Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В, судей Андугановой О.С, Гусева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2 -1791/2022 (УИД: 55RS0005-01-2022-002581-27) по иску Богоченковой Ирины Владимировны, Худорожковой Софии Александровны, Барановой Валентины Николаевны, Назаровой Елены Борисовны, Кукушкиной Светланы Алексеевны, Буяковой Любови Владимировны к Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Клинический противотуберкулезный диспансер N4", Государственному учреждению - Омскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании права на получение специальной социальной выплаты, возложении обязанности по предоставлению сведений для назначения и получения специальной социальной выплаты, по кассационной жалобе представителя истцов Богоченковой Ирины Владимировны, Худорожковой Софии Александровны, Барановой Валентины Николаевны, Назаровой Елены Борисовны, Кукушкиной Светланы Алексеевны, Буяковой Любови Владимировны по доверенности Пужеля Владимира Александровича на решение Первомайского районного суда города Омска от 7 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Богоченкова Ирина Владимировна (далее - Богоченкова И.В.), Худорожкова София Александровна (далее - Худорожкова С.А.), Баранова Валентина Николаевна (далее - Баранова В.Н.), Назарова Елена Борисовна (далее - Назарова Е.Б.), Кукушкина Светлана Алексеевна (далее - Кукушкина С.А.), Буякова Любовь Владимировна (далее - Буякова Л.В.) обратились в суд с иском к Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Клинический противотуберкулезный диспансер N4" (далее - БУЗОО "КПТД N 4", ответчик), Государственному учреждению Омскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании права на получение специальной социальной выплаты, возложении обязанности по предоставлению сведений для назначения и получения специальной социальной выплаты.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что они являются работниками клинико-диагностической лаборатории БУЗОО "КПТД N 4", осуществляющими деятельность в должности фельдшеров-лаборантов и медицинских технологов. В период с мая по октябрь 2020 года медицинским работникам клинико-диагностической лаборатории БУЗОО "КПТД N 4", в том числе и им производились специальные выплаты на основании постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415. Однако с 1 ноября 2020 г. учреждение подавать сведения на указанные выплаты отказалось. Отказ обоснован тем, что персонал не участвует в этиологической диагностике у пациентов с диагнозом: новая коронавирусная инфекция, у медицинских работников нет прямого контакта с пациентами с установленным диагнозом: новая коронавирусная инфекция, соответственно, социальная выплата по постановлению Правительства Российской Федерации N 1792 от 30 октября 2020 г. медицинским работникам лаборатории не положена. Указывают, что медицинский персонал клинической диагностической лаборатории БУЗОО "КПТД N 4", в том числе и они, при выполнении своих должностных обязанностей ежедневно контактируют с биологическим материалом пациентов, в том числе, пациентов с установленным диагнозом: новая коронавирусная инфекция COVID-19, имея реальную возможность при взаимодействии с биоматериалами пациентов заражения COVID-19.
Истцы просили суд признать за ними право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации N 1762 от 30 октября 2020 г, возложить на БУЗОО "КПТД N 4" предоставить в филиал N 9 Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения для назначения и получения ими специальной социальной выплаты по постановлению Правительства Российской Федерации N 1762 от 30 октября 2020 г. за период осуществления ими должностных обязанностей в качестве фельдшера-лаборанта и медицинского технолога в БУЗОО "КПТД N 4".
Решением Первомайского районного суда города Омска от 7 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26 октября 2022г. в удовлетворении исковых требований истцам отказано.
В кассационной жалобе представитель истцов Пужель В.А. просит об отмене решения Первомайского районного суда города Омска от 7 июля 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26 октября 2022 г.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права. Указывают, что фактически контактируют с биоматериалом лиц, больных COVID-19, что является в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N1762 основанием для выплаты доплат. Указывает, что фельдшер - лаборант и медицинский технолог относятся к категории медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, размеры которой определены в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г..N1762 Указывает, что в консультативно - диагностическую группу входит должность врача клинико - диагностической лаборатории не менее 1, 0 на организацию и на каждого врача специалиста, указанного в консультативно - диагностической группе, не менее 1, 0 специалиста со средним образованием, которым является согласно профессиональному стандарту N473 н от 31 июля 2020 г..фельдшер - лаборант и медицинский технолог. С учетом изложенного, штатное расписание структурных подразделений БУЗОО "КПТД N4" для пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) составлено с нарушениями.
Также указывает, что, исходя из штатного расписания организации ответчика, все необходимые исследования, прописанные в приложении N10 пункт 10 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации N198н от 19 марта 2020 г..для обеспечения оказания медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), не нуждающихся в проведении искусственной вентиляции легких и Отделения анестезиологии - реанимации с палатами реанимации и интенсивной терапии для оказания медицинской помощи взрослому населению с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, нуждающимся в проведении неинвазивной и инвазивной искусственной вентиляции легких проводились в круглосуточном режиме, как плановой дневной службой Клинико - диагностической лаборатории БУЗОО "КПТД N4", так и дежурной службой клинико - диагностической лаборатории БУЗОО "КПТД N4" весь спорный период, с 1 ноября 2020 года по настоящее время. Указывает, что в трудовые обязанности медицинского работника, в частности, фельдшера - лаборанта и медицинского технолога входит осуществление медицинской деятельности, что, в свою очередь, является профессиональной деятельностью по оказанию медицинской помощи, а именно оказание медицинских услуг, в том числе пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе, таких как общий (клинический) анализ крови развернутый; общий клинический анализ мочи; анализ крови биохимический общетерапевтический, коагулограмма. Полагает, что суды необоснованно отказали истцам в удовлетворении заявленных ими требований.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический противотуберкулезный диспансер N4" принесены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истцы Богоченкова И.В, Худорожкова С.А, Баранова В.Н, Назарова Е.Б, Кукушкина С.А, Буякова Л.В, сведения о причине неявки не представили, представитель ответчика БУЗОО "КПТД N 4", письменным заявлением просил рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя БУЗОО "КПТД N 4".
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Богоченкова И.В, Назарова Е.Ю, Худорожкова С.А. и Кукушкина С.А. работают в должности фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории БУЗОО "КПТД N 4". Баранова В.Н. и Буякова Л.В. работают в БУЗОО "КПТД N 4" в должности медицинского технолога клинико-диагностической лаборатории.
На основании распоряжения Министерства здравоохранения Омской области от 13 апреля 2020 г. N 170-р "О временных мерах по организации работы государственных учреждений здравоохранения Омской области в целях профилактики и снижения рисков распространения на территории Омской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), распоряжения Министерства здравоохранения Омской области от 22 мая 2020 г. N 239-р "О внесении изменений в распоряжение Министерства здравоохранения Омской области от 23 марта 2020 г. N 132-р" в БУЗОО "КПТД N 4" оказывается медицинская помощь больным туберкулезом в сочетании с коронавирусной инфекцией.
Истцы, полагая, что, контактируя в спорный период ежедневно при выполнении своих должностных обязанностей с биологическим материалом пациентов, в том числе, пациентов с установленным диагнозом "новая коронавирусная инфекция (COVID-19)", как медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) имеют право на социальные выплаты, в которых им отказано, обратились в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные истцами требования, руководствуясь положениями статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", суд первой инстанции исходил из того, что с 1 ноября 2020 г. по 31 декабря 2022 г. медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению COVID-19, а также контактирующим с пациентами с этим диагнозом при выполнении должностных обязанностей, ежемесячно производится специальная социальная выплата в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N1762), которым также утверждены Правила расчета социальной выплаты и ее осуществления территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Установив, что при осуществлении должностных обязанностей фельдшера-лаборанта и медицинского технолога клинико - диагностической лаборатории БУЗОО "КПТД N 4" истцы не оказывают медицинскую помощь по диагностике и лечению коронавирусной инфекции, поскольку при заборе биологического материала ни с пациентами с установленным диагнозом "новая коронавирусная инфекция (COVID-19)", ни с пациентами с подозрением на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) не контактируют, к должностям, допущенным на основании приказа главного врача БУЗОО "КПТД N4" к работе в отделении, оказывающем помощь больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), не относятся, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушений прав истцов, отказав в удовлетворении исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции оставил без изменения решение Первомайского районного суда города Омска от 7 июля 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно пункту 5 части 1, части 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинские работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В период спорных отношений действовало постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N1762).
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N1762 в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба) производить ежемесячно в период с 1 ноября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена), следующим категориям указанных работников:
а) оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи - 2430 рублей, 1215 рублей, 950 рублей соответственно за одну нормативную смену;
фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 рублей за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2430 рублей, 1215 рублей и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 рублей за одну нормативную смену;
члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 рублей за одну нормативную смену;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2430 рублей, 1215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 установлено, что специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 данного Постановления, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее соответственно, - организации, перечень), который формируется в целях реализации настоящего постановления соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 373 "Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", с указанием наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет, основного государственного регистрационного номера, периода включения ее в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), пунктом 3 которых предусмотрено, что специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена).
Специальная социальная выплата производится ежемесячно.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган Фонда до 25-го числа, исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца. (п. 4 Порядка).
Таким образом, исходя из приведенных положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762, выплаты стимулирующего характера выплачиваются медицинским работникам, оказывающим, принимающим участие в оказании медицинской помощи гражданам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID- 19) на момент оказания такой медицинской помощи, по реестрам лечебного учреждения отделением Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Разъяснений по применению постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции) (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные Правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации", утвержденных приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. N 894н, специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации N 1762 устанавливаются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID - 19) в соответствии с приказом Минздрава России N 198н.
На основании пункта 1 приложения N 5 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года N198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья проводят корректировку схем перепрофилирования медицинских организаций для госпитализации пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID - 19, предусмотрев создание условий их изолированного пребывания в стационарных условиях, специально созданных для пациентов.
Пунктом 4 приложения N 10 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года N198 н предусмотрено, что структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения COVID - 19 устанавливается руководителем медицинской организации.
Руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
При этом формирование временного штатного расписания структурных подразделений медицинской организации для пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID - 19 осуществляется в соответствии с временными штатными нормативами, предусмотренными приложениями N16-17 к приказу Минздрава России от 19 марта 2020 года N198н.
В соответствии с пунктом 4 разъяснений по применению постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762, утвержденных приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. N 894 н, специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации N 1762 устанавливаются медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID - 19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID -19) при выполнении должностных обязанностей.
Например, пациенту с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, находящемуся на лечении в стационарных условиях, имеющему сопутствующее острое заболевание или состояние (например, инфаркт миокарда; острое нарушение мозгового кровообращения, маточное кровотечение), на консультацию приглашается врач-кардиолог, врач-невролог, врач-акушер-гинеколог соответственно, не состоящий во временном штатном расписании медицинской организации (структурного подразделения), оказывающей помощь пациенту с новой коронавирусной инфекцией в соответствии с Временным порядком, или пациенту с легкой степенью течения новой коронавирусной инфекции, находящемуся на лечении в амбулаторных условиях, требуется консультация врача-уролога или проведение диагностических исследований на дому специалистами, либо выезд бригады неотложной или скорой медицинской помощи, медицинские работники которой взаимодействуют с таким пациентом (например, для купирования гипертонического криза, астматического статуса, оказания медицинской помощи при острой травме).
В этом случае для осуществления специальной социальной выплаты учитываются все дни работы, в которые медицинские работники контактировали с такими пациентами при выполнении своих должностных обязанностей.
Приказом главного врача БУЗОО "КПТД N 4" от 27 мая 2020 г. N утверждено Положение об отделении для больных туберкулезом и коронавирусной инфекцией.
В пункте 5 указанного Положения указано, что в отделение госпитализируются пациенты на период с момента подозрения на коронавирусную инфекцию COVID - 19 до момента клинического излечения от инфекции. Установление диагноза новой коронавирусной инфекции, определение тактики ведения пациента, достижение клинического выздоровления от коронавирусной инфекции COVID - 19 определяются врачебной комиссией, утвержденной главным врачом.
Работу по наблюдению за пациентами выполняют врачи - торакальные хирурги, фтизиатры, анестезиологи-реаниматологи и медицинские сестры (в соответствии со штатным расписанием), прошедшие подготовку по вопросам особо опасных инфекционных болезней (пункт 6 Положения об отделении для больных туберкулезом и коронавирусной инфекцией).
Пунктом 10.1 Положения об отделении для больных туберкулезом и коронавирусной инфекцией предусмотрено, что в отделение запрещается допуск посторонних лиц, не задействованных в работе.
Также приказом главного врача БУЗОО "КПТД N 4" от 27 мая 2020 г. N утверждено Положение об отделении обсервации.
Обсервационное отделение - специально приспособленное отделение для изоляции и медицинского наблюдения за пациентами, прибывшими из очага новой коронавирусной инфекции, необследованные на наличие инфекции (пункт 1.5 Положения).
Работу по наблюдению за лицами, изолированными в обсервационном отделении, выполняют врачи-фтизиатры и медицинские сестры, прошедшие подготовку по вопросам особо опасных инфекционных болезней (пункт 1.8 Положения).
Пунктом 3.1 Положения об отделении обсервации предусмотрено, что в обсервационное отделение запрещается допуск посторонних лиц, не задействованных в работе.
Приказами главного врача БУЗОО "КПТД N 4" N от 5 августа 2020 г, N от 30 ноября 2020 г, N от 11 декабря 2020 г, N от 31 декабря 2020 г, N от 15 апреля 2021 г, N от 23 июня 2021 г, N от 30 декабря 2021 г. утверждены временные штатные расписания, согласно которым в отделения, оказывающие помощь взрослому населению с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в стационарных условиях не включены работники клинико-диагностической лаборатории.
Приказом главного врача БУЗОО "КПТД N 4" от 22 мая 2020 г. N "О функционировании учреждения в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID - 19" утверждён перечень сотрудников, имеющих доступ в "красную зону", то есть зону, где непосредственно размещены пациенты с коронавирусной инфекцией COVID - 19. Сотрудники клинико-диагностической лаборатории также в данный перечень не включены.
Доказательств того, что должности, занимаемые истцами, были включены в состав отделения для больных туберкулезом и коронавирусной инфекцией или обсервационного отделения, материалы дела не содержат. С истцами дополнительных соглашений к трудовым договорам, где поименованы должностные обязанности работника, оказывающего медицинскую помощь населению с новой коронавирусной инфекцией COVID - 19 в стационарных условиях, не заключалось.
Доводы жалобы о том, что временные штатные расписания составлены с нарушениями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции отклоняются, так как не основаны на нормах материального права и не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Кроме того, временные штатные расписания незаконными не признаны.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу, что работа истцов не была связана с осуществлением непосредственной медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Доводы истцов о том, что исполнение ими должностных обязанностей в клинико-диагностической лаборатории связано с обеспечением оказания медицинской помощи по диагностике новой коронавирусной инфекции (COVID-19), так как они в силу своих трудовых обязанностей осуществляют проведение лабораторных исследований, в том числе биологического материала лиц, больных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), правомерно отклонены судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", под диагностикой следует понимать комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.
Вместе с тем, как верно установлено судами, виды проводимых исследований в клинико-диагностической лаборатории БУЗОО "КПТД N 4" не изменялись, истцы продолжали обслуживать все отделения стационаров, в том числе, и отделения, оказывающие помощь взрослому населению с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) и в силу своих должностных обязанностей работали с биологическим материалом пациентов, в том числе, с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), для проведения анализов и исследований не связанных с диагностикой новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Диагностика новой коронавирусной инфекции (COVID-19) осуществляется на основании заключенных с лабораторией БУЗОО "ЦПБСИЗ" договоров на оказание медицинских услуг по выполнению лабораторных исследований по комплексному определению М и G (IgM и IgG) к коронавирусной инфекции (SARS-Cov-2) в крови, а с 2022 г. также работниками приемного отделения и дежурными врачами БУЗОО "КПТД N4" на основании иммуно хроматографической тест-системы для качественного выявления антигена коронавируса SARS-Cov-2.
Лабораторные исследования, проводимые истцами (общеклинические исследования, гематологические исследования крови, биохимические исследования крови), не относятся к диагностике новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Исходя из Методических рекомендаций МР 3.1.0229-l "Рекомендации по организации противоэпидемических мероприятий в медицинских организациях, осуществляющих оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (подозрением на заболевание) в стационарных условиях", забор биологического материала (кал, кровь, моча, мокрота) у пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), находящихся на стационарном лечении, организован по принципу исключения прямого контакта с пациентами работников клинико-диагностической лаборатории (забор материала осуществляется медицинским персоналом отделения).
Таким образом, поскольку истцы в число лиц, имеющих доступ в "красную зону", включены не были, забор биологического материала у пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) они не осуществляли, суды пришли к верному выводу, что истцы не контактировали с лицами, больными COVID-19.
Доводы жалобы о том, что контакт с биологическим материалом пациентов с новой коронавирусной инфекцией равнозначен контакту с самими больными, являются ошибочными, основанными на неверном толковании норм права.
Кроме того, как, верно, указано судами, истцы в своей деятельности обеспечены необходимой защитной одеждой.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу, что несмотря на то, что работа медицинского лабораторного техника (фельдшера-лаборанта) связана, в том числе, с необходимостью проведения лабораторных исследований общего анализа крови, общего анализа мочи больных, проходящих лечение во всех отделениях БУЗОО "КПТД N 4", истцы не могут быть отнесены к категории медицинских работников, которые имеют право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762, поскольку по своему характеру, интенсивности, значимости и степени риска заражения новой коронавирусной инфекцией она явно не равнозначна работе медицинского и иного персонала, непосредственно занятого в отведенных для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией перепрофилированных отделениях стационара.
Иной подход нивелировал бы заложенный законодателем смысл дифференциации специальной социальной выплаты в отношении медицинских и иных работников, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Доводы жалобы о том, что истцы имеют право на получение социальной выплаты на основании подпункта "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 правомерно отклонены судами, поскольку такие требования истцами не заявлялись и судом первой инстанции не рассматривались.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены исключительно на иную оценку представленных в материалы дела и исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств по делу, свидетельствуют о несогласии истцами с той оценкой доказательств, которая дана судами первой и апелляционной инстанций.
Между тем, суд кассационной инстанции не уполномочен на переоценку доказательств по делу, которая дана судами первой и апелляционной инстанций.
Судами первой и апелляционной инстанции, верно, применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, которые не опровергнуты заявителями кассационной жалобы.
Судами не допущены процессуальные нарушения в части оценки и исследования доказательств по делу, всем доказательствам судами дана надлежащая оценка.
Поскольку доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами первой и апелляционной инстанций нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда города Омска от 7 июля 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истцов Богоченковой Ирины Владимировны, Худорожковой Софии Александровны, Барановой Валентины Николаевны, Назаровой Елены Борисовны, Кукушкиной Светланы Алексеевны, Буяковой Любови Владимировны по доверенности Пужеля Владимира Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.