Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Струковой А.А, судей Брянцевой Н.В, Семейкиной С.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бобиной Д.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-47/2023 (3а-105/2022) по административному исковому заявлению Камболова ФИО11 к Правительству Республики Северная Осетия - Алания, Управлению Росреестра по Республике Северная Осетия - Алания, ППК "Роскадастр" об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года
по апелляционной жалобе Правительства Республики Северная Осетия - Алания на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 17 марта 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Струковой А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Камболов С.А. обратился 26 октября 2022 года с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года, ссылаясь на то, что с 10 июля 2014 года он является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 81982 кв.м из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения подсобного хозяйства, адрес: Республика Северная Осетия - "адрес".
Вступившим в силу 1 января 2015 года постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 28 ноября 2014 года N 412 "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Северная Осетия - Алания" установлена кадастровая стоимость земельных участков из состава земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2015 года, в том числе указанного земельного участка в размере 224 121 571, 78 руб.
По мнению административного истца, установленная кадастровая стоимость объекта существенно превышает его рыночную стоимость, которая согласно отчету об оценке от 3 ноября 2022 года N 162-22зк, выполненному частнопрактикующим оценщиком Мамаевым С.П, составляет на ту же дату 21 385 000 руб.
Ссылаясь на то, что значительным превышением установленной кадастровой стоимости по отношению к рыночной стоимости объекта нарушено право на определение налоговой базы по земельному налогу в экономически обоснованном размере, административный истец просил установить кадастровую стоимость объекта равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 21 385 000 руб.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечена администрация города Владикавказа.
Определением от 5 декабря 2022 года удовлетворено ходатайство административного истца: по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено оценщику ООО АФ "Аудит-Консалтинг", производство по делу приостановлено до поступления в суд экспертного заключения.
Определением от 13 февраля 2023 года производство по делу возобновлено в связи с поступлением в суд заключения эксперта Подковальниковой А.В. от 20 января 2023 года N 1-ОПСТ-Э-01-2023 о рыночной стоимости объекта по состоянию на 1 января 2015 года - 57 795 000 руб.
В ходе дальнейшего производства по делу административный истец требования уточнил, указав, что постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 13 октября 2020 года N 338 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 1 января 2020 года, подлежащие применению для целей налогообложения с 1 января 2021 года, в том числе земельного участка с кадастровым номером N в размере 460 738, 84 руб, о чем соответствующие сведения внесены в ЕГРН 25 января 2021 года.
В этой связи оспариваемая кадастровая стоимость, установленная по состоянию на 1 января 2015 года, является архивной, сохраняя при этом свою актуальность для административного истца, который вправе обратиться за перерасчетом земельного налога за весь период применения оспариваемой кадастровой стоимости с 17 февраля 2015 года (то есть с даты внесения в ЕГРН соответствующих сведений о кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2015 года) по 31 декабря 2020 год.
Согласившись с определенной экспертом величиной рыночной стоимости, просил установить архивную кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года - 57 795 000 руб.
Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 17 марта 2023 года административные исковые требования удовлетворены: установлена архивная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года на период с 17 февраля 2015 года по 31 декабря 2020 года, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости постановлено считать 26 октября 2022 года.
В апелляционной жалобе Правительство Республики Северная Осетия - Алания просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что судебная оценочная экспертиза проведена в нарушение требований законодательства об оценочной деятельности при том, что величина рыночной стоимости объекта оценки определена в рамках сравнительного подхода при отсутствии надлежащего обоснования отказа в применении затратного и доходного подходов, что, по мнению Правительства РСО - Алания повлекло за собой искажение величины рыночной стоимости.
Также обращает внимание на существенное расхождение между оспариваемой архивной кадастровой стоимостью (224 121 571, 78 руб.) и установленной решением суда рыночной стоимостью объекта оценки (57 795 000 руб.), что свидетельствует о нарушении бюджетных интересов и не имеет объективного обоснования.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили.
На основании положений статей 150 КАС РФ судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с положениями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245, пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (регулирующей возникшие правоотношения по поводу кадастровой стоимости, установленной про состоянию на 1 января 2015 года в порядке, определенном настоящим Федеральным законом) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Обязательный досудебных порядок пересмотра кадастровой стоимости для физических лиц не установлен статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-Ф.
Административный истец, являясь с 10 июля 2014 года собственником земельного участка с кадастровым номером N, на основании статьи 388 НК РФ признается плательщиком земельного налога, налоговая база по которому в силу статьи 390 НК РФ определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что оспариваемая кадастровая стоимость объекта, установленная по состоянию на 1 января 2015 года, является архивной при том, что 25 января 2021 года в Единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости названного земельного участка в размере 460 738, 84 руб, установленной постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 13 октября 2020 года N 338 по состоянию на 1 января 2020 года, подлежавшей применению для целей налогообложения с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года, а в дальнейшем постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 25 октября 2022 года N 453 установлена по состоянию на 1 января 2022 года актуальная кадастровая стоимость в размере 111 591 438, 94 руб, которая подлежит применению для целей налогообложения с 1 января 2023 года.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 10 июня 2020 года, разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
В соответствии с п. 2 ст. 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки.
Пунктом 1 статьи 397 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Как следует из протокола судебного заседания от 17 марта 2023 года, представитель административного истца в заседании суда первой инстанции указывал на то, что Камболов С.А. первоначально получил налоговое уведомление об уплате земельного налога исходя из кадастровой стоимости в размере 460 738, 84 руб, установленной по состоянию на 1 января 2020 года и подлежавшей применению для целей налогообложения с 1 января 2021 года, и только в последующем - налоговое уведомление об уплате земельного налога за предыдущие налоговые периоды исходя из кадастровой стоимости в размере 224 121 571, 78 руб, установленной по состоянию на 1 января 2015 года и являвшейся налоговой базой по земельному налогу за налоговые периоды 2015 - 2020 годы.
С учетом изложенного оспариваемая архивная кадастровая стоимость, являвшаяся налоговой базой по земельному налогу по названным налоговым периодам, сохраняет свою актуальность для административного истца.
При этом вопросы, непосредственно связанные с определением размера недоимки по земельному налогу за предыдущие налоговые периоды либо в случае уплаты земельного налога исходя из оспариваемой архивной кадастровой стоимости - с зачетом в порядке статьи 78 НК РФ сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, подлежат разрешению в ином порядке с учетом правил, установленных пунктом 1.1 статьи 391 НК РФ и пункта 5 статьи 9 Федерального закона 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На основании части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из материалов дела видно, что сведения об оспариваемой кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 17 февраля 2015 года, административное исковое заявление подано Камболовым С.А. 26 октября 2022 года, то есть с пропуском установленного срока.
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании.
Проанализировав материалы дела и пояснения лиц, участвующих в деле, суд при рассмотрении дела по существу восстановил срок обращения с административным исковым заявлением об оспаривании архивной кадастровой стоимости земельного участка Камболова С.А, который признается плательщиком земельного налога за предыдущие налоговые периоды и не лишен права на установление экономически обоснованного размера земельного налога.
Само по себе отсутствие прямого указания на восстановление пропущенного срока для подачи настоящего административного искового заявления при том, что в силу части 5 статьи 180 КАС РФ соответствующие выводы должны содержаться в решении суда, не может быть признано с учетом фактических обстоятельств дела существенным нарушением норм процессуального права, поскольку оно не привело к принятию неправильного по существу судебного акта.
Удовлетворяя уточненные требования административного истца, суд определилвеличину рыночной стоимости земельного участка исходя из заключения судебной оценочной экспертизы от 20 января 2023 года N 1-ОПСТ-Э-01-2023 о рыночной стоимости объекта по состоянию на 1 января 2015 года в размере 57 795 000 руб.
Как следует из экспертного заключения, рыночная стоимость земельного участка определена в рамках сравнительного подхода, отказ от проведения оценки доходным и (или) затратным подходами обоснованы экспертом.
Так, обосновывая отказ от применения затратного подхода, эксперт сослался на Методические указания по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных распоряжением Минимущества России от 6 марта 2002 года N 568-р (подлежащим применению на дату оценки), о недопустимости оценки земельных участков в рамках затратного подхода.
Принимая решение об отказе от доходного подхода, оценщик указал, что в данном случае отсутствует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить правообладателю, а также связанные с объектом оценки расходы.
В процессе оценки указанный земельный участок был отнесен к сегменту рынка жилой недвижимости, к группе недвижимости "земли населенных пунктов под жилую застройку (ЛПХ)".
В рамках сравнительного подхода экспертом отобрано три объекта-аналога, каждый из которых расположен на окраине города Владикавказа, относится к землям населенных пунктов, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, предложен к продаже в июле-октябре 2014 года, является свободным от застройки и имеет коммуникации по границам участка, то есть сопоставим по основным ценообразующим факторам с объектом оценки, который оценивается как свободный от застройки.
Оценщиком проведены корректировки на торг и на площадь, размер корректировок определен в соответствии со Справочником оценщика недвижимости под ред. Л.А. Лейфера, при этом общий размер корректировок составил 20% (для объекта-аналога N 1) и 22% (для объектов-аналогов NN 2, 3), что также в определенной степени свидетельствует о сопоставимости объекта оценки и объектов-аналогов.
Отказ от проведения иных корректировок мотивирован сопоставимостью объекта оценки и объектов-аналогов по соответствующим факторам.
Приведенные в заключении эксперта выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
Профессиональное суждение эксперта о величине рыночной стоимости оцениваемого объекта основано на анализе рынка недвижимости, учете ценообразующих факторов и расчетных показателей, что согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Эксперт Подковальникова А.В. обладает специальными познания в сфере оценочной деятельности, вправе осуществлять оценку по направлению "Оценка недвижимости", предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Каких-либо данных о необъективности эксперта в деле не имеется.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о некорректности отбора аналогов опровергается исследовательской частью заключения эксперта, в том числе фотоматериалами и принт-скринами объявлений о продаже объектов-аналогов.
Таким образом, оснований для признания соответствующего экспертного заключения недопустимым доказательством не имеется.
Установленная по состоянию на 1 января 2015 года архивная кадастровая стоимость превышает определенную решением суда величину рыночной стоимости в 3, 9 раза, такое расхождение не укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений.
В то же время, судебная коллегия принимает во внимание, что постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 13 октября 2020 года N 338 была установлена кадастровая стоимость объекта оценки по состоянию на 1 января 2020 года в размере 460 738, 84 руб, то есть более чем в 486 раз ниже оспариваемой архивной кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2015 года, и, кроме того, более чем в 125 раза ниже установленной решением суда рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на 1 января 2015 года.
Коллегия также отмечает, что актуальная кадастровая стоимость, установленная постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 25 октября 2022 года N 453 по состоянию на 1 января 2022 года в размере 111 591 438, 94 руб, более чем в 2 раза ниже оспариваемой кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2015 года.
При этом объективных данных, которые могли бы свидетельствовать о действительном снижении практически в 2 раза рыночных цен на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство в границах города Владикавказа по состоянию на 1 января 2015 года и по состоянию на 1 января 2022 года, не имеется, что также подтверждает доводы административного истца о необоснованном завышении величины кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2015 года.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что само по себе значительное расхождение между оспариваемой архивной кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью объекта по состоянию на 1 января 2015 года при вышеописанных фактических обстоятельствах не может повлечь отмену решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 17 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Северная Осетия - Алания - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 27 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.