N 88-12124/2023
г. Кемерово 9 июня 2023 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Андугановой О.С.
рассмотрел гражданское дело N 2-2710/2022 (УИД: 70MS0053-01-2022-004270-69) по иску Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области к Палкиной Вере Гавриловне о взыскании неосновательного обогащения
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области на заочное решение мирового судьи судебного участка N 4 Томского судебного района Томской области от 22 сентября 2022 г, апелляционное определение Томского районного суда Томской области от 21 февраля 2023 г,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области (далее - ОПФР по Томской области, истец) обратилось в суд с иском к Палкиной Вере Гавриловне (далее - Палкина В.Г, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1056 руб. 77 коп, сбереженного за период с 10 декабря 2020 года по 30 декабря 2020 г.
В обоснование иска указав, что 7 июля 2015 г. Палкина В.Г. и Палкин Владимир Иванович (далее - Палкин В.И.) обратились в ОПФР по Томской области с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты, при этом заявителям разъяснено о необходимости сообщать в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты. С 1 июля 2015 г. Палкиной В.Г. назначена ежемесячная компенсационная выплата в размере 1 560 рублей в месяц. Согласно сведениям о трудовой деятельности Палкин В.И. с 10 декабря 2020 г. по 30 декабря 2020г. трудоустроен в обществе с ограниченной ответственностью "СП-Центр". Таким образом, права на получение ежемесячной компенсационной выплаты за период с 10 декабря 2020 г. по 30 декабря 2020 г. у ответчика не имелось.
ОПФР по Томской области просило суд взыскать с Палкиной В.Г. в пользу ОПФР по Томской области неосновательное обогащение в сумме 1056 руб. 77 коп, сбереженное за периоды с 10 декабря 2020 г. по 30 декабря 2020г.
Заочным решением мирового судьи судебного участка N 4 Томского судебного района Томской области от 22 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением Томского районного суда Томской области от 21 февраля 2023 г, в удовлетворении исковых требований ОПФР по Томской области отказано.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" с 1 января 2023 г. проведена реорганизация Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации и их территориальных органов.
В поданной Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области кассационной жалобе ставится вопрос об отмене заочного решения мирового судьи судебного участка N 4 Томского судебного района Томской области от 22 сентября 2022 г, апелляционного определения Томского районного суда Томской области от 21 февраля 2023 г. В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на отсутствие правовых оснований получения Палкиной Верой Гавриловной ежемесячной компенсационной выплаты в размере 1056 руб. 77 коп. за период с 10 декабря 2020 г. по 30 декабря 2020 г, поскольку лицо, осуществляющее уход за Палкиной В.Г. в указанный период времени осуществляло трудовую деятельность. Кроме того, указывает, что спорные выплаты не относятся к средствам на содержание ответчика, в силу чего положения части 3 статьи 1109 ГК РФ не применимы.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение, либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу не усматривается и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, отсутствуют основания для отмены или изменения заочного решения мирового судьи судебного участка N 4 Томского судебного района Томской области от 22 сентября 2022 г, апелляционного определения Томского районного суда Томской области от 21 февраля 2023 г.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 7 июля 2015г. Палкин В.И. обратился с заявлением в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты (ЕКВ), установленной как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за лицом, нуждающимся в постоянном постороннем уходе - Палкиной В.Г.
Согласно заявлению Палкиной В.Г. от 7 июля 2015 г, она согласилась на осуществление за ней ухода трудоспособным лицом - П.
По результатам рассмотрения заявления, решением Государственного учреждения Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области от 14 июля 2015 г. N ежемесячная компенсационная выплата в размере 1560 рублей назначена с 1 июля 2015 г.
С 1 июля 2015 г. Палкин В.И. являлся получателем компенсационной выплаты, установленной как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за лицом, нуждающимся в постоянном постороннем уходе - Палкиной В.Г.
Согласно сведениям о трудовой деятельности П. осуществлял трудовую деятельность в "данные изъяты"" в период с 10 декабря 2020 г. по 30 декабря 2020 г.
При таких обстоятельствах по действующему законодательству Российской Федерации право на получение ежемесячной компенсационной выплаты в размере 1056 руб. 77 коп. за период с 10 декабря 2020 г. по 30 декабря 2020 г. отсутствовало.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований ОПФР по Томской области, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности истцом факта неосновательного обогащения ответчиком Палкиной В.Г. в связи с отсутствием со стороны ответчика недобросовестного поведения при получении ежемесячной компенсационной выплаты за период с 10 декабря 2020 г. по 30 декабря 2020 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции полагает обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка.
Пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:
1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;
2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;
3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;
4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - компенсационные выплаты).
Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", Правительством Российской Федерации принято постановление от 4 июня 2007 г. N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы (за исключением инвалидов с детства 1 группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо достигшим возраста 80 лет" (далее Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N343).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N343 установлено, что финансирование расходов, связанных с осуществлением ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий год.
В соответствии с пунктом 2 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы (за исключением инвалидов с детства 1 группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо достигшим возраста 80 лет (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N343) ежемесячная компенсационная выплата (далее - компенсационная выплата) назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы (за исключением инвалидов с детства 1 группы), а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо достигшим возраста 80 лет (далее - нетрудоспособные граждане).
Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии. (пункт 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N343).
Компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину (пункт 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N343).
Пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N343, определен перечень документов, необходимых для назначения компенсационной выплаты, в который, в том числе, входят: справка органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась; справка (сведения) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице.
Заявление лица, осуществляющего уход, с приложенными к нему необходимыми для представления документами рассматривается органом, осуществляющим выплату пенсии, в течение 10 рабочих дней со дня его приема. (пункт 7 Правил)
Компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлениями и всеми необходимыми для представления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.
В пункте 9 Правил перечислены случаи прекращения осуществления компенсационной выплаты, перечень которых является исчерпывающим.
Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. Извещение о наступлении указанных обстоятельств может быть представлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (пункт 10 Правил).
Прекращение осуществления компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 9 Правил (пункт 11 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" имеют трудоспособные неработающие граждане, проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, к числу которых относятся престарелые граждане, достигшие возраста 80 лет. Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает заявление об установлении компенсационной выплаты со всеми документами и дает оценку правильности их оформления, запрашивает необходимые документы у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении компенсационной выплаты или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных в порядке межведомственного информационного обмена документов.
Основанием для прекращения компенсационной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина, обратившегося за указанной выплатой, возложена обязанность представить достоверные сведения пенсионному органу, а после назначения ему такой выплаты - в пятидневный срок сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
В случае установления недобросовестных действий граждан, направленных на получение компенсационной выплаты, с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная компенсационная выплата подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
Из приведенных правовых норм следует, что по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества, либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.
По данному делу также является юридически значимым обстоятельством наличие в действиях ответчика недобросовестности.
Между тем, истцом не представлено суду достаточных доказательств совершения ответчиком недобросовестных действий при получении выплаты.
Мировым судьей и судом апелляционной инстанции, верно, указано, что фактическим получателем ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным лицом являлась Палкина В.Г, что подтверждается расчетом излишне полученной суммы компенсации, в которой в качестве получателя указана последняя.
Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании излишне выплаченный суммы компенсационной выплаты презюмируется, бремя доказывания недобросовестности Палкиной В.Г. при получении указанных выплат возложено на ОПФР по Томской области.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом при рассмотрении дела доказательства наличия недобросовестных действий со стороны ответчика при получении спорной суммы ежемесячных компенсационных выплат представлены не были.
Доводы заявителя кассационной жалобы относительно того, что спорная выплата по своей природе не относится к выплатам на содержание гражданина, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку указанная выплата относится к денежным средствам, предоставленным гражданину, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, в качестве средства к существованию и может быть истребована пенсионным органом при наличии недобросовестности последнего.
С учетом изложенного, суды обоснованно пришли к выводу о том, что требования истца о взыскании с ответчика излишне выплаченной суммы компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным лицом, удовлетворению не подлежат.
Юридически значимые обстоятельства дела определены правильно, выводы должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Судом кассационной инстанции установлено отсутствие предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
заочное решение мирового судьи судебного участка N 4 Томского судебного района Томской области от 22 сентября 2022 г, апелляционное определение Томского районного суда Томской области от 21 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области - без удовлетворения.
Судья О.С. Андуганова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.