Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Струковой А.А.
судей Семейкиной С.А, Солдатовой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевой Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-46/2023 (3а-104/2022) по апелляционной жалобе Правительства Республики Северная Осетия-Алания на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 10 марта 2023 г, вынесенное по административному иску Камболова С.А. об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере рыночной, заслушав доклад судьи Семейкиной С.А, участвующих в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Верховным Судом Республики Северная Осетия-Алания представителей административного истца Камболова С.А. - Циклаури М.Т, Калоеву А.Н, представителя административного ответчика Правительства Республики Северная Осетия -Алания Гамосова А.М.
установила:
административный истец Камболов С.А обратился в Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания с административным исковым заявлением, в котором оспаривал результаты кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, собственником которых он является:
- нежилого здания литер "А", с кадастровым номером N, общей площадью 85, 9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости 157 000 рублей по состоянию на 27 сентября 2014 г.;
- нежилого здания литер "И", с кадастровым номером N, общей площадью 1090, 4 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" и размере его рыночной стоимости 646 000 рублей по состоянию на 27 сентября 2014 г.
В обоснование административных исковых требований Камболов С.А. указал, что оспариваемая кадастровая стоимость принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости значительно превышает их кадастровую стоимость, что приводит к необоснованному увеличению налоговых платежей, исчисляемых на основании их кадастровой стоимости.
Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 10 марта 2023 г. административное исковое заявление Камболова С.А. удовлетворено.
Камболову С.А. восстановлен пропущенный срок для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости нежилых строений с кадастровыми номерами N и N.
Установлена кадастровая стоимость нежилого здания литер "А", с кадастровым номером N, общей площадью 85, 9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости равной 166 000 рублей по состоянию на 27 сентября 2014 года.
Установлена кадастровая стоимость нежилого здания литер "И", с кадастровым номером N, общей площадью 1090, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости равной 786 000 рублей по состоянию на 27 сентября 2014 года.
Датой подачи заявления об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами N и N постановлено считать 26 октября 2022 года.
В апелляционной жалобе Правительство Республики Северная Осетия-Алания считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что кадастровая стоимость объектов недвижимости была установлена на основании и в полном соответствии с нормами законодательства, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Считает заключение эксперта N 01/23 от 30.01.2023 г. ненадлежащим доказательством по делу, поскольку для определения рыночной стоимости нежилых зданий эксперт применил только затратный подход, не применены иные подходы к оценке, что повлияло на итоговую величину рыночной стоимости оспариваемых объектов недвижимости. Изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости приведет к изменению налоговой базы объектов недвижимости и уменьшению налоговых платежей, которые отнесены к источниками доходов бюджета.
Определением судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 14 июня 2023 г. произведена замена Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на его правопреемника публично-правовую компанию "Роскадастр".
Представитель Правительства Республики Северная Осетия-Алания Гамосов А.М, участвующий в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Верховным Судом Республики Северная Осетия-Алания считает решение суда от 10 марта 2023 года незаконным и подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Представители административного истца Камболова С.А. - Калоева А.Н, Циклаури М.Т, принимая участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Верховным Судом Республики Северная Осетия -Алания, считает решение суда от 10 марта 2023 г. законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Северная Осетия -Алания - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая положения статей 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Заслушав доклад дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы административного дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 245 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости, вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Федерального закона кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В силу положений части 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (пункт 19 постановления Пленума Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости). При этом заинтересованному лицу, возражающему об удовлетворении заявленных требований об оспаривании кадастровой стоимости, корреспондирует обязанность доказать достоверность сведения об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Из материалов дела следует, что Камболову С.А. на основании договора купли-продажи от 06.07.2013 г. на праве собственности принадлежат:
- нежилое здание литер "А", с кадастровым номером N, общей площадью 85, 9 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
- нежилое здание литер "И", с кадастровым номером N, общей площадью 1090, 4 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что кадастровая стоимость указанных выше объектов недвижимости затрагивает права и интересы Камболова С.А, как плательщика налога на имущество физических лиц, в связи с чем он имеет право на обращение в суд с административным иском об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости и ее установлении в размере рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N утверждена на основании постановления Правительства Республики РСО-Алания N 433 от 21.12.2014 г. и установлена в размере 1 162 845, 48 рублей по состоянию на 27 сентября 2014 года.
Кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N утверждена на основании постановления Правительства РСО-Алания N 433 от 21.12.2014 г. и установлена в размере 14 760 962, 88 рублей по состоянию на 27 сентября 2014 г.
Из обстоятельств дела следует, что очередная (по истечении 5 лет с даты, по состоянию на которую была проведена последняя государственная кадастровая оценка) оценка кадастровой стоимости принадлежащих Камболову С.А. объектов недвижимого имущества не проводилась, указанная выше кадастровая стоимость объектов недвижимости является действующей.
В соответствии с абзацем 4 пункта 8 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. N 28 пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
С учетом конкретных обстоятельств дела и разъяснений законодательства судом первой инстанции обоснованно восстановлен срок Камболову С.А. на обращение в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Административным истцом Камболовым С.А. в обоснование заявленных требований об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в суд первой инстанции представлен отчет N 163-22окс/1 от 13.10.2022 г, выполненный ФИО12 согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 27.09.2014 г. составляет 157 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 27.09.2014 г. составляет 646 000 рублей.
Определением Верховного Суда РСО-Алания от 12 декабря 2022 г. по делу была назначена судебная оценочная экспертиза для установления соответствия отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также для определения рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества, производство которой было поручено эксперту ООО "Строитель" ФИО14. (член СРО "Российское общество оценщиков, рег. N 00355390).
Согласно заключению эксперта от 30 января 2023 г. N 01/23 рыночная стоимость нежилого здания литер "А" с кадастровым номером N по состоянию на 27 сентября 2914 г. составляет 166 000 рублей, рыночная стоимость нежилого здания литер "И" с кадастровым номером N по состоянию на 27.09.2014 г. составляет 786 000 рублей.
Оценив заключение судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату кадастровой оценки.
Давая оценку экспертному заключению, суд первой инстанции исходил из того, что названное заключение соответствует действующему законодательству Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности, содержит указание на применение экспертом при проведении исследований и производстве расчетов нормативных правовых актов и нормативных документов в области оценочной деятельности, стандартов по проведению оценки, учебных пособий, справочной аналитики и коэффициентов корректировок.
В заключении судебной экспертизы подробно описаны объекты исследования, приведены его общие характеристики, анализ местоположения, подробно произведено описание объектов оценки, детально описано проведенное исследование, с учетом которого даны ответы на поставленные вопросы.
Экспертом при оценке применен затратный подход, обоснован отказ от применения иных методов и подходов оценки.
В экспертном заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие сделать выводы об авторстве и дате ее подготовки, приложены копии необходимых материалов и распечатки, заключение не допускает неоднозначного толкования. Расчеты произведены экспертом в рамках используемого подхода и позволяют объективно определить стоимость объектов оценки по состоянию на 27.09.2014 г.
Заключение эксперта выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости оцениваемого объекта. Эксперт является незаинтересованным в исходе административного дела лицом, перед началом производства судебной экспертизы был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
По мнению суда апелляционной инстанции, заключение судебной оценочной экспертизы соответствует положениям Закона об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, является допустимым доказательством, достоверно подтверждающим размер рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
С учетом изложенного руководствуясь положениями статей 62, 84, 245 КАС РФ, статьями 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности, пунктами 6, 20, 23 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" суд первой инстанции обоснованно отверг в качестве допустимого доказательства представленный административным истцом отчет об оценке N 163окс/1 от 13.10.2022 г. ФИО13 и установилкадастровую стоимость согласно заключению эксперта от 30 января 2023 г.
Допустимых и относимых доказательств, подтверждающих иную рыночную стоимость объектов недвижимости лицами, участвующими в деле, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований ставить экспертное заключение, положенное в основу решения суда, под сомнение.
Доводы апелляционной жалобы об уменьшении налоговых поступлений в бюджет не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения, поскольку принципами налогового законодательства являются: всеобщность налогообложения, то есть обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ, п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П); соразмерность налогообложения, то есть при установлении налогов и сборов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к их уплате. Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными (п. п. 1, 3 ст. 3 НК РФ); обоснованность налогообложения и недопустимость произвольных налогов, а также налогов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав, толкование в пользу налогоплательщика неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Установление кадастровой стоимости в размере, не соответствующей рыночной, и исчисление из нее налоговых платежей, не отвечает изложенным принципам законодательства, и не может признаваться законным; а обращение в суд с административными требованиями об ее оспаривании нельзя рассматривать как необоснованное снижение поступлений в бюджеты различных уровней. Иное означало бы нарушение прав налогоплательщиков, гарантированных действующим законодательством.
При рассмотрении административного иска судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в апелляционной жалобе не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, определила:
решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 10 марта 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Северная Осетия-Алания - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение суда составлено 20 июня 2023 г.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.