N 88-13499/2023
г. Кемерово 30 июня 2023 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Жуленко Н.Л, рассмотрев гражданское дело N по иску Общества с ограниченной ответственностью "Икибзяк" к Захаровой Ирине Михайловне, Захаровой Анастасии Сергеевне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг
по кассационным жалобам Захаровой А.С. и Захаровой И.М. на апелляционное определение Муйского районного суда Республики Бурятия от 20 февраля 2023 г.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Икибзяк" (далее - ООО "Икибзяк") обратилось в суд с иском к Захаровой И.М. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг в размере 35101 руб, судебных расходов в размере 1 253 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что ООО "Икибзяк" оказывает населению пгт. Таксимо Муйского района Республики Бурятия коммунальные услуги в виде горячего, холодного водоснабжения, отопления и водоотведения. Ответчик Захарова И.М. является собственником и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: пгт. Таксимо, ул. Латвийская, д. 2, кв. 1. Вместе с тем, обязанность по оплате коммунальных услуг не исполняет, в связи с чем за период с 1 февраля 2022 г. по 31 октября 2022 г. образовалась задолженность в размере 34 101, 00 руб, которую просит взыскать с ответчика.
Решением мирового судьи судебного участка Муйского района Республики Бурятия от 9 декабря 2022 г. исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением Муйского районного суда Республики Бурятия от 20 февраля 2023 г. решение мирового судьи судебного участка Муйского района Республики Бурятия от 9 декабря 2022 г. отменено, принято новое решение о взыскании с Захаровой И.М. и Захаровой А.С. в пользу ООО "Икибзяк" задолженности по оплате коммунальных услуг в размере по 17 550, 50 руб. с каждой, а также судебные расходы в размере по 626, 52 руб. с каждой.
В кассационных жалобах Захарова И.М. и Захарова А.С. ставят вопрос об отмене апелляционного определения со ссылками нарушения норм материального права.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
Законность апелляционного определения проверена судьей Восьмого кассационного суда общей юрисдикции единолично без проведения судебного заседания (часть 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) в порядке, установленном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационных жалоб, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Установив нарушения норм процессуального права судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, а также привлек к участию в деле в качестве соответчика Захарову А.С.
Так, судом установлено, что ООО "Икибзяк" оказывает услуги теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в пгт. Таксимо Муйского района Республики Бурятия для населения, бюджетных и прочих потребителей.
Ответчики Захарова И.М, Захарова А.С. являются собственниками по 1/2 доли жилого помещения по адресу: "адрес", квартира расположена в многоквартирном доме.
Приказами Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 16 декабря 2022 г. установлены тарифы на тепловую энергию, холодное водоснабжение и водоотведение, горячую воду для потребителей ООО "Икибзяк".
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается ресурсоснабжающей организацией исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Ответчики надлежащим образом свою обязанность по оплате коммунальных услуг (отопление, холодное водоснабжение и водоотведение) не исполняли, в связи с чем образовалась задолженность за период с 1 февраля 2022 г. по 31 октября 2022 г. в размере 35 101 руб.
Возражая против удовлетворения исковых требований по оплате задолженности за отопление, Захарова И.М. указала, что в принадлежащем им на праве собственности жилом помещении произведено переустройство в виде перехода с центрального отопления на автономное, что подтверждается техническим паспортом от 14 августа 2009 г.
Отменяя решение мирового судьи и принимая новое решение, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 210, 539, 540, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 25, 26, 30, 31, 153-155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, дав оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, проверив представленный истцом расчет задолженности, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, взыскав с ответчиков в пользу истца задолженность соразмерно их доли, указав, что ответчики как долевые сособственники жилого помещения обязаны нести расходы по оплате коммунальных услуг, в том числе за теплоснабжение. Отметив, что методика расчета предъявленной задолженности ответчиками не оспорена, доказательства своевременной оплаты коммунальной услуги или погашения указанной задолженности ответчиками не представлены. Отклоняя доводы ответчиков об отсутствии в их квартире приборов отопления, суд указал, что само по себе отсутствие радиаторов отопления не может служить основанием для освобождения потребителя от обязанности оплачивать коммунальную услугу в виде отопления, поскольку доказательств того, что система отопления в квартире ответчиков была переоборудована в установленном жилищным законодательством порядке, не представлено.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, поскольку они отвечают требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, все имеющие значение для дела обстоятельства определены судом верно.
Вопреки доводам кассационных жалоб, суд апелляционной инстанции при разрешении настоящего спора правильно применил нормы материального права.
По общему правилу, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ на граждан и организации возложена обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Такая обязанность возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (подпункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
Доводы кассаторов о том, что в принадлежащем им на праве собственности жилом помещении отсутствуют приборы тепловой энергии, они ранее были демонтированы, что свидетельствует об отсутствии обязанности оплаты за пользование тепловой энергией, подлежат отклонению на основании следующего.
Действующим законодательством Российской Федерации определены обязательные нормы для принятия решения потребителями о смене способа обеспечения теплоснабжения, в том числе требования к индивидуальным квартирным источникам тепловой энергии, которые допускается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения.
Согласно положениям статьи 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения в многоквартирном доме (часть 1).
В силу части 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ на Правительство Российской Федерации возложен ряд полномочий по регулированию отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг, включая установление правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Во исполнение данного полномочия Правительство Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 г. N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг в многоквартирных домах, а также закрепляющие порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно подпункту "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией па многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Подпункт "в" пункта 53 ранее действовавших Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, также запрещал потребителю самовольно вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный или жилой дом, либо в технический паспорт жилого помещения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения (часть 2 статьи 26 ЖК РФ). Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии (часть 1 статьи 28 ЖК РФ).
Таким образом, отсоединение внутриквартирных инженерных сетей и оборудования от внутридомовых инженерных сетей, обеспечивающих жилое помещение постоянным отоплением, демонтаж или отключение обогревающих элементов в жилых помещениях в многоквартирном доме возможен только при соблюдении всех требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. N 46-П абзац второй пункта 40 Правил N 354 был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1). 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения в многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Правительством Российской Федерации 28 декабря 2018 г. принято постановление N 1708 "О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги но отоплению в многоквартирном доме", согласно которому с 1 января 2019 г. начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме должно производиться с учетом наличия в некоторых многоквартирных домах жилых и нежилых помещений, переведенных в установленном порядке на индивидуальный источник теплоснабжения. В частности, в соответствующих формулах приложения N 2 к указанным Правилам показатель объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на отдельное помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, был приравнен к нулю, в том числе в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства и руководствуясь указанными выше нормами законодательства, суд апелляционной инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к обоснованному выводу, что самовольное переоборудование жилого помещения путем демонтажа радиаторов отопления не может порождать правовые последствия в виде освобождения ответчиков от обязанности по оплате услуги теплоснабжения.
Доводы кассационных жалоб Захаровой И.М, Захаровой А.С. о том, что у них отсутствует обязанность по оплате тепловой энергии ввиду отсутствия в принадлежащем им жилом помещении энергопринимающих устройств, подлежат отклонению, поскольку установлено, что в квартире ответчиков, расположенной в многоквартирном доме, не имеется отрицательных температур, указанное жилое помещение расположено в многоквартирном доме, пригодно для проживания. При этом ответчики, действуя добросовестно, могли и должны была предпринять меры по восстановлению системы отопления либо по легализации уже произведенного демонтажа.
Проверив расчет задолженности и признав его верным, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Нарушения требований процессуального законодательства, на которые ссылаются кассаторы, при проверке обжалуемых судебных актов не нашли своего подтверждения.
По существу, доводы заявителей сводятся к неправильному толкованию норм материального права. Доводы, изложенные в кассационных жалобах, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Муйского районного суда Республики Бурятия от 20 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Захаровой А.С. и Захаровой И.М. - без удовлетворения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.