Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Гусева Д.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-697/2022 (УИД 55RS0038-01-2022-001066-10) по иску Коломиец Марии Васильевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области, филиалу - клиентская служба в Черлакском районе об изменении оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости, перерасчете пенсии, выплате недоплаченных сумм, по кассационной жалобе Коломиец Марии Васильевны на решение Черлакского районного суда Омской области от 23 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 15 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Коломиец Мария Васильевна (далее по тексту - Коломиец М.В, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее по тексту - ОПФР по Омской области, ответчик), филиалу - клиентская служба в Черлакском районе об изменении оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости, перерасчете пенсии, выплате недоплаченных сумм.
Требования мотивированы тем, что с 5 мая 2012 г. ей назначена трудовая пенсия по страсти в связи с достижением возраста 50 лет, наличием стажа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 11 лет 7 месяцев 25 дней, специального стажа в размере 10 лет 5 месяцев 28 дней, общего страхового стажа в размере 26 лет 8 месяцев 24 дней по подпункту 3 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Полагает, что пенсионным органом не применены правила о суммировании стажа, с учетом которых ее стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составлял бы 22 года 1 месяц 23 дня, а истец приобрела право на назначение пенсии по подпункту 6 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с достижением возраста 50 лет, наличием стажа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 календарных лет и общего страхового стажа не менее 20 лет.
С учетом изложенного просила изменить основание для назначения досрочной страховой пенсии по стрости на пункт 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", как лицу, проработавшему в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, 22 года 1 месяц 23 дня, при страховом стаже на дату назначении пенсии (5 мая 2012 г.) 26 лет 8 месяцев 24 дня, признать за истцом право на конвертацию пенсионных прав с применением повышенного ограничения ее заработка к средней заработной плате по стране в размере 1, 4, обязать произвести перерасчет страховой пенсии, выплатить недополученную сумму в размере 157351, 87 рублей.
Решением Черлакского районного суда Омской области от 23 декабря 2022 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 15 марта 2023 г. решение Черлакского районного суда Омской области от 23 декабря 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Коломиец М.В. просит отменить решение Черлакского районного суда Омской области от 23 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 15 марта 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 5 мая 2012 г. Коломиец М.В. обратилась в УПФР в Черлакском районе Омской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с вредными условиями труда в качестве машиниста мостового крана.
Страховой стаж Коломиец М.В. на дату подачи заявления составил 32 года 6 месяцев 16 дней, специальный стаж - 15 лет 8 месяцев 23 дня.
Решением УПФР в Черлакском районе Омской области от 15 мая 2012 г. истцу была назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Полагая, что указанное решение органа пенсионного обеспечения нарушает ее пенсионные права, Коломиец М.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что УПФР в Черлакском районе Омской области с 5 мая 2012 г. обоснованно Коломиец М.В. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как женщине, достигшей возраста 50 лет, проработавшей не менее 15 лет машинистом мостового крана в районе, приравненном к районам Крайнего Севера и имеющей страховой стаж не менее 20 лет. При назначении пенсии территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации были учтены страховой стаж, который составил 26 лет 8 месяцев 24 дня, период работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 11 лет 7 месяцев 25 дней, стаж на соответствующих видах работ 8 лет 8 месяцев 26 дней. При расчете страховой пенсии территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации применено отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к заработной плате в Российской Федерации в размере не свыше 1, 2.
Из пенсионного дела Коломиец М.В. следует, что отношение среднемесячной заработной платы истца к среднемесячной заработной плате по стране за указанный период составило 2, 058.
Также из отзыва ОПФР по Омской области следует, что 2 ноября 2020 г. Коломиец М.В. обращалась с заявлением о перерасчете страховой пенсии, представила справки от 8 октября 2020 г. N о заработной плате за период с марта 1987 г. по май 1994 г, выданные архивным отделом Администрации муниципального образования г. Братска.
Решением ОПФР по Омской области N от 9 ноября 2020 г. в перерасчете размера страховой пенсии было отказано по причине отсутствия изменения величины индивидуального пенсионного коэффициента, с учетом представленных документов коэффициент соотношения заработков будет составлять 1, 524.
29 марта 2022 г. истец вновь обратилась в ОПФР по Омской области с заявлением о перерасчете пенсии в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Поскольку Коломиец М.В. документы для перерасчета размера пенсии представлены не были, ОПФР по Омской области вынесены решения N и N от 12 апреля 2022 г. об отказе перерасчета размера пенсии.
Кроме того, судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами спора, что при расчете страховой пенсии истцу пенсионным органом применено отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к заработной плате в Российской Федерации в размере не свыше 1, 2.
Из пенсионного дела Коломиец М.В. следует, что при расчете отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к заработной плате в Российской Федерации территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации были приняты сведения о заработной плате Коломиец М.В. за период с 1 января 2000 г. по 31 декабря 2001 г, размер которой составил 73817, 46 рублей, размер заработной платы по стране за указанный период - 35868 рублей, определено отношение - 2.058, применено ограничение, установленное законом, - 1, 2.
Исходя из справки о назначенных пенсиях и социальных выплатах от 14 марта 2022 г. по состоянию на 1 января 2002 г. у истца указаны обычные условия труда.
Из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 14 марта 2022 г. следует, что в период с 1 января 2002 г. по 17 ноября 2003 г. Коломиец М.В. работала в Дочернем государственном унитарном предприятии "РОСТЭК-ОМСК", продолжительность стажа составила 1 год 10 месяцев 17 дней.
Указанные сведения также подтверждаются данными трудовой книжки истца.
Приняв во внимание имеющиеся сведения о регистрации истица и представленные работодателем сведения об условиях работы труда истицы как "обычные", суды указали на отсутствие данных о регистрации по месту жительства или месту пребывания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 31 декабря 2001 г, осуществление на указанную дату работы в этих районах, в связи с чем указали на отсутствие оснований для учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате Российской Федерации - 1, 4.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали надлежащую оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии по старости назначаются ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, женщинам по достижении возраста 50 лет при наличии специального стажа не менее 10 лет и страхового стажа 20 лет.
Право на пенсию в соответствии с подпунктом 3 рункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предоставляется женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статье 30 указанного Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для расчетного размера пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1, 4- для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1, 5;
не свыше 1, 7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 5 до 1, 8;
не свыше 1, 9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 8 и выше.
Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы", следует, что регистрация по месту жительства или пребывания представляет собой лишь способ учета и ее наличие или отсутствие не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Так как действующее пенсионное законодательство на необходимость регистрации граждан по месту жительства в качестве обязательного условия для определения расчетного размера трудовой пенсии с учетом повышенного отношения заработков в отношении лиц, которые имели регистрацию по месту жительства за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но фактически проживали по состоянию на 1 января 2002 г. в указанных районах и местностях, прямого указания не содержит, то расчет размера трудовой пенсии по данному основанию необходимо осуществлять в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Застрахованные лица, не имевшие на 31 декабря 2001 г. подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но осуществлявшие на указанную дату работу в этих районах, рассматриваются как лица, проживавшие в указанных районах.
Периоды, дающие право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой на Крайнем Севере, в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516.
Данный порядок определения расчетного размера трудовой пенсии применяется с 1 января 2002 г, но не ранее возникновения права на определение расчетного размера трудовой пенсии застрахованного лица с применением повышенного отношения заработков как лицу, проживающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Размер страховой части трудовой пенсии в связи с уточнением величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 г. с применением повышенного отношения заработков как лицу, проживающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, может быть пересмотрен с учетом указанного порядка по соответствующему заявлению пенсионера с представлением необходимых документов.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях", заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона.
Пунктом 85 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению предусмотрено, что срок представления гражданином документов, необходимых для перевода с одной пенсии на другую, перерасчета размера пенсии, не должен превышать 5 рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.
В случае непредставления таких документов в установленный срок заявление о назначении пенсии (о переводе с одной пенсии на другую) при обращении за переводом с одной пенсии на другую, заявление о перерасчете размера пенсии, поданные в форме электронного документа, не подлежат рассмотрению.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Частью 1 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 651, в соответствии с пунктом 1 которого приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 Федерального закона) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 Федерального закона, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.
Таким образом, в целях назначения страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" учитывается работа в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, которая суммируется с работой, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Впервые суммирование работ с особыми условиями труда и работ в районах Крайнего Севера было введено с 1 января 1992 г. Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно статье 14 которого к работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона (включая работы с вредными и тяжелыми условиями труда).
Затем пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было предусмотрено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7-14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6-9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в пункте 6 части 1 статьи 32, части 1 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Таким образом, как ранее действовавшим пенсионным законодательством, так и действующим в настоящее время пенсионным законодательством суммирование стажей предусмотрено для определения права на досрочное назначение пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с зачетом только периодов трудовой деятельности (фактической работы).
Согласно пунктам 2-4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: 2) работы с тяжелыми условиями труда; 11) работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Суммирование периодов работ осуществляется в следующем порядке: путем прибавления к периодам работы, указанным в подпункте 11, периодов работ, указанных в подпунктах 1 - 10, 16 - 18.
В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, поскольку при назначении истцу пенсии по пункту 3 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсионным органом учитывались периоды: с 20 июня 1983 г. по 19 января 1984 г, 5 февраля 1984 г. по 9 ноября 1984 г, 30 ноября 1984 г. по 26 февраля 1985 г, 2 марта 185 г. по 10 марта 1985 г, 31 марта 1985 г. по 13 октября 1985 г, 21 октября 1985 г. по 16 ноября 1988 г, 21 ноября 1988 г. по 12 ноября 1989 г, с 16 ноября 1989 г. по 8 августа 1990 г, с 19 августа 1990 г. по 19 мая 1991 г, 3 июня 1991 г. по 5 июля 1992 г, 20 июля 1992 г. по 16 ноября 1992 г, 18 декабря 1992 г. по 1 марта 1993 г, 12 марта 1993 г. по 3 апреля 1994 г, 16 апреля 1994 г. по 31 мая 1994 г, оснований для повторного включения указанных периодов в стаж, как период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не имеется, поскольку периоды совпадают, и при таких обстоятельствах суммированию не подлежат.
Тогда как периоды работы истца: 11 марта 1982 г. по 10 августа 1982 г. (0 л. 5 мес. 0 дн.), 24 августа 1982 г. по 22 января 1983 г. (0 л. 4 мес. 29 дн.), 7 февраля 1983 г. по 3 июня 1983 г. (0 л. 3 мес. 27 дн.), 19 июня 1983 г. по 19 июня 1983 г. (0 л. 0 мес. 1 дн.), не приведут к назначению истцу пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ввиду отсутствия требуемого стажа работы.
Не влекут отмену оспариваемых судебных актов доводы кассационной жалобы о неверном назначении пенсии по подпункту 3 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", необходимости ее назначения по подпункту 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", изменении основания назначения на пункт 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку трудовая пенсия по старости была назначена пенсионным органом на основании заявления истца именно по подпункту 3 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с указанного времени истец получает данную пенсию и в пенсионный орган с заявлением именно об изменении основания пенсии не обращалась, тогда как обращения имели место быть только с требованиями о перерасчете размера пенсии.
Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции не уведомил ее о времени и месте судебного заседания, она не получала отзыв и другие доказательства со стороны ответчика, поскольку согласно протоколу судебного заседания истец лично принимала участие в судебном заседании суда первой инстанции 23 декабря 2022 г, в котором дело рассмотрено по существу, в связи с чем также имела право на ознакомление с материалами дела.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судами доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу, являются мотивированными, судами учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебных постановлениях отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную судам первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемых судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черлакского районного суда Омской области от 23 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 15 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Коломиец Марии Васильевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.