Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Жуленко Н.Л, судей Ковалевской В.В, Симон Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 42RS0012-01-2022-001422-63 по иску прокурора города Мариинска Кемеровской области-Кузбасса, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Мариинского муниципального округа, Мариинскому территориальному управлению администрации Мариинского муниципального округа о понуждении к совершению действий по устранению нарушений в сфере окружающей среды, благоустройства территории
по кассационной жалобе администрации Мариинского муниципального округа на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 24 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Ковалевской В.В, выслушав объяснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор г.Мариинска, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Мариинского муниципального округа, Мариинскому территориальному управлению администрации Мариинского муниципального округа о понуждении к совершению действий по устранению нарушений в сфере окружающей среды, благоустройства территории, ссылаясь на то, что прокуратурой г. Мариинска в деятельности должностных лиц ответчиков выявлены нарушения действующего законодательства в части обращения с отходами производства и потребления. При проведении выездной проверки, проведенной прокуратурой города по обращению ФИО5 совместно с ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Мариинске, Мариинском, Тисульском, Тяжинском и Чебулинском районах и главным специалистом-экспертом Мариинского отдела Управления Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу 21 июня 2022 г. установлено, что протяженность "адрес" составляет 592 метра. Вблизи дома N и N по "адрес" расположены металлические контейнеры, расстояние между которыми составляет более 200 метров, то есть нарушает п. 4 СанПиН 2.1.3684-21. Кроме того, указанные контейнеры установлены на земле, не оборудованы в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21. Вместе с тем, в ходе указанной выездной проверки установлены аналогичные нарушения по "адрес". Протяженность "адрес" составляет 830 метров. Вблизи "адрес" расположен единственный металлический контейнер в нарушение пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21.
Кроме того, указанный контейнер установлен на земле, не оборудован в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21.
22 июня 2022 г. исполняющим обязанности прокурора города в адрес главы Мариинского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений требований законодательства. Однако, согласно полученному ответу на представление от 22 июля 2022 г. N 01-4/1000, вышеуказанные нарушения не устранены, сроки обустройства контейнерных площадок не определены, должные меры по соблюдению установленного требованиями законодательства о расстояния от контейнерных площадок до индивидуальных жилых домов не предприняты ввиду плотной застройки жилых домов на вышеуказанных улицах.
Вышеизложенные факты нарушают нормы действующего законодательства и права граждан в сфере охраны окружающей среды, благоустройства территории, свидетельствуют о ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора должностными лицами администрации Мариинского муниципального округа, Мариинского территориального управления администрации Мариинского муниципального округа и отсутствии надлежащего контроля со стороны руководства, что является недопустимым.
На основании изложенного просил обязать ответчиков принять комплекс мер по размещению контейнерных площадок по "адрес" и обустройству контейнерных площадок - мест накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в районе домов N и N по "адрес", в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3.
Обязать ответчиков принять комплекс мер по размещению контейнерных площадок по "адрес" и обустройству контейнерной площадки - места накопления твердых коммунальных отходов, расположенной в районе дома N по "адрес", в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить срок для совершения указанных действий - до 30 сентября 2023 г.
Определением Мариинского городского суда от 26 сентября 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Единый центр жилищно-коммунальных услуг".
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 24 ноября 2022 г. исковые требования прокурора города Мариинска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворены.
На администрацию Мариинского муниципального округа, Мариинское территориальное управление администрации Мариинского муниципального округа возложена обязанность в срок до 30 сентября 2023 г. принять комплекс мер по размещению контейнерных площадок по "адрес" и обустройству контейнерных площадок - мест накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в районе дома N по "адрес", в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3.
На администрацию Мариинского муниципального округа, Мариинское территориальное управление администрации Мариинского муниципального округа возложена обязанность в срок до 30 сентября 2023 г. принять комплекс мер по размещению контейнерных площадок по "адрес" и обустройству контейнерной площадки - места накопления твердых коммунальных отходов, расположенной в районе дома N по "адрес", в соответствии с СанПиН 2.1..3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3.
Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 февраля 2023 г. решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 24 ноября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрации Мариинского муниципального округа ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Кассатор выражает несогласие с выводами суда, указывает, что Мариинским территориальным управлением администрации Мариинского муниципального округа приняты меры по размещению контейнерных площадок.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
В соответствии с ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, по результатам рассмотрения обращения ФИО5 прокуратурой города Мариинска в деятельности администрации Мариинского муниципального округа, Мариинского территориального управления администрации Мариинского муниципального округа выявлены нарушения действующего законодательства в части обращения с отходами производства и потребления.
В ходе проведенной проверки установлено, что протяженность "адрес" составляет 592 метра. Для сбора твердых коммунальных отходов для жителей "адрес" установлены два металлических контейнера: на пересечении "адрес" и "адрес" установлен один металлический контейнер-бункер накопитель типа "лодочка", у Дома N по "адрес" установлен один металлический контейнер, объемом 0, 75 м3.
Контейнеры установлены непосредственно на земле. Площадка с водонепроницаемым покрытием уклоном для отведения талых и дождевых вод отсутствует. Отсутствует ограждение, обеспечивающие предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (с трех сторон не менее 1 м.). Вокруг контейнера, расположенного по "адрес", и "адрес" обнаружены твердые коммунальные отходы, что не соответствует требованиям ст. 11, п. 1 ст. 21, п.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 3, 4, 10 СанПиН 2.1.3684-21.
Протяженность "адрес" составляет 830 метров. Для сбора твердых коммунальных отходов для жителей "адрес" у дома N установлен один металлический контейнер, объемом 0, 75 м3. Контейнер установлен непосредственно на земле. Площадка с водонепроницаемым покрытием и уклоном для отведения талых и дождевых вод отсутствует. Отсутствует ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (с трех сторон не менее 1 метра), что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21.
ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности прокурора города в адрес главы Мариинского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений требований законодательства.
Согласно ответу на представление администрации Мариинского муниципального района от 22 июля 2022 г. контейнерные площадки для накопления ТКО, расположенных по адресам: на пересечении "адрес" и "адрес", "адрес", планируется обустроить в 2022 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст. 1, п. 1, 2 ст. 8, п. 1, п. 3, п.4, п. 6 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г..N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 14 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г..N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 2, п. 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г..N 1156, п. 3, п. 11, п. 12 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г..N 1039, п.п.3, 4, 5, 6 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", п.27 ст.6 Устава муниципального образования Мариинский муниципальный округ Кемеровской области-Кузбасса, принятого решением Совета народных депутатов Мариинского муниципального округа от 19 ноября 2021 г..N5/2, исходил из того, что контейнеры, установленные в районе "адрес" и в районе "адрес" не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г..N 3; непринятие администрацией Мариинского муниципального округа своевременных и комплексных мер по обустройству
контейнерных площадок на указанных территориях свидетельствует о несоблюдении требований действующего законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении и об отходах производства и потребления, а также о нарушении прав и законных интересов граждан Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о том, что обязанность по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории города Мариинска возложена на Администрацию Мариинского муниципального округа как на орган местного самоуправления.
Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству, юридически значимые по делу обстоятельства судом определены верно.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводом суда о непринятии органами местного самоуправления своевременных комплексных мер по обустройству контейнерных площадок на указанных территориях и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Вместе с тем оценка исследованных доказательств отнесена законом к компетенции судов первой и второй инстанций, тогда как суд кассационной инстанции в силу норм главы 41 ГПК РФ правом переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств не наделен.
Иных доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов кассационная жалоба не содержит, в связи с чем отсутствуют основания для её удовлетворения.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст.390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 24 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Мариинского муниципального округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.