Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В, судей Андугановой О.С, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3705/2022 (УИД: 54RS0004-01-2022-005095-32) по иску Грицко Татьяны Андреевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N23 по Новосибирской области о взыскании не начисленного и невыплаченного денежного содержания, компенсации за задержку выплаты заработной платы и морального вреда, по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N23 по Новосибирской области на решение Калининского районного суда г. Новосибирска от 24 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 16 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N23 по Новосибирской области Шипициной Галины Владимировны, действующей на основании доверенности от 9 января 2023года N, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Грицко Татьяна Андреевна (далее - Грицко Т.А, истец) обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по Новосибирской области (далее - Межрайонной ИФНС N23 по Новосибирской области, ответчик) о взыскании не начисленного и невыплаченного денежного содержания, компенсации за задержку выплаты заработной платы и морального вреда.
В обоснование заявленных требований Грицко Т.А. указала, что в период с 19 февраля 2020 г. по 27 августа 2021 г. на основании служебного контракта работала в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 15 по Новосибирской области, которая 29 августа 2021 г. была реорганизована в форме присоединения к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Новосибирска, переименованной в Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы России N 23 по Новосибирской области (далее также - Межрайонная ИФНС N23 по Новосибирской области). В результате должность специалиста отдела камеральных проверок N сокращена, в связи с чем, 27 августа 2021 г. она уволена с государственной гражданской службы в соответствии с приказом от 16 августа 2021 г. N на основании п. 8.2 ч. 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе".
При ее сокращении при расчете месячного денежного содержания, от которого зависит размер компенсации, выплачиваемой при сокращении должностей федеральной государственной гражданской службы, не учтены выплаченные ей в период с августа 2020 года по июль 2021 года средства материального стимулирования в сумме 93 397 руб. 55 коп. и дополнительное материальное стимулирование в сумме 106 478 руб. 99 коп. Материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601, производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности. Из действующего нормативного регулирования следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
В сентябре 2020 года истцу были начислены средства материального стимулирования за 2 квартал 2020 г. в размере 15 005 руб, в декабре 2020 года за 3 квартал 2020 года в размере 20 610 руб, в апреле 2021 года за 4 квартал 2020 года в размере 21 611 руб, в июне 2021 г. за 2 квартал 2021 г. в размере 22 325 руб. 55 коп. и в июле 2021 года за 1 квартал 2021 года в размере 13 846 руб. Итого 93 397 руб. 55 коп. При учете указанных сумм размер месячного денежного содержания увеличится на 7 783 руб. 13 коп. Дополнительное стимулирование начислялось в сентябре 2020 года за 3 квартал 2020 года в размере 17 367 руб. 60 коп, в декабре 2020 года за 4 квартал 2020 года в размере 27 238 руб. 05 коп, в мае 2021 года за 1 квартал 2021 года в размере 25 565 руб. 20 коп, в августе 2021 года за август 2021 года в размере 13 632 руб. 14 коп. и в октябре 2021 г. за 2 квартал 2021 г в размере 22 586 руб. Итого - 106 478 руб. 99 коп. При учете указанных сумм размер месячного денежного содержания увеличится на 8 873 рубля 25 коп. Таким образом, недоплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания составляет 66 625 руб. 52 коп. Учитывая, что в установленный срок 27 августа 2021 г. причитающиеся истцу выплаты произведены ответчиком не в полном объеме, следовательно, ответчик обязан выплатить их с уплатой процентов, размер которых за период с 28 августа 2021 г. по 26 августа 2022 г. составил 14 916 руб. 27 коп. Для реализации судебной защиты нарушенных прав истец была вынуждена обратиться за юридической помощью и понесла расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 руб. Неправомерными действиями ответчика, которые выразились в неполной выплате денежных компенсаций, нарушены имущественные права истицы. Моральный вред, оценен истцом в 50 000 руб.
С учетом уточнений исковых требований Грицко Т.А. просила суд взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию в размере четырех окладов месячного денежного содержания в сумме 73 269 руб. 20 коп.; денежную компенсацию (проценты) за задержку выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты (28 августа 2021 г.) на день подачи заявления (25 августа 2022 г.) в размере 16 423 руб. 73 коп.; после вынесения решения обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительную сумму указанных процентов с 26 августа 2022 г. по день фактического исполнения решения суда; моральный ущерб в сумме 50 000 руб.; понесенные судебные расходы: почтовые расходы в сумме 558 руб. 08 коп. и оплата услуг представителя в сумме 25 000 руб, а также оплата составления доверенности в размере 1 000 руб.
Решением Калининского районного суда г. Новосибирска от 24 октября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 16 февраля 2023 г. исковые требования Грицко Т.А. удовлетворены частично.
С Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 23 по Новосибирской области в пользу Грицко Т.А. взыскана недоплаченная компенсация при сокращении в размере 73 269 руб. 20 коп, компенсация морального вреда в размере 5 000 руб, компенсация за задержку выплаты заработной платы за период с 28 августа 2021 г. по 24 октября 2022 г. в размере 20 881 руб. 74 коп, судебные расходы на представителя 12 500 руб, почтовые расходы в размере 558 руб. 08 коп, а всего взыскано 112 209 руб. 02 коп.
С Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N23 по Новосибирской области в пользу Грицко Т.А. взысканы проценты за задержку выплаты компенсации при сокращении на сумму в размере 73 269 руб. 20 коп. с 25 октября 2022 г. по день фактической оплаты, в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день задержки.
В остальной части в удовлетворении требований истца Грицко Т.А. отказано.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 23 по Новосибирской области просит об отмене решения Калининского районного суда г. Новосибирска от 24 октября 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 16 февраля 2023 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что судами допущено неправильное толкование закона, а также неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам дела.
Так, судами неправильно истолкованы Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N.
В частности со ссылкой на абзац 2 пункта 8 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации Правил исчисления денежного содержания Федеральных государственных гражданских служащих, указывает, что Федеральный налоговый орган произвел истцу расчет месячного денежного содержания, исходя из 1/12 размера дополнительных выплат, фактически начисленных Грицко Т.А. за период с 1 августа 2020 года по 31 июля 2021года, то ест за 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения контракта - 27 августа 2021 года. Истцу впоследствии были выплачены дополнительное материальное стимулирование за август 2021года в размере 13 632, 14 рублей (приказ от 19 августа 2021года Nдсп), средства материального стимулирования за 2 квартал 2021 г..- 22 586 руб. (приказ от 28 сентября 2021 г..N и средства материального стимулирования за 3 квартал 2021 года - 19 931 руб. (приказ от 23 декабря 2021 года Nдсп). Сам факт выплат и размер средств материального стимулирования, выплаченных Грицко Т.А. ею не оспаривается. Однако, как полагает налоговый орган, поскольку указанные суммы начислены соответственно в августе, сентябре и декабре 2021года, то есть уже после увольнения истца, следовательно, суды неправомерно учли указанные суммы выплат материального стимулирования при определении ежемесячного денежного содержания Грицко Т.А, который определяется за 12 календарных месяцев, предшествующих дню увольнения истца.
Полагает, что неправильное определение месячного денежного содержания истца повлекло неправильное определение размера подлежащей взысканию с налогового органа задолженности по выплате компенсации при увольнении по сокращению, а также неправильное определение размера подлежащей взысканию компенсации (процентов) за задержку выплат за период с 28 августа 2021 года по 24 октября 2022 года, соответственно, просит отменить судебные постановления в части излишне взысканных сумм задолженности по выплате компенсации при увольнении по сокращению и компенсации (процентов) за задержку выплат в период с 28 августа 2021года по 24 октября 2022 г, а также за период с 25 октября 2022 года по день фактической оплаты.
Относительно доводов Грицко Т.А. принесены письменные возражения, в которых Грицко Т.А. просит оставить принятые судебные постановления без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает заслуживающими внимание доводы заявителя кассационной жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что такие нарушения судами допущены.
Судами установлено судами и следует из материалов дела, что Грицко Т.А. в период с 19 февраля 2020 г. по 27 августа 2021 г. работала в Межрайонной ИФНС России N 15 по Новосибирской области, которая 29 августа 2021 г. реорганизована в форме присоединения к ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска, переименованной в Межрайонную ИФНС России N 23 по Новосибирской области. Занимаемая истцом должность - специалист 1 разряда отдела камеральных проверок сокращена, в связи с чем, 27 августа 2021 г. Грицко Т.А. уволена с государственной гражданской службы в соответствии с приказом от 16 августа 2021 г. N на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе".
В связи с сокращением замещаемой должности при увольнении истцу выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 76 087 руб. 68 коп.
При расчете месячного денежного содержания и компенсации, выплачиваемой при сокращении должностей федеральной государственной гражданской службы, не учтены выплаченные истцу в период с августа 2020 г. по июль 2021 г. средства материального стимулирования в сумме 93 397 руб. 55 коп. и дополнительное материальное стимулирование в сумме 83 893 руб. 04 коп.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка федерального государственного гражданского служащего для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением, поскольку фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Придя к выводу о нарушении трудовых прав Грицко Т.А, на основании ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, исходя из причиненных истцу нравственных страданий, необходимости обращения за разрешением спора в суд, с учетом характера спора взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения Калининского районного суда г. Новосибирска от 24 октября 2022 года, суд апелляционной инстанции решение Калининского районного суда г. Новосибирска от 24 октября 2022 г. оставил без изменения. При определении подлежащей доплате налоговым органом в пользу Грицко Т.А. суммы денежной компенсации при увольнении, суды учли суммы материального стимулирования, выплаченного истцу по приказам Межрайонной ИФНС России N23 по Новосибирской области от 28 сентября 2021 года N дсп на сумму 25 961 руб, от 23 декабря 2021года Nдсп на сумму 22 909руб, и от 19 августа 2021года Nдсп, что отражено в уточненном расчете истца по иску, с указанием что данные суммы причитались истцу за период ее фактической работы до даты ее увольнения из налогового органа.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов не основанными на законе в части определения размера ежемесячного денежного содержания гражданского служащего, учитываемого при определении суммы подлежащей выплате денежной компенсации государственному гражданскому служащему при увольнении в связи сокращением штата или ликвидацией налогового органа.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии, в том числе, за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила от 6 сентября 2007 года N562).
Пунктом 2 Правил от 6 сентября 2007 года N562 предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем вторым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а"-"г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 30 декабря 2021года N437-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что выплаченное Грицко Т.А. материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 указано, что в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, частью 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения статей 50 и 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, учитывая, что дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, то есть связано с исполнением служащим его должностных обязанностей, осуществляется по результатам оценки достижения государственным служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу, что выплаченное истцу материальное стимулирование и премии должны учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что федеральным государственным органам ежегодно доводятся объемы средств, имеющих целевой характер, повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы. При этом данными актами правовая форма и (или) механизм выплаты этих средств не установлены. Целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность. При этом в структуре денежного содержания выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя (п. 4 ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ).
Выплата государственным гражданским служащим органов ФНС России материального стимулирования и премии связана с исполнением ими должностных обязанностей и имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий, и осуществляется по результатам оценки достижения государственным служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.
Следовательно, выводы судов о том, что суммы материального стимулирования подлежат включению в расчет денежного содержания при исчислении компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, соответствуют вышеприведенным правовым нормам.
Между тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части правомерности включения в расчет суммы среднего ежемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера компенсации истцу при увольнении, сумм материального стимулирования, начисленных и выплаченных истцу после даты расторжения служебного контракта; 7 октября 2021года, 24 декабря 2021года, поскольку указанная позиция суда не основана на Правилах исчисления денежного содержания Федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N562 (далее - Правила).
Согласно пункту 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N562, в случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил, к числу которых относятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, а также материальная помощь выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Таким образом, исходя из буквального толкования пункта 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N562, при определении месячного денежного содержания гражданского служащего в его расчет включаются только те стимулирующие выплаты (премии за выполнение особо важных и сложных заданий), которые были фактически начислены гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Поскольку контракт с Грицко Т.А. расторгнут 27 августа 2021года, расчетным периодом, за который подлежат учету суммы начисленных истцу стимулирующих выплат верно определен налоговым органом с августа 2020 года по июль 2021года (12 месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта).
Истец и суды, с учетом буквального толкования положений пункта 8 Правил исчисления денежного содержания Федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N не правомерно включили в расчет ежемесячного денежного содержания выплаты, произведённые в пользу Грицко Т.А. по приказам о премировании работников Межрайонной ИФНС России N15 по Новосибирской области от 19 августа 2021года N в размере 13 632, 14 рубля за август 2021года, по приказу от 28 сентября 2021года N за 2 квартал 2021 года в сумме 25 961 руб, и по приказу от 23 декабря 2021 года N на сумму 22 909, 00 рублей (за 3 квартал 2021 года).
При этом, то обстоятельство, что указанные стимулирующие выплаты причитаются истцу за фактический период работы в Межрайонной ИФНС N23 по Новосибирской области, не изменяет установленный пунктом 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N562, согласно которому стимулирующие выплаты подлежат учету только те, которые фактически были начислены гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта, то есть в течение периода с августа 2020 года по июль 2021года включительно.
Кроме того, судами не учтено то обстоятельство, что по приказу Межрайонной ИФНС N23 по Новосибирской области от 23 декабря 2021года N Грицко Т.А. начислена сумма материального стимулирования за 3 квартал 2021 года, а по приказу Межрайонной ИФНС N15 по Новосибирской области от 19 августа 2021года N за август 2021года, то есть за периоды, которые не входят в расчетный период, в который подлежат учету суммы начисленных средств материального стимулирования (период с августа 2020 года по июль 2021года).
Учитывая изложенное, допущенное судами неправильное применение норм материального права, регулирующего порядок определения месячного денежного содержания государственного гражданского служащего, подлежащего учету при определении размера компенсации, выплачиваемой гражданскому служащему при увольнении, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает подлежащими отмене принятые судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Поскольку от подлежащего определению размера компенсации, причитающейся к выплате Грицко Т.А. при увольнении зависит и определение размера компенсации, подлежащей начислению по правилам статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, морального вреда, и суммы подлежащих возмещению судебных расходов, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает подлежащими отмене решение Калинского районного суда г. Новосибирска от 24 октября 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 16 февраля 2023года в полном объеме с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела, суду апелляционной инстанции необходимо учесть изложенное в настоящем кассационном определении, произвести расчет суммы месячного денежного содержания в строгом соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N562.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининского районного суда г. Новосибирска от 24 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 16 февраля 2023 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Калининский районный суд г. Новосибирска.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.