социальная выплата в соответствии с настоящим Положением либо осуществляется обеспечение жильем в соответствии с другими правовыми актами;
4) являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
5) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - свидетельство);
6) указанным в подпунктах 1 - 5 настоящего пункта, в отношении которых решениями суда, вступившими в законную силу, признано право на предоставление социальной выплаты, обязывающее государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства (далее - учреждение), принять решение о выдаче свидетельства и (или) министерство социального развития выдать свидетельство (далее - решение суда о признании права).
Порядок предоставления социальный выплаты регламентирован пунктом 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N556-пп, в котором указано, что в целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 25 декабря 2020 г. включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина.
В случае совместного обращения граждан, являющихся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение, или их представителя с заявлением о выдаче свидетельства решение о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства принимается в отношении каждого гражданина, являющегося участником общей собственности на утраченное жилое помещение.
Социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения реализуется в заявительном порядке и носит персональный характер.
Пунктом 7 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N 982 (далее - Порядок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N), предусмотрено, что внесение в утвержденный список изменений осуществляется в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка.
Внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается.
При этом в п. 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N982 определено, что сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований.
Согласно нормам главы 4 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных заместителем министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 3 октября 2014 г. N 2-4-87-24-7, члены одной семьи, не включенные в первоначальный список вместе со своей семьей и позже подтвердившие свое право на получение сертификата в судебном порядке, могут быть включены в список своей семьи (увеличивается площадь предоставляемого сертификата) до момента получения семьей сертификата на руки.
Пунктом 7 Положения, утвержденного постановлением правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года N556-пп, определено, что социальная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения.
Судами первой и апелляционной инстанций достоверно установлено, что истцом Конищевой Н.И. реализовано право на предоставление мер социальной поддержки, перед ней государством и субъектом Российской Федерации выполнены обязательства по обеспечению жилым помещением в результате утраты жилого дома в связи с наводнением, имевшим место в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области.
Выводы судов о том, что истцом Конищевой Н.И. доказательств нарушения ее права на предоставление меры социальной поддержки не представлено, как не представлено и доказательств наличия у нее предусмотренного законом права обращения в суд в защиту интересов Ефременко Д.В, К, Акопян А.А, А, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, материалам дела и требованиям закона, доказательствам по делу судами дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований для иной оценки и переоценки представленных в дело доказательств не имеет.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены исключительно на иную оценку представленных в материалы дела и исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств по делу, основаны на ошибочном толковании нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого дома, взамен поврежденного жилого помещения пострадавшего в результате затопления, произошедшего в июне 2019 года в Иркутской области.
Между тем, суд кассационной инстанции исходит из того, что судами верно применены нормы материального права, с учетом фактически установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств по делу.
Судами не допущены процессуальные нарушения в части оценки и исследования доказательств по делу.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тулунского городского суда Иркутской области от 20 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Конищевой Натальи Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.