Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Струковой А.А, судей Артамоновой Т.А, Брянцевой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бобиной Д.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-126/2023 по административному исковому заявлению ООО "Управляющая компания "Доверие" к департаменту государственного регулирования тарифов Краснодарского края об оспаривании приказа региональной энергетической компании - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 10 марта 2021 года N 1/2021-нп "О внесении изменения в приказ региональной энергетической компании - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18 мая 2017 года N 3/2017-нп "Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме"
по апелляционной жалобе ООО "Управляющая компания "Доверие" на решение Краснодарского краевого суда от 15 февраля 2023 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Струковой А.А, объяснения представителя ООО "Управляющая компания "Доверие" - Белоусова В.И, поддержавшего апелляционную жалобу, возражения представителя департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края - Воробьевой Е.Ю, полагавшей решение законным и обоснованным, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В. об оставлении решения без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приказом региональной энергетической компании - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18 мая 2017 года N 3/2017-нп установлены и введены в действие с 1 июня 2017 года нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных жилых домах, в том числе согласно Приложению N 2 - нормативы потребления коммунальных ресурсов (холодная (горячая) вода) по следующим категориям: многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением и многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями и водоотведением.
Приказом от 10 марта 2021 года N 1/2021-нп приложение N 2 приказа от 18 мая 2017 года дополнено примечанием следующего содержания: "Для многоквартирных домов с самостоятельным производством исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, применяются нормативы для категории жилых помещений "Многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением".
Приказ от 10 марта 2021 года N 1/2021-нп размещен на официальном сайт администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru 19 марта 2021 года.
Согласно пункту 2 данного приказа он вступил в силу на следующий день после дня его официального опубликования, то есть 20 марта 2021 года.
ООО "Управляющая компания "Доверие" (далее - ООО "УК "Доверие") обратилось в суд 17 ноября 2022 года с административным исковым заявлением о признании не действующим и не подлежащим применению приказа от 10 марта 2021 года N 1/2021-нп, ссылаясь на то, что Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами, в состав общего имущества которых, помимо прочего, входят индивидуальные тепловые пункты, посредством которых управляющая компания в целях оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению производит подогрев воды с использованием поставляемой ресурсоснабжающей организацией - МУП "Сочитеплоэнерго" - тепловой энергии.
Таким образом, как утверждал административный истец, горячая вода как коммунальный ресурс в многоквартирные жилые дома с индивидуальными тепловыми пунктами не поступает, вследствие чего такие дома относятся к домам с нецентрализованной системой горячего водоснабжения.
До вступления в силу 1 марта 2023 года постановления Правительства РФ от 13 сентября 2022 года N 1598 о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, уполномоченный орган не имел законных оснований для установления норматива потребления горячей воды в целях содержания общего имущества для категории многоквартирных жилых домов с нецентрализованной системой горячего водоснабжения.
Кроме того, ООО "УК "Доверие" полагало, что департамент цен и тарифов, расширив оспариваемым приказом от 10 марта 2021 года N 1/2021-нп перечень категорий многоквартирных жилых домов, в отношении которых устанавливаются нормативы потребления горячей воды в целях содержания общего имущества, многоквартирными жилыми домами с нецентрализованной системой горячего водоснабжения, по сути применил метод аналогов при определении числового показателя норматива потребления, что не соответствует положениям пункта 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных жилых домах с применением только расчетного метода.
В то же время, как указывал административный истец, показатели численности населения и площади общих помещений общего имущества (показатели К и Sои), применяемые при расчете нормативов по формуле 26 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, являются различными для категорий многоквартирных жилых домов с централизованной и нецентрализованной системами горячего водоснабжения, вследствие чего расчет нормативов должен быть произведен уполномоченным органом для каждой из этих категорий многоквартирных жилых домов отдельно.
С учетом изложенного, по мнению ООО "УК "Доверие", установление норматива потребления коммунального ресурса тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирных жилых домах с нецентрализованным горячим водоснабжением противоречит Федеральному закону от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, поскольку самостоятельное производство управляющей компанией посредством индивидуальных тепловых пунктов, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, коммунальной услуги по горячему водоснабжению не является регулируемым видом деятельности, а Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 (в редакции, действовавшей по состоянию на дату принятия оспариваемого приказа - 10 марта 2021 года), не содержали методики расчета норматива потребления тепловой энергии на цели содержания общего имущества в многоквартирных жилых домах с нецентрализованным горячим водоснабжением.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Государственная жилищная комиссия Краснодарского края.
Решением Краснодарского краевого суда от 15 февраля 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Управляющая компания "Доверие" просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, настаивая на доводах, которые аналогичны вышеизложенным, и которые, по утверждению административного истца, свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края и участвовавшим в деле прокурором поданы письменные возражения.
Заинтересованное лицо извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, подало заявление о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя.
Исходя из положений статьи 150, части 5 статьи 213 КАС РФ судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, явка которого не признана обязательной.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Доверие" является управляющей организацией, то есть профессиональным участником правоотношений по оказанию коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирных домов, для чего приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию и теплоноситель (горячую воду), которые используются на нужды отопления многоквартирных домов и для приготовления горячей воды на индивидуальном тепловом пункте (ИТП), входящем в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов.
Принимая во внимание, что ООО "УК "Доверие" является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и приказ региональной энергетической компании - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 10 марта 2021 года N 1/2021-нп применен к ООО "УК "Доверие", в том числе при разрешении Арбитражным судом Краснодарского края дела N А32-29476/2021 по иску ООО "УК "Доверие" к МУП "Сочитеплоэнергия", заявитель обладает законным правом на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
На основании пункта 16 статьи 12 ЖК РФ к полномочиям органом государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Частями 9.2 и 9.3 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, проанализировав приведенные нормы статьи 156 ЖК РФ, положения пунктов 3, 4.2, 6.3, 6.4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, пункта 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края, утвержденного постановлением администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 года N 652, Регламента региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края, утвержденного решением Департамента от 31 декабря 2005 года N 15/2005, а также части 3 статьи 46 Закона Краснодарского края от 6 июня 1995 года N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края", пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый приказ принят региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края на правомочном заседании правления, в пределах его полномочий по установлению нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с установленной процедурой и соблюдением требований федерального и регионального законодательства к официальному опубликованию и введению в действие нормативных правовых актов.
На основании пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в том числе: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 марта 2016 года N 73-ФЗ) "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме вступили в силу 1 января 2017 года.
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под централизованной системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (закрытая система горячего водоснабжения).
В соответствии с пунктом 12 этой же статьи нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Пунктом 20 статьи 2 настоящего Федерального закона предусмотрено, что приготовление горячей воды - нагрев воды, а также при необходимости очистка, химическая подготовка и другие технологические процессы, осуществляемые с водой.
На основании части 6 статьи 31 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Абзацем 3 пункта 54 Правил N 354 определено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, объем (количество) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определяется исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
При этом под коммунальными ресурсами понимается холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с пунктом 22(1) раздела 4 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определяется при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила в редакции, действовавшей до 1 марта 2023 года).
Пунктом 19 Правил определено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Согласно пункту 23 Правил применяемые для установления нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме методы указываются в нормативном правовом акте об утверждении соответствующих нормативов.
В соответствии с пунктом 29 Правил нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Как следует из Формы для установления нормативов потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (таблица 2 приложения N 2), в период до 1 марта 2023 года нормативы подлежали установлению для следующих категорий многоквартирных домов:
- многоквартирные жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением;
- многоквартирные жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением;
- многоквартирные жилые дома без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами;
- многоквартирные жилые дома с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения.
При этом соответствующие категории многоквартирных жилых домов подлежали дифференциации по этажности (от 1 до 5, от 6 до 9, от 10 до 16, более 16).
До 1 марта 2023 года в пункте 27 Правил содержалась следующая формула (формула 26) расчета норматива потребления горячей воды на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме):, где:
0, 09 - расход холодной (горячей) воды на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 человека);
K - численность жителей, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых определяется норматив;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).
При этом общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 года следовало утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Во исполнение приведенных норм федерального законодательства приказом региональной энергетической компании - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18 мая 2017 года N 3/2017-нп установлены и введены в действие с 1 июня 2017 года нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных жилых домах.
Согласно пункту 3 данного приказа при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных настоящим приказом, применялся расчетный подход.
Поскольку приведенный порядок определения норматива потребления горячей воды на содержание общего имущества многоквартирного дома, предусмотренный пунктом 27 Правил, не предполагал каких-либо особенностей по установлению нормативов потребления воды на содержание общего имущества в зависимости от типа системы горячего водоснабжения (централизованная/нецентрализованная, открытая/закрытая), уполномоченный орган Краснодарского края правомерно установилединый норматив потребления горячей воды на содержание общего имущества в отношении многоквартирных домов с централизованным и нецентрализованным горячим водоснабжением.
Вопреки доводам апелляционной жалобы административного истца, с учетом приведенных положений федерального законодательства суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установленный с 1 июня 2017 года норматив потребления коммунальных ресурсов (горячей воды) в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, рассчитанный с учетом этажности и нормативных технологических потерь по горячему водоснабжению исходя из 0, 09 куб.м воды в расчете на одного человека в месяц, подлежит применению ко всем категориям домов вне зависимости от наличия централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, вследствие чего отнесение многоквартирных домов с самостоятельным производством исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений, к категории многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением и применение к ним норматива, не противоречило действующему законодательству.
Правильность соответствующего расчета по сути не ставится под сомнение административным истцом, который указывает, основываясь на ошибочном толковании закона, на то, что такое регулирование в целом не распространяется для категории многоквартирных жилых домов с нецентрализованной системой горячего водоснабжения.
В дальнейшем, как следует из материалов дела, ввиду возникших споров между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями относительно размера оплаты за потребленную тепловую энергию в целях приготовления управляющими компаниями горячей воды посредством индивидуальных тепловых пунктов в многоквартирных жилых домах, а также обращений за соответствующими разъяснениями со стороны управляющих компаний, департамент цен и тарифов Краснодарского края оспариваемым приказом от 10 марта 2021 года N 1/2021-нп дополнил приказ от 18 мая 2017 года N 3/2017-нп "Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" примечанием о том, что нормативы, установленные для категории многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением подлежат применению также в отношении многоквартирных домов с самостоятельным производством исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, приказ от 10 марта 2021 года N 1/2021-нп по сути направлен на разъяснение порядка применения приказа от 18 мая 2017 года N 3/2017-нп, вследствие чего довод административного истца о фактическом установлении нового норматива с незаконным применением метода аналогов судебная коллегия полагает необоснованным.
Ссылки ООО "УК "Доверие" на изменение с 1 марта 2023 года порядка установления и определения нормативов потребления не могут повлечь отмену решения суда от 15 февраля 2023 года, постановленного до даты вступления в силу постановления Правительства РФ от 13 сентября 2022 года N 1598 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения и полагает апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Доверие" не подлежащей удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Краснодарского краевого суда от 15 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Доверие" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 16 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.