Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Струковой А.А, судей Артамоновой Т.А, Брянцевой Н.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-378/2023 (УИД 23OS0000-01-2023-000147-93) по административному исковому заявлению Погукаева Олега Викторовича к департаменту имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании нормативного правового акта в части, по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 21 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Брянцевой Н.В, возражения представителя административного истца ФИО6, участвовавшего в судебном заседании посредством веб-конференции, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В, полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Погукаев О.В. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами N, расположенных в отдельно стоящем нежилом здании торгово-развлекательного центра " "данные изъяты"", с кадастровым номером N, общей площадью N кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2022 г. N 3436 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее по тексту Перечень на 2023 г.).
В пункты N 57578, 57580, 57581 Перечня на 2023 г. включены нежилые помещения с кадастровыми номерами N, расположенные по адресу: "адрес".
Погукаев О.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия указанные пункты приказа.
Требования мотивировал тем, что нежилые помещения с кадастровыми номерами N, входящие в состав здания с кадастровым номером N, не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, их включение в Перечень на 2023 г. не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и нарушает его права, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 21 марта 2023 г. административное исковое заявление Погукаева О.В. об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта удовлетворено.
Признаны недействующими со дня принятия пункты N 57578, 57580, 57581 Приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2022 г. N 3436 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
В апелляционной жалобе административный ответчик департамент имущественных отношений Краснодарского края просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Апеллянт полагает, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "земельный участок для строительства торгово-развлекательного центра" и акт обследования от 31 июля 2020 г, подтверждающий вид фактического использования нежилого здания, являются достаточными основаниями для включения нежилых помещений в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом Погукаевым О.В. представлены возражения.
Представитель административного истца ФИО6 в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также -КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело при данной явке.
Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене исходя из следующего.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам.
В пункте 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что данный налог устанавливается указанным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками данного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 поименованного кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) здания, строения, сооружения, помещения.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 поименованного кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 указанной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; размещает перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Удовлетворяя исковые требования Погукаева О.В, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 400, 402, части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 г. N 3388-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О налоге на имущество организаций", постановления главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 г. N 345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края", исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 НК РФ, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
Условия, при наличии одного из которых, нежилые здания признаются административно-деловыми или торговыми центрами, определены в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ соответственно:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- предназначено для использования в целях размещения перечисленных объектов, то есть если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение названных объектов или фактически используется не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в перечисленных целях.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что объект недвижимости может быть отнесен к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при условии его соответствия любому из приведенных в пунктах 3 и 4 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).
При этом включение в перечни объектов недвижимого имущества нежилого помещения как предназначенного для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения является самостоятельным основанием для включения в данные перечни объектов недвижимого имущества, что прямо следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, признавая недействующими оспариваемые пункты приказа, указал на неправомерность включения в Перечень на 2023 г. спорных объектов капитального строительства, поскольку нежилые помещения не соответствуют ни одному из вышеприведенных условий, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны без учета фактических обстоятельств, свидетельствующих о расположении в здании согласно технической документации нежилых помещений, используемых для размещения объектов общественного питания. Кроме того, данное обстоятельство являлось предметом оценки судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции при рассмотрении административного дела N 3а-1327/2021 (N 66а-48/2022) по иску Погукаева О.В. об исключении из Перечня на 2021 г. спорных нежилых помещений (определение от 2 февраля 2022 г.).
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Погукаев О.В. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами N, которые расположены в нежилом здании торгово-развлекательного центра " "данные изъяты"", общей площадью N кв.м, с кадастровым номером N, включённом в Перечень пунктом 28243 (приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края N 3436 от 23 декабря 2022 г.) в качестве самостоятельного объекта, находящегося по адресу: "адрес".
Данный объект капитального строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешённого использования "земельный участок для строительства торгово-развлекательного центра" (N).
Судом установлено, что из всех оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нежилое здание с кадастровым номером N включено в перечни на 2023 г. на основании сведений, содержащихся в кадастре недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "земельный участок для строительства торгово-развлекательного центра". Нежилые помещения с кадастровыми номерами N включены в Перечень на 2023 г. на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ как помещения, входящие в состав здания с кадастровым номером N, обладающего признаками торгового центра, включенного пунктом 28243 в оспариваемый Перечень на основании пункта 4 статьи 378.2 НК РФ по виду фактического использования здания.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что приведённый вид разрешённого использования земельного участка не является однозначно определённым, поскольку допускает размещение одного объекта недвижимости - здания смешанного назначения, как торгового, так и развлекательного, то есть не позволяет сделать вывод о размещении исключительно торгового объекта.
Согласно выпискам из ЕГРН помещения с кадастровыми номерами N имеют назначение "нежилое", наименование - "нежилое помещение", что также не отвечает критериям, установленным подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае с учетом положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 378.2 названного кодекса, принимая во внимание тот факт, что нежилые помещения расположены в нежилом здании, то основанием для признания здания торговым объектом является его фактическое использование в целях коммерческого назначения, в связи с чем суду первой инстанции следовало выяснить данный вопрос о предназначении находящихся в этом здании нежилых помещений либо фактическом их использовании.
По сведениям Единого государственного реестра объектов недвижимости от 17 февраля 2023 г. здание с кадастровым номером N имеет следующие основные характеристики объекта недвижимости: площадь N кв.м, назначение - нежилое, наименование - торгово-развлекательный центр "данные изъяты"" (вторая очередь строительства), дата присвоения кадастрового номера - ДД.ММ.ГГГГ, количество этажей - N, в том числе подземных 0, год ввода в эксплуатацию по завершению строительства - N г, кадастровые номера помещений, расположенных в здании - N (N
Согласно сведениям единого государственного реестра недвижимого имущества (далее по тексту ЕГРН) нежилое помещение с кадастровым номером N состоит из помещений N, общей площадью N кв.м. Помещения N, N расположены на первом этаже, помещения N на втором этаже нежилого здания с кадастровым номером N (N
Нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 357 кв.м. по сведениям ЕГРН состоит из помещений N, расположено на первом этаже нежилого здания с кадастровым номером N (N
Нежилое помещение с кадастровым номером N по информации ЕГРН состоит из помещения N, общей площадью N кв.м, расположено на втором этаже нежилого здания с кадастровым номером N (N
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, указал, что имеющаяся в материалах дела техническая документация не подтверждает назначение нежилых помещений в здании, которые бы соответствовали критериям, установленным статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для включения, как спорных помещений, так и здания в целом в оспариваемый Перечень.
Судебная коллегия с такими выводами суда не может согласиться в силу следующего.
Судом апелляционной инстанции истребована из Южного филиала ППК "Роскадастр" техническая документация на нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
По экспликации технического паспорта от 29 августа 2016 г. к поэтажному плану здания первого этажа литера Б в графе назначение частей помещение N указано как "ресторан быстрого питания" площадью 350, 7 кв.м, помещение N площадью 6, 3 кв.м. как "электрощитовая", что в общей сумме составляет 357 кв.м.
Указанный технический паспорт, составлен Анапским городским отделением Южного филиала Акционерного общества "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ" по состоянию на 29 августа 2016 г. на здание торгово-развлекательного центра " "данные изъяты", общей площадью 1498, 9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" N
Данные нежилые помещения N и N по размеру и конфигурации соответствуют нежилому помещению N с кадастровым номером N, общей площадью 357 кв.м.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером N передано в аренду ФИО8 на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 102-105 том 2).
Согласно истребованного судом апелляционной инстанции из Южного филиала ППК "Роскадастр" договора аренды нежилых помещений N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между индивидуальным предпринимателем ФИО1 и ФИО9 права по которому в последствии переданы по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 следует, что переданные в аренду помещения N с кадастровым номером N, площадью N кв.м. арендатор обязуется использовать под размещение и эксплуатацию предприятия общественного питания быстрого облуживания под товарным знаком "данные изъяты" для складских, технических и административных целей, связанных с такой деятельностью N
Приложением N к данному договору является технический паспорт помещений N, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Анапским городским отделением Южного филиала Акционерного общества "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ" по адресу: "адрес" N
В экспликации данного технического паспорта помещений N назначение частей помещения N именуется как "ресторан быстрого питания", площадью 350, 7 кв.м, помещение N площадью 6, 3 кв.м. как "электрощитовая", что согласуется с данными указанными в техническом паспорте на нежилое здание с кадастровым номером N.
Таким образом, из представленных в материалы административного дела технического паспорта от 29 августа 2016 г. на нежилое здание с кадастровым номером N и технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ на нежилое помещение N с кадастровым номером N возможно, сделать однозначный вывод о том, что нежилые помещения N площади 357 кв.м. используются "данные изъяты" для размещения объектов общественного питания, и что их площадь составляет 23 процента от общей площади здания 1498, 9 кв.м, то есть превышает 20 процентов, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц в качестве основного вида деятельности ФИО11 осуществляет деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания.
Согласно термину и определению 1 ГОСТ 31985-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.
Под предприятием общественного питания (предприятием питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей (термин и определение 3 ГОСТ 31985-2013).
В соответствии с термином и определением 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания (индустрии питания) - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
Из термина и определения 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), оказывающее услуги общественного питания.
В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Согласно термину и определению 3.1 ГОСТ 30389-2013. "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" под предприятием (объектом) общественного питания (предприятием (объектом) питания) подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг. В названном стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.
Поскольку из анализа технической документации установлено, что более 20 процентов площади здания с кадастровым номером N, используется для размещения объектов общественного питания, судебная коллегия приходит к выводу о том, что принадлежащее административному истцу нежилые помещения с кадастровыми номерами N правомерно включены административным ответчиком в Перечень на 2023 г. на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ как помещения, входящие в состав здания с кадастровым номером N, обладающего признаками торгового центра, включенного в оспариваемый Перечень на основании пункта 4 статьи 378.2 НК РФ и отнесено административным ответчиком к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости, поскольку оно предназначено и фактически используется для размещения объектов общественного питания.
Ввиду того, что самостоятельным критерием признания нежилого здания торговым центром является фактическое использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац третий подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ), то при включении нежилого помещения в Перечень в составе нежилого здания, соответствующего одному из закрепленных в пунктах 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 НК РФ условий, не имеет правового значения фактическое использование каждого нежилого помещения в отдельности.
При таких данных, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции не принял во внимание указанные обстоятельства, установленные при рассмотрении настоящего административного дела, в связи с чем решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 21 марта 2023 г. отменить и принять новое решение.
Административное исковое заявление Погукаева Олега Викторовича о признании недействующими пунктов 57578, 57580, 57581 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2022 г. N 3436 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.