Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гусева Д.А, судей Андугановой О.С, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-435/2022 (УИД 24RS0008-01-2022-000455-37) по иску Карпюк Николая Иосифовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю, Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Большемуртинская районная больница" о признании права на получение единовременной страховой выплаты, по кассационной жалобе Карпюк Николая Иосифовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Карпюк Николай Иосифович (далее - Карпюк Н.И, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 2, Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Большемуртинская районная больница" (далее - КГБУЗ "Большемуртинская районная больница") о признании права на получение единовременной страховой выплаты.
В обоснование своих требований указывал на то, что Карпюк Н.И. с 11 июня 2020 г. работает в КГБУЗ "Большемуртинская районная больница" в должности водителя гаража.
Во исполнение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198-н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции "COVID-19" 7 апреля 2020 г. КГБУЗ "Большемуртинская районная больница" издан приказ N 71осн, на основании которого Карпюк Н.И. включен в список сотрудников, в том числе медицинского персонала, уполномоченных на оказание медицинской помощи пациентам с подтвержденной коронавирусной инфекцией (Covid-19) и пациентам с подозрением на эту инфекцию.
Карпюк Н.И. осуществлял работы, в том числе непосредственно с пациентами, у которых было подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Карпюк Н.И. находился на стационарном лечении в КГБУЗ "данные изъяты" с диагнозом: "данные изъяты"
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Карпюк Н.И. находился на амбулаторном лечении.
Перенесенные истцом заболевания входят в перечень заболеваний, дающих ему право на единовременную страховую выплату.
Вместе с тем, решением Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 2 от 11 января 2022 г. N 02-07/09-20 Карпюк Н.И. отказано в единовременной страховой выплате, поскольку в трудовой книжке истца указана должность "водитель гаража", а не "водитель скорой медицинской помощи".
Карпюк Н.И. не согласен с указанным решением, полагает, что имеет право на единовременную страховую выплату, так как фактически в период с 7 апреля 2020 г. он выполнял трудовые обязанности, связанные с выездами с терапевтами на дом к пациентам, заболевшим Covid-19 и с подозрением на Covid-19, доставлял заболевших на лечение в районную больницу, то есть непосредственно работал и контактировал с зараженными пациентами.
Карпюк Н.И. просил суд признать за ним право на единовременную страховую выплату в размере 68811 руб, обязать ответчика произвести истцу указанную страховую выплату.
Решением Большемуртинского районного суда Красноярского края от 19 октября 2022 г. исковые требования Карпюк Н.И. удовлетворены. За Карпюк Н.И. признано право на единовременную страховую выплату в размере 68811 руб. На Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 2 возложена обязанность произвести Карпюк Н.И. единовременную страховую выплату в размере 68811 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 февраля 2023 г. произведена замена ответчика по делу с Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 2 на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - ОСФР по Красноярскому краю).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 февраля 2023 г. решение Большемуртинского районного суда Красноярского края от 19 октября 2022 г. отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования Карпюк Н.И. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Карпюк Н.И. просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
ОСФР по Красноярскому краю поданы возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Карпюк Н.И, представитель ответчика ОСФР по Красноярскому краю, представитель ответчика КГБУЗ "Большемуртинская районная больница", надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Ходатайство ОСФР по Красноярскому краю об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи оставлено без удовлетворения по техническим причинам. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Карпюк Н.И. состоит в трудовых отношениях с ответчиком КГБУЗ "Большемуртинская районная больница", с 11 июня 2020 г. в должности водителя гаража.
Во исполнение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198-н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции "COVID-19" КГБУЗ "Большемуртинская районная больница" издан приказ N 71осн от 7 апреля 2020 г, данным приказом Карпюк Н.И. включен в список сотрудников, в том числе медперсонала, уполномоченных на оказание медицинской помощи пациентам, с подтвержденной коронавирусной инфекцией (Covid-19) и пациентами с подозрением на эту инфекцию.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Карпюк Н.И. находился на стационарном лечении в КГБУЗ "данные изъяты" с диагнозом: "данные изъяты"
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Карпюк Н.И. находился на амбулаторном лечении.
Перенесенные истцом заболевания входят в перечень заболеваний, дающих ему право на единовременную страховую выплату.
В соответствии с протоколом от 11 января 2022 г. врачебной комиссии по расследованию случая причинения вреда здоровью медицинского работника КГБУЗ "Большемуртинская районная больница", указанный случай заболевания у Карпюк Н.И. "данные изъяты" был рассмотрен и признан полученным при исполнении трудовых обязанностей, являющимся страховым случаем, на который распространяется подпункт "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников".
Решением Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 2 от 11 января 2022 г. N 02-07/09-20 Карпюк Н.И. отказано в единовременной страховой выплате, поскольку в трудовой книжке истца указана должность "водитель гаража", а не "водитель скорой медицинской помощи".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Карпюк Н.И. включен в список сотрудников КГБУЗ "Большемуртинская районная больница", уполномоченных на оказание медицинской помощи пациентам, с подтвержденной коронавирусной инфекцией (Covid-19) и пациентами с подозрением на эту инфекцию, фактически Карпюк Н.И. исполнял свои обязанности, осуществлял выезд с дежурными терапевтами на вызовы на дом по Большемуртинскому району, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт заболевания Карпюк Н.И, водителя гаража КГБУЗ "Большемуртинская районная больница", "данные изъяты" является страховым случаем, подпадающим под действие Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников", а потому истец имеет право на получение единовременной социальной выплаты.
С данными выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что из анализа норм действующего законодательства следует, что для получения дополнительных страховых гарантий необходима совокупность следующих условий: отнесение работника к медицинскому персоналу (врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу медицинских организаций, водителям автомобилей скорой медицинской помощи); непосредственная работа с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию; перенесенное заболевание, которое входит в перечень заболеваний, утвержденный распоряжением Правительства.
При отсутствии хотя бы одного из условий, входящих в указанную совокупность, право на страховую выплату, установленную Указом Президента Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников", отсутствует.
Суд апелляционной инстанции учел, что Карпюк Н.И. с 11 июня 2020 г. работал у ответчика КГБУЗ "Большемуртинская районная больница" в должности водителя гаража, при этом из раздела 2 должностной инструкции водителя не следует, что в должностные обязанности водителя входит работа с пациентами. Должностной инструкцией водителя гаража не предусмотрено выполнение обязанностей водителя автомобиля скорой медицинской помощи, изменения в данную инструкцию, работодателем не вносилось.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у истца права на выплату, предусмотренную Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников".
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (часть 3 статьи 37).
Частью первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части первая и вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьёй 147 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счёт соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счёт соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников" (действующего на момент возникновения спорных правоотношений сторон) в целях обеспечения государственных гарантий по обязательному государственному страхованию работников медицинских организаций при исполнении ими трудовых обязанностей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу медицинских организаций, водителям автомобилей скорой медицинской помощи, непосредственно работающим с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию (далее - медицинские работники), предоставляются дополнительные страховые гарантии в виде единовременной страховой выплаты.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников" страховым случаем, при наступлении которых производится единовременная страховая выплата, является причинение вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подтвержденной лабораторными методами исследования (а при отсутствии возможности проведения лабораторных исследований - решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов компьютерной томографии легких), и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности. Перечень таких заболеваний (синдромов) и осложнений утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников" признание врачебной комиссией случая заболевания работника страховым и назначение страховой выплаты возможны в случае совокупности следующих условий: непосредственной работы лиц, указанных в Указе должностях с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации N 313); выявление у работника наличия заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подтвержденной лабораторными методами исследования.
Исходя из того, что Карпюк Н.И. занимал должность водителя гаража, водитель гаража не указан в числе получателей единовременной страховой выплаты, определенной Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников", суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что за Карпюк Н.И. не может быть признано право на указанную единовременную выплату.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит обоснованными выводы суда апелляционной инстанции о том, что должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией у Карпюк Н.И. не менялись, в его обязанности не была вменена работа с пациентами, наименование должности не было изменено.
При этом согласно приказа КГБУЗ "Большемуртинская районная больница" от 7 апреля 2020 г. N 71 осн. Карпюк Н.И. не был включен в отделение скорой медицинской помощи, не был отнесен временно на период действия этого приказа к водителям скорой медицинской помощи.
К отделению скорой медицинской помощи отнесено 9 водителей скорой медицинской помощи. Однако Карпюк Н.И. отнесен к прочему персоналу, то есть на него были возложены обязанности в должностях, не поименованных Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников".
В связи с чем, выводы суда апелляционной инстанции о том, что у истца Карпюк Н.И. не возникло право на дополнительные страховые гарантии, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников".
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами суда апелляционной инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Карпюк Николая Иосифовича - без удовлетворения.
Председательствующий Д.А. Гусев
Судьи О.С. Андуганова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.