Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Власенко И.Г. рассмотрев по правилам ч. 10 ст. 379.5 ГПК РФ гражданское дело по АО "Управление по обращению с отходами" к Мировицкой Галине Алексеевне о взыскании задолженности по оплате за обращение с твердыми коммунальными отходами, пени
по кассационной жалобе Мировицкой Галины Алексеевны на решение мирового судьи судебного участка N 27 г. Южно-Сахалинска Сахалинской области от 15 августа 2022 года и апелляционное определение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 13 февраля 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
АО "Управление по обращению с отходами" обратилось с иском к Мировицкой Г.А. о взыскании задолженности по оплате за обращение с твердыми коммунальными отходами в размере 5 399 руб. 30 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пени в размере 205 руб. 08 коп, расходов по уплате госпошлины в сумме 400 руб.
В обоснование требований истец указал, что Мировицкая Г.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". На основании приказа Министерства природы и охраны окружающей среды Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ N АО "Управление по обращению с отходами" определено региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) Ответчик не производит оплату за услуги ТКО, в связи с чем, образовалась задолженность в размере 5 399 руб. 30 коп, пени в размере 205 руб. 08 коп.
В последующем, истец уменьшил размер исковых требовании, в окончательной редакции просил взыскать задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 565 руб. 84 коп, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 187 руб. 43 коп.
Решением мирового судьи судебного участка N 27 г. Южно-Сахалинска Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ с Мировицкой Г. А. в пользу АО "Управление по обращению с отходами" взыскана задолженность за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 565 руб. 84 коп, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 187 руб. 43 коп.
Апелляционным определением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 13 февраля 2023 года решение мирового судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Мировицкая Г.А. просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, согласно которым у нее отсутствует заключенный договор на вывоз ТКО, она не проживает в спорном жилом помещении в связи с некачественным водоснабжением.
В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Положения части 3 статьи 30 ЖК РФ возлагают на собственника жилого помещения бремя его содержания, которое, в т.ч. по уплате коммунальных платежей, в силу ч.2 ст. 153 ЖК РФ, возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Согласно ч.4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО. В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.
Из материалов дела и судом установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Мировицкая Г.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". По сведениям лицевого счета жилого помещения N на нем значится задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начислена пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Наличие задолженности по оплате ответчиком не оспаривается.
Согласно сведений Отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Сахалинской области Мировицкая Г.А. зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Судом установлено и подтверждается представленными в материалы дела документами, что АО "Управление по обращению с отходами", как региональный оператор, разместил на своем официальном сайте предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с чем согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь абз. 16 ст. 6, п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. п. 4, 8(17) - 8(19) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, п. 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ правильно указал, что из совокупного анализа указанных норм можно сделать вывод, что в силу своей публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя.
Как следует из материалов дела приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области от 19.12.2017 N73 АО "Управлению по обращению с отходами" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Сахалинской области на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пунктам 8(17) - 8(19) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В указанных случаях договоры на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками и региональным оператором считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО региональным оператором.
Приведенные Мировицкой Г.А. в кассационной жалобе доводы о том, что она не пользуется указанными услугами в связи с временным отсутствием в жилом помещении не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и не противоречат обстоятельствам дела.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по ТКО, регулируется положениями ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).
С учетом положений жилищного законодательства, в том числе Правил N 354, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении N 2 к Правилам N 354, применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 22.11.2018 N555 "Об особенностях определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами" размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определен на территории Сахалинской области исходя из общей площади жилого помещения.
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и случаях, которые утверждаются Правительством РФ (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).
Отсылочная норма пункта 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает, что перерасчет платежей за период временного отсутствия граждан производится в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Данный порядок изложен в разделе VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N354.
Пунктами 86, 86 (1), 90, 91 Правил предусмотрена возможность перерасчета платы при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии в жилом помещении потребителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами согласно приложению N 4.
Основанием для такого перерасчета является подача гражданином заявления о перерасчете, в котором указываются сведения о временно отсутствующих лицах, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.
Из изложенного следует, что обязанность по подтверждению факта отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан лежит на собственнике жилого помещения, который вправе предоставить те документы, которые, по его мнению, подтверждают факт и продолжительность отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан (перечень таких документов открытый).
Исполнитель коммунальной услуги в свою очередь вправе проверить подлинность, полноту и достоверность таких документов, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации. При наличии сомнений в достоверности или достаточности предъявляемых документов исполнитель коммунальной услуги вправе установить соответствующий факт в судебном порядке.
С таким заявлением о перерасчете ответчик не обращалась и сведений, подтверждающих проживание по иному адресу, отличному от места регистрации не представляла. Приведенный в жалобе довод о рассмотрении дела мировым судьей судебного участка N 27 к таким доказательствам не относится.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых постановлений суда кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение мирового судьи судебного участка N 27 г. Южно-Сахалинска Сахалинской области от 15 августа 2022 года и апелляционное определение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 13 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мировицкой Г.А. - без удовлетворения.
Судья И.Г. Власенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.