Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Струковой А.А, судей Брянцевой Н.В, Сумбаевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бобиной Д.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-200/2023 по административному исковому заявлению Фисько Е.В. к министерству имущественных отношений Ставропольского края об оспаривании Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 29 декабря 2022 года N 1377, в части включения под пунктом 1758 объекта с кадастровым номером N
по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 7 апреля 2023 года об удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Струковой А.А, возражения против доводов апелляционной жалобы представителя Фисько Е.В. - Аксельрод А.В, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В. об отсутствии оснований к отмене решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 29 декабря 2022 года N 1377 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год.
Данный приказ размещен на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www/pravo.stavregion.ru 30 декабря 2022 года и вступил в силу 1 января 2023 года.
Под пунктом 1758 в Перечень на 2023 год включено здание с кадастровым номером N по адресу: Ставропольский край, "адрес".
Фисько Е.В, являясь собственником названного объекта недвижимости, обратилась в Ставропольский краевой суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что здание с кадастровым номером N имеет назначение - "нежилое", расположено на земельном участке с кадастровым номером N вид разрешенного использования - "объекты складского назначения, магазины рыночной торговли", по сведениям технического учета не имеет в своем составе помещений торгового или офисного назначения, то есть не отвечает критериям, установленным в статье 378.2 НК РФ. Включение объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, нарушает права Фисько Е.В. в сфере налогообложения, незаконно возлагая на нее обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в повышенном размере.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечена администрация г.Ставрополя.
Решением Ставропольского краевого суда от 7 апреля 2023 года административные исковые требования Фисько Е.В. удовлетворены: признан недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 29 декабря 2022 года N 1377, в части включения под пунктом 1758 объекта недвижимости с кадастровым номером N на министерство имущественных отношений Ставропольского края возложена опубликовать сообщение о настоящем судебном решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте, на котором был опубликован соответствующий приказ.
В апелляционной жалобе министерство имущественных отношений Ставропольского края просит решение отменить, ссылаясь на то, что установленный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N допуская размещение объектов розничной торговли, является достаточным основанием для включения объекта с кадастровым номером N в оспариваемый Перечень на 2023 год.
Представителем административного истца поданы письменные возражения на апелляционную жалобу.
Административный ответчик и администрация города Ставрополя извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Исходя из положений статьи 150, части 4 статьи 213 КАС РФ судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Принимая во внимание, что Фисько Е.В. по состоянию на 2023 год является собственником здания с кадастровым номером N, которое оспариваемым нормативным правовым актом включено в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, и на основании положений статьи 402 НК РФ, Закона Ставропольского края от 5 ноября 2015 года N 109-кз "Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", решения Ставропольской городской Думы от 17 ноября 2014 года N 567 "Об установлении налога на имущество физических лиц и введении его в действие на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края" ставка налога на имущество физических лиц установлена в повышенном размере, Фисько Е.В. обладает законным правом на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Проверив согласно пункту 2 части 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение компетенции при принятии оспариваемых в части нормативных правовых акта, а также правил их официального опубликования и введения в действие, суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, Положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 6 марта 2012 года N 137, а также Закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года N 56-кз "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края", пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые приказы приняты министерством имущественных отношений края в пределах его компетенции, официально опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
На основании пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в частности, административно-деловых центров и торговых центров (комплексов).
Административно-деловым центром в силу пункта 3 этой же статьи признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости с 22 марта 2017 года до настоящего времени Фисько Е.В. является собственником двухэтажного здания с кадастровым номером N, назначение - "нежилое", площадь - 724, 7 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, разрешенное использование - "объекты складского назначения, магазины розничной торговли", местоположение: "адрес".
Установленный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - "объекты складского назначения, магазины розничной торговли" - однозначно и безусловно не свидетельствует о назначении участка для размещения исключительно объектов торговли, допуская размещение также объектов складского назначения, которые не относятся к объектам, перечисленным в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ.
В этой связи, вопреки доводам апелляционной жалобы министерства имущественных отношений Ставропольского края, разрешенное использование указанного земельного участка не может быть признано достаточным и безусловным основанием для включения объекта с кадастровым номером N в Перечень на 2023 год.
Назначение здания - "нежилое" - также не является достаточным основанием для его включения в соответствующий Перечень.
В документах технического учета сведений о наличии в составе здания с кадастровым номером N помещений торгового назначения не имеется.
Так, ГУП СК "Ставкрайимущество" 19 октября 1995 года изготовлен документ технического учета (инвентаризации) - план объекта недвижимости на нежилое здание, наименование: "углеводородная станция", адрес: "адрес", общей лощадью 705, 4 кв.м.
По сведениям ЕГРН площадь нежилого здания с кадастровым номером N составляет 724, 7 кв.м.
Площадь нежилого здания с кадастровым номером N с 705, 4 кв.м на 724, 7 кв.м изменилась на основании документа технического учета - технического плана от 15 августа 2018 года, изготовленного кадастровым инженером Павловой Е.Ю, в связи с произведенной перепланировкой, не затрагивающей конструктивных элементов и не требующей получения разрешения на реконструкцию, а также подсчета площади здания в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 01 марта 2016 года N 90, приказа Росреестра от 23 октября 2020 года N П/0393 с учетом внутренних перегородок по периметру внутренних обмеров здания.
Актуальные сведения об изменении количественных характеристик нежилого здания с кадастровым номером N - его площади 724, 7 кв.м внесены ЕГРН.
Документ технического учета - технический план от 15 августа 2018 года не содержит сведений о качественных характеристиках помещений в здании (их наименовании, назначении, разрешенном использовании), поскольку согласно требованиям к техническому плану, установленным ст. 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", данный документ технического учета не должен содержать в своем составе экспликаций с указанием классификации помещений.
Согласно экспликации, содержащейся в документе технического учета (инвентаризации) - плане объекта недвижимости от 19 октября 1995 года, изготовленном ГУП СК "Ставкрайимущество", в состав здания входят следующие производственные и складские помещения: 1 этаж: N 1 - теплоузел (19, 1 кв.м), N 2 - подсобное (8, 5 кв.м), N 3 - душ (1, 7 кв.м), N 4 - душ (1, 7 кв.м), N 5 - туалет (1, 4 кв.м), N 6 - подсобное (2, 7 кв.м), N 7 - подсобное (1, 4 кв.м), N 9 - коридор (15, 3 кв.м), N 10 - кабинет (8, 5 кв.м), N11 - подсобное (10, 1 кв.м), N 12 - лаборатория (15, 2 кв.м), N 13 - цех (311, 6 кв.м), N 14 - щитовая (31, 4 кв.м), N 15 - коридор (13, 1 кв.м), N 16 - склад (55, 0 кв.м), N 17 - склад (110, 5 кв.м);
2 этаж: N 18 - кладовая (33, 9 кв.м), N 19 - подсобное (6, 1 кв.м), N 20 - подсобное (16, 9 кв.м), N 21 - подсобное (11, 3 кв.м), N 22 - подсобное (11, 4 кв.м), N 23 - коридор (18, 6 кв.м).
Как следует из экспликации, помещения: N 1 - теплоузел (19, 1 кв.м), N 2 - подсобное (8, 5 кв.м), N 3 - душ (1, 7 кв.м), N 4 - душ (1, 7 кв.м), N 5 - туалет (1, 4 кв.м), N 6 - подсобное (2, 7 кв.м), N 7 - подсобное (1, 4 кв.м), N 9 - коридор (15, 3 кв.м), N 11-подсобное (10, 1 кв.м), N 14-щитовая (31, 4 кв.м), N15-коридор (13, 1 кв.м), N 18 - кладовая (33, 9 кв.м), N 19 - подсобное (6, 1 кв.м), N 20 - подсобное (16, 9 кв.м), N 21 - подсобное (11, 3 кв.м), N 22 - подсобное (11, 4 кв.м), N 23 - коридор (18, 6 кв.м), общей площадью 98, 2 кв.м, являются вспомогательными для осуществления деятельности основных производственных помещения NN 12, 13 (лаборатория, цех) и самостоятельного назначения не имеют.
Помещение N 10 - кабинет (8, 5 кв.м) - является служебным помещением работников производственного предприятия и не тождественно понятию "офисы".
Помещения N 12 - лаборатория (15, 2 кв.м) - и N 13 - цех (311, 6 кв.м) общей площадью 326, 8 кв.м имеют производственное назначение.
Помещения N 16 - склад (55, 0 кв.м)- и N 17 - склад (110, 5 кв.м) общей площадью 165, 5 кв.м имеют складское назначение.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером N не подлежало включению в Перечень на 2023 год и по критерию содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) сведений о наличии помещений площадью не менее 20% от общей площади этого здания, имеющих назначение, наименование или разрешенное использование, соответствующее офисам, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Административным истцом представлен отчет от 21 марта 2023 года N 008-23-К об оценке рыночной стоимости объекта с кадастровым номером N в составе которого имеются выполненные оценщиком фотоизображения данного объекта, которые с очевидностью свидетельствуют о том, что здание фактически не используется для размещения объектов торгового и офисного назначения, а также объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В открытых источниках в сети Интернет соответствующих сведений также не имеется.
Доводов об обратном в апелляционной жалобе не содержится.
С учетом изложенного судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ставропольского краевого суда от 7 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Ставропольского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 26 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.