Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Пластинина И.В, судей Белоногого А.В. и Шадриной Е.В, при секретаре-помощнике судьи Сериковой Е.И, рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи административное дело N 3а-1/2023 по апелляционной жалобе Соловьевой Инны Васильевны на решение Мурманского областного суда от 27 января 2023 года, которым оставлен без удовлетворения её административный иск о признании не действующим в части решения Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017 года N 40-712 "О Правилах благоустройства территории муниципального образования город Мурманск и о признании утратившими силу отдельных решений совета депутатов города Мурманска".
Заслушав доклад судьи Пластинина И.В, объяснения представителя административного ответчика Совета депутатов города Мурманска - Данилюка М.В, заключение прокурора Капсамун И.С,
УСТАНОВИЛА:
27 октября 2017 года Советом депутатов города Мурманска принято решение N 40-712 "О Правилах благоустройства территории муниципального образования город Мурманск и о признании утратившими силу отдельных решений совета депутатов города Мурманска" (далее - Решение), которое опубликовано 31 октября 2017 года в издании "Вечерний Мурманск" спецвыпуск N 204.
Пунктом 1 Решения утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск согласно приложению к Решению (далее - Правила).
Решением Совета депутатов города Мурманска от 27 июня 2019 года N 60-987 "О внесении изменений в приложение к решению Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017 года N 40-712 "О Правилах благоустройства территории муниципального образования город Мурманск и о признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Мурманска" (далее - Решение N 60-987) внесены изменения в пункты 10.2.2.1, 10.2.4.14, 10.2.5.15, 10.2.5.18 Правил.
Решение N 60-987 опубликовано 2 июля 2019 года в издании "Вечерний Мурманск" N 112.
Разделом 10 Правил регулируются вопросы эксплуатации объектов и элементов благоустройства.
Границами участков уборки территорий являются границы земельных участков, принадлежащих физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на праве собственности или на ином законном основании, в соответствии с границами, определенными земельными участками, сведения о которых содержатся в едином государственном реестре недвижимости (пункт 10.2.2.1 Правил).
Юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и физические лица, обеспечивающие (осуществляющие) уборку территорий, обязаны соблюдать особенности уборки территории в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также порядок обращения с отходами производства и потребления, установленные Правилами, другими муниципальными правовыми актами города Мурманска (пункт 10.2.3.10 Правил).
В весенне-летний период содержание и уборка объектов благоустройства предусматривает рыхление и уборку складированного снега, подметание, мойку, поливку покрытий поверхностей, сбор и вывоз отходов производства и потребления с объектов благоустройства, выкос травы (пункт 10.2.4.1 Правил).
Объекты благоустройства должны быть очищены от отходов производства и потребления, грунтово-песчаных наносов (пункт 10.2.4.2 Правил).
Мойку и поливку тротуаров и придомовых территорий, зеленых насаждений и газонов необходимо производить силами специализированных организаций (пункт 10.2.4.6 Правил).
В летний период юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями помимо уборки в границах, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании земельных участков, необходимо осуществлять выкос травы (пункт 10.2.4.14 Правил).
В осенне-зимний период уборка объектов благоустройства предусматривает: ежедневную уборку листьев во время листопада; осуществление выкоса травы; обработку покрытий поверхностей проезжей части улично-дорожной сети и тротуаров противогололедными материалами; сгребание и подметание снега; формирование снежных валов с необходимыми разрывами между ними; скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований; удаление снега с улиц, дорог, тротуаров; зачистку водоотводных лотков после удаления снега; подбор бытовых и промышленных отходов (пункт 10.2.5.1 Правил).
Правообладатели земельных участков обязаны осуществлять уборку снега в порядке и в сроки, установленные Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, а также вывозить снег в специальные места (пункт 10.2.5.12 Правил).
Для предотвращения образования и схода сосулек и наледи с крыш, выступающих конструктивных элементов зданий, сооружений должна незамедлительно выполняться их очистка от снега, наледи и сосулек с обеспечением мер безопасности, а также незамедлительная очистка территорий от сброшенного снега и наледи (пункт 10.2.5.15 Правил).
Все тротуары, дворы, лотки проезжей части улиц, площадей, набережных, рыночные площади и другие участки с асфальтовым покрытием должны быть очищены от снега и обледенелого наката под скребок и посыпаны песком (пункт 10.2.5.17 Правил).
Уборка дворовых территорий от снега осуществляется в порядке и в сроки, установленные Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170. Складирование снега на дворовых территориях производится с учетом обеспечения проезда транспорта, доступа к инженерным коммуникациям и сооружениям на них, прохода пешеходов и сохранности зеленых насаждений.
По мере накопления снега, но не позднее чем при достижении снежного вала высоты и ширины более 1 м, обеспечивается его вывоз (пункт 10.2.5.18 Правил).
При производстве уборки в осенне-зимний период запрещается: складирование сколотого льда и уплотненного снега на тротуарах, площадках, газонах и других элементах озеленения, в незамерзающих водоемах и на ледяном покрове акваторий водных объектов, а также в смотровых колодцах; складирование снега на территории зеленых насаждений, если это наносит ущерб зеленым насаждениям; сдвигание снега к стенам зданий, сооружений; перемещение снега на проезжую часть и тротуары; складирование снега вне специально отведенных мест; складирование снега на территориях площадок, в том числе детских, спортивных, хозяйственных, а также у трансформаторных подстанций, газо-распределительных установок (пункт 10.2.5.19 Правил).
Физические и юридические лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляют: уборку территорий; уборку крылец и площадок при входных группах; уборку контейнерных площадок и площадок для сбора крупногабаритных отходов; вывоз бытовых и крупногабаритных отходов; мойку контейнеров; очистку водоотводных устройств, содержание выпусков водоотводных устройств от многоквартирных домов до присоединения к магистральной сети; установку, содержание и очистку урн. Устанавливаемые на территории домовладений урны должны соответствовать установленным параметрам; выкашивание травы, при этом высота травяного покрова не должна превышать 15 см; меры по отводу поверхностных вод с территорий зданий и сооружений (пункт 10.2.6.2 Правил).
Уборка территорий должна осуществляться в соответствии с требованиями настоящих правил, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, и Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290 (пункт 10.2.6.3 Правил).
Сбор отходов от многоквартирных домов и с участков индивидуальной жилой застройки осуществляется в контейнеры. Контейнеры должны быть технически исправны, находиться в надлежащем санитарном состоянии. В случае отсутствия на территории здания, сооружения участка территории, позволяющего организовать место накопления отходов производства и потребления в соответствии с требованиями законодательства, правообладатель, лицо, ответственное за содержание здания или сооружения, обязаны обеспечить сбор отходов производства и потребления путем заключения соглашения (договора) с правообладателями близлежащего места накопления отходов производства и потребления, оборудованного в соответствии с требованиями законодательства. Факт отсутствия на территории здания, сооружения участка территории, позволяющего организовать место накопления отходов производства и потребления в соответствии с требованиями законодательства, подтверждается решением комиссии с участием соответствующего управления административного округа города (пункт 10.2.7.3 Правил).
Крупногабаритные отходы собираются и складируются в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов, и вывозятся по заявкам потребителей либо организаций, обслуживающих жилищный фонд, находящийся на территории города Мурманска, либо самостоятельно потребителями (пункт 10.2.7.5 Правил).
Запрещается: размещение отходов на контейнерной площадке без договора на вывоз и размещение отходов; переполнять контейнеры отходами производства и потребления; размещать отходы на территории, не принадлежащей правообладателям отходов, без передачи права собственности на эти отходы; выбрасывать в контейнеры, размещать на контейнерных площадках и на территории, прилегающей к ней, ртутьсодержащие лампы; самовольно организовывать места размещения отходов производства и потребления и размещать отходы на таких местах; сжигать отходы производства и потребления; загрязнять территорию города отходами производства и потребления; использовать отходы производства и потребления для благоустройства территории (в том числе клумбы, ограждения) (пункт 10.2.7.12 Правил).
Правообладатели обязаны осуществлять содержание объектов и элементов благоустройства (пункт 10.3.1 Правил).
Объекты и элементы благоустройства должны находиться в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии (пункт 10.3.2 Правил).
Правообладатели объектов и элементов благоустройства обязаны производить своевременный ремонт элементов благоустройства, замену их частей, непригодных к дальнейшей эксплуатации (пункт 10.3.3 Правил).
Содержание площадок в соответствии с их функциональным назначением осуществляется их правообладателями (пункт 10.4.1 Правил).
Правообладатели площадок обязаны: производить осмотр площадок в целях выявления дефектов и повреждений элементов благоустройства, размещенных на площадке; осуществлять ремонт, выполнять очистку и покраску элементов благоустройства и (или) их частей; производить демонтаж элементов благоустройства и (или) их частей, непригодных к дальнейшей эксплуатации, а также замену элементов благоустройства, размещенных на площадке (пункт 10.4.2 Правил).
Реконструкция и (или) ремонт фасадов зданий и (или) сооружений, связанные с заменой или устройством отдельных его деталей или элементов (козырьков, навесов, крылец, ступеней, приямков, решеток на окнах, остекления лоджий, балконов, дверных и оконных заполнений, облицовки, оконных, дверных или арочных проемов), окраска фасадов осуществляются в соответствии с архитектурным решением фасада, предусмотренным соответствующей проектной документацией, согласованной в установленном данными Правилами порядке (пункт 10.5.2 Правил).
Правообладатели зданий и сооружений обязаны: систематически проверять состояние фасадов и их отдельных элементов; проверять прочность креплений архитектурных деталей и облицовки, устойчивость парапетных и балконных ограждений; при осмотре фасадов крупноблочных и крупнопанельных зданий контролировать состояние горизонтальных и вертикальных стыков между панелями и блоками; очищать фасады от самовольно размещенных на них объявлений, афиш, рекламных и агитационных материалов, надписей, рисунков, других графических изображений, а также от самовольно размещенных на фасадах предметов и рекламных конструкций; очищать и промывать внутренние и наружные поверхности остекления окон, дверей балконов и лоджий, входных дверей; производить текущий ремонт фасадов, в том числе его отдельных элементов (цоколей, крылец, ступеней, приямков, входных дверей, ворот, цокольных окон, балконов и лоджий, водосточных труб, подоконных отливов), окраску фасадов и их отдельных элементов; производить очистку и содержание в надлежащем состоянии адресных указателей, устройств и оборудования, антенн, размещенных в соответствии с разделом 7 данных Правил; бережно относиться к фасадам, в том числе при производстве строительных работ в процессе переустройства и перепланировки жилых, нежилых помещений в части размещения дополнительного оборудования на фасаде; при проведении перепланировки и капитального ремонта поддерживать существующий архитектурный облик зданий и сооружений в соответствии с проектной документацией по строительству или реконструкции этих зданий и сооружений; не допускать повреждений фасадов, в том числе при производстве строительных работ в части устройства козырьков, навесов, размещения дополнительного оборудования на фасаде (пункт 10.5.4 Правил).
Запрещается: самовольное возведение хозяйственных и вспомогательных построек, в том числе дровяных сараев, будок, гаражей, голубятен, теплиц; осуществление самовольного технического изменения конструкций балконов, лоджий; размещение на зданиях и сооружениях объявлений, афиш, рекламных и агитационных материалов, надписей, рисунков, других графических изображений; изменение архитектуры здания (упразднение, замена одних архитектурных деталей другими (отличными от первоначальных), устройство новых архитектурных деталей, пробивка и заделка проемов, изменение формы и рисунка переплетов окон, лоджий и балконов, изменение цветового решения) без согласования со структурным подразделением администрации города Мурманска, уполномоченным в сфере градостроительства и территориального развития; при перепланировке изменение архитектурного облика объектов капитального строительства в нарушение требований соответствующей проектной документации; применение указателей наименований элементов улично-дорожной сети и номеров объектов адресации (адресные указатели) с отклонением от установленного образца (пункт 10.5.9 Правил).
Соловьева И.В, являясь генеральным директором управляющих организаций на территории города Мурманска, обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом уточнений просила признать недействующими пункты 10.2.2.1, 10.2.3.10, 10.2.4.1, 10.2.4.2, 10.2.4.6, 10.2.4.14, 10.2.5.1, 10.2.5.12, 10.2.5.15, 10.2.5.17, 10.2.5.18, 10.2.5.19, 10.2.6.2, 10.2.6.3, 10.2.7.3, 10.2.7.5, 10.2.7.12, 10.3.1, 10.3.2, 10.3.3, 10.4.1, 10.4.2, 10.5.2, 10.5.4, 10.5.9 Правил.
В обоснование заявленных требований указала, что неоднократно привлекалась как должностное лицо к ответственности, предусмотренной пунктами 2, 3 статьи 2 Закона Мурманской области от 6 июня 2003 года N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 401-01-ЗМО) за несоблюдение оспариваемых положений Правил в отношении общего имущества собственников многоквартирных домов, находящихся в ведении управляющих организаций.
Полагает, что оспариваемые положения Правил нарушают её права и законные интересы, поскольку полностью дублируют обязанности, возложенные на управляющую организацию нормативными правовыми актами федерального уровня, тем самым допускают возможность привлечения за одни и те же деяния к административной ответственности, предусмотренной как Законом N 401-01-ЗМО, так и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, несмотря на то, что деятельность управляющих организаций подконтрольна исключительно органу регионального государственного лицензионного контроля (том 2, л.д. 96-104, 210-211).
Решением Мурманского областного суда от 27 января 2023 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Соловьева И.В. просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
На апелляционную жалобу Советом депутатов города Мурманска и участвовавшим в деле прокурором представлены возражения.
Представитель административного ответчика в судебном заседании просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Прокурор дал заключение о законности обжалуемого судебного акта.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, проверив административное дело, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения по следующим основаниям.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции на день принятия Решения, далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 463-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральный закон N 131-ФЗ дополнен статьёй 45.1, согласно части 1 которой правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
В силу части 1 статьи 1, части 1 статьи 30, пункта 38 части 1 статьи 36 Устава муниципального образования городского округа города-героя Мурманска город Мурманск - муниципальное образование, наделенное статусом городского округа.
Совет депутатов города Мурманска является представительным органом города Мурманска, к полномочиям которого относится утверждение правил благоустройства территории города.
Суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу, что Правила и указанные изменения утверждены в пределах предоставленных полномочий Совету депутатов города Мурманска, с соблюдением порядка принятия, введения в действие, в том числе правил опубликования.
Рассматривая доводы административного иска о противоречии оспариваемых положений Правил нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об отсутствии такого противоречия.
В силу пунктов 36, 37 статьи 1, части 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий; прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Согласно части 2 статьи 45.1 Федерального закона N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок; обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; организации стоков ливневых вод; порядка проведения земляных работ; участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации; праздничного оформления территории
муниципального образования; порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.
Выводы суда первой инстанции не противоречат указанным правовым нормам федерального законодательства, из содержания которых со всей очевидностью вытекает обязанность лиц, ответственных за эксплуатацию зданий, строений, сооружений, по их содержанию, а также по содержанию прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Кроме того, оспариваемые пункты 10.2.5.12, 10.2.5.18, 10.2.6.3 Правил содержат ссылку на постановление Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", а пункт 10.2.6.3 Правил содержит ссылку также на постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" даны разъяснения, согласно которым разрешая вопрос о соблюдении органом или должностным лицом компетенции при издании оспариваемого нормативного правового акта, следует учитывать, что воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.
Таким образом, доводы административного истца о дублировании оспариваемыми положениями Правил обязанностей, возложенных нормативными правовыми актами федерального уровня, основанием для удовлетворения заявленных требований не являются.
Доводы административного истца относительно того, что оспариваемые положения Правил за их нарушение допускают возможность привлечения к административной ответственности, предусмотренной как Законом N 401-01-ЗМО, так и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях являются ошибочными, поскольку Правила сами по себе административной ответственности за их нарушение не устанавливают.
Такая ответственность установлена статьёй 2 Закона N 401-01-ЗМО, которая предметом спора по настоящему делу не является.
Доводы апелляционной жалобы о неопределённости оспариваемых норм являются несостоятельными, поскольку из толкования данных норм, в том числе системного и буквального не следует, что они вызывают неоднозначное толкование.
Выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалованном решении, о законности оспариваемых нормативных положений, которые не нарушают прав и законных интересов административного истца в указанном им аспекте, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству. Утверждения в апелляционной жалобе о необоснованности таких выводов суда направлены на их переоценку, основаны на ошибочном толковании норм материального права и не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения суда.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мурманского областного суда от 27 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соловьевой Инны Васильевны - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Мурманский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.