Судья Второго апелляционного суда общей юрисдикции Кошелева И.Л., рассмотрев, без проведения судебного заседания, частную жалобу Бисултановой Надежды Степановны на определение судьи Курганского областного суда от 15 мая 2023 года об отказе в принятии административного искового заявления Бисултановой Надежды Степановны к ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка, в размере рыночной (материал 9а-14/2023),
УСТАНОВИЛА:
Бисултанова Надежда Степановна обратилась в Курганский областной суд с административным иском к ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2 416 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере рыночной стоимости по состоянию на 11 августа 2022 года в размере 2 273 000 рубля.
Определением судьи Курганского областного суда от 15 мая 2023 года в принятии административного искового заявления Бисултановой Н.С. отказано по основаниям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, истцу возвращена оплаченная при подаче искового заявления государственная пошлина в размере 300 рублей.
В частной жалобе Бисултанова Н.С. просит указанное определение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным при неправильном применении норм материального права.
В жалобе указано, что требования о предоставлении необходимого пакета документов в Бюджетное учреждение, в том числе отчета об оценке, согласно которому рыночная стоимость земельного участка составляет 2 273 000 рубля, ею были выполнены. По независящим от нее причинам административный ответчик не рассмотрел ее заявление по существу, а возвратил его. По мнению подателя жалобы, указанное обстоятельство не может являться основанием для отказа в принятии ее иска судом, поскольку в противном случае она будет лишена возможности оспорить кадастровую стоимость земельного участка, установленную в размере 8 554 210 рублей за период с 11 августа 2022 года по 31 декабря 2022 года.
Частная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции по правилам, установленным главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения судебного заседания, судьей единолично (части 2, 2.1. статьи 315 КАС РФ).
Изучив представленные материалы, оценив доводы частной жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены определения суда от 15 мая 2023 года.
Как следует из представленных материалов, судья отказал в принятии административного искового заявления Бисултановой Н.С. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости к производству Курганского областного суда по тем основаниям, что ею не обжалуется ни решение ГБУ ОРС-45/2023/000017 от 20 января 2023 года, ни решение ГБУ о возврате повторного заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленных материалов следует, что Бисултанова Н.С. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2 416 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", кадастровая стоимость которого по состоянию на 11 августа 2022 года была установлена в размере 8 554 210, 40 руб.
Решением ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" от 20 января 2023 года Бисултановой Н.С. было отказано в пересмотре указанной кадастровой стоимости и установлении ее в размере рыночной - 1 937 000 рубля, определенной в отчете об оценке N276-12/2022 по состоянию на 11 августа 2022 года по тем основаниям, что отчет об оценке не соответствует требования законодательства об оценочной деятельности.
Указанное решение Бюджетного учреждения Бисултановой Н.С. в судебном порядке не обжаловалось.
После исправления недостатков в отчете об оценке Бисултанова Н.С. вновь обратилась к ответчику с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, при этом просила установить ее в размере рыночной стоимости- 2 273 000 рубля, определенной в отчете об оценке N276-12/2022-2 также по состоянию на 11 августа 2022 года.
4 мая 2023 года ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" возвратил заявление Бисултановой Н.С. без рассмотрения, поскольку оно подано по истечении 6 месяцев с даты, по состоянию на которую определена рыночная стоимость объекта -11 августа 2022 года, а исправленный отчет об оценке не отвечает требованиям ст.21.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В настоящем деле Бисултанова Н.С, не оспаривая действия административного ответчика, просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N - 8 554 210, 40 руб. в размере ее рыночной стоимости по состоянию на 11 августа 2022 года - 2 273 000 рублей.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменений в Федеральный закон N237-ФЗ и введен новый механизм установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, путем введения статьи 22.1 "Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости".
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ до 1 января 2023 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в частности, предусмотрено, что в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости; в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения - до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" не применяются; с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации: применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости и не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"; рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ, Постановлением Правительства Курганской области от 23 декабря 2020 года N443 "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22-1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Курганской области - 1 января 2021 года.
Таким образом, с указанной даты, для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Курганской области и учтенных в ЕГРН, в размере их рыночной стоимости, применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", и не могут применяться ни положения статьи 22 указанного Федерального закона, ни положения 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривается, что кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей) (пункт 1).
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (пункт 15).
Таким образом, установленный статьей 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке порядок рассмотрения заявлений является внесудебным порядком установления кадастровой стоимости, несоблюдение которого влечет последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому суд отказывает в принятии административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости, как не подлежащего рассмотрению в суде.
После перехода в субъекте к применению положений ст.22.1 Закона о государственной кадастровой оценке требования о пересмотре кадастровой стоимости и установлении ее в размере рыночной стоимости не носят самостоятельного характера и могут быть заявлены только одновременно с требованиями об оспаривании решения бюджетного учреждения об отказе в пересмотре кадастровой стоимости.
Как следует из представленных материалов, заявляя требования о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N установлении ее в размере рыночной стоимости по состоянию на 11 августа 2022 года в размере 2 273 000 рубля, Бисултанова Н.С. требований об оспаривании решения ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" не заявляет, что препятствует рассмотрению в судебном порядке заявленных требований.
Указанные выводы суда первой инстанции согласуются с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), в котором разъяснено, что в случае подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (заявление не подлежит рассмотрению в судах) (ответ на вопрос N 9).
Кроме того, как следует из представленных документов, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость является архивной, поскольку с 1 января 2023 года применяется новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная в размере 2 173 488, 02 рубля.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы о том, что Бисултанова Н.С. сохраняет право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для уплаты земельного налога за 2022 год, не влияют на правильность оспариваемого определения, поскольку архивная кадастровая стоимость, установленная на основании Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ или на основании положений ст.22 Федерального закона N237-ФЗ может быть оспорена на основании указанных законов в том случае, если она была установлена до вступления в законную силу Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ и до перехода в субъекте к применению положений ст.22.1 Федерального закона N237-ФЗ.
Между тем, оспариваемая Бисултановой Н.С. архивная кадастровая стоимость земельного участка в размере 8 554 210 руб.40 коп, установленная по состоянию на 11 августа 2022 года была установлена после перехода Курганской области к применению положений ст.22.1 Федерального закона N237-ФЗ, то есть к ее оспариванию положения Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ и ст.22 Федерального закона N237-ФЗ не применимы.
Положения ст.22.1 Федерального закона N237-ФЗ не предусматривают возможности оспаривания архивной кадастровой стоимости.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в принятии административного искового заявления Бисултановой Н.С.
Руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Второй апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение судьи Курганского областного суда от 15 мая 2023 года оставить без изменения, частную жалобу Бисултановой Надежды Степановны без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в соответствующий суд кассационной инстанции.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.