Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Дойче Велле (Немецкая волна) Араповой Галины Юрьевны на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 июня 2022 года (дело N 2а-1091/2022), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 01 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Дойче Велле (Немецкая волна) к Министерству юстиции Российской Федерации об оспаривании решения о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранных агентов.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав возражения представителя Министерства юстиции Российской Федерации по доверенности Колоскова Е.О. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации (далее по тексту - Минюст России, административный ответчик) от 28 марта 2022 года N 3231-р Дойче Велле (Немецкая волна) включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Считая указанное распоряжение незаконным, телерадиокомпания Дойче Велле (Немецкая волна) обратилась в суд с административным иском об отмене названного распоряжения и возложении обязанности на Минюст России исключить её из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Требования мотивированы тем, что оспариваемым распоряжением нарушатся права и законные интересы телерадиокомпании, в частности, право на свободу выражения мнения, распространение информации. Распоряжение ограничивает профессиональную деятельность и создает препятствия для её осуществлении, противоречит основополагающим принципам международного права, дискредитирует телерадиокомпанию и носит политический характер.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 июня 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 01 марта 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Дойче Велле (Немецкая волна) - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Дойче Велле (Немецкая волна) по доверенности Арапова Г.Ю. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам административного дела.
Определением судьи Второго кассационного, суда общей юрисдикции от 15 мая 2023 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав возражения представителя административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ в Минюст России из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее по тексту - Роскомнадзор) поступила информация, согласно которой сайт Deutsche Welle (https//www.dw.com, информация о владельце доменного имени не выявлена), не зарегистрирован как средство массовой информации на территории Российской Федерации, является сайтом федеральной немецкой международной общественной телерадиокомпании.
Сайт Deutsche Welle поддерживается на 30 языках: источник располагает корреспондентской сетью в крупных городах Германии и других странах Евросоюза, а также в целевых регионах, к которым, в первую очередь, относятся Россий, Белоруссия и Украина. В русской редакции работает около 50 штатных и внештатных сотрудников.
Центральный офис DW расположен в Бонне (Германия), основная студия - в Берлине (Германия).
Учредитель - Deutsche Welle, финансируется из государственного бюджета Германии (https://www.dw.com/en/who-fmances-deutsche-welle/a- 36767785).
В России также распространяются два телеканала "Немецкой волны": "DW Deutsch" (ЭЛ N ФС 77 - 68406 от 27 января 2017 года) и "DW-TV (ДВ-ТВ)" (ЭЛ N ФС 77 - 70361 от 13 июля 2017 года).
Телеканалы распространяются в сети кабельных и спутниковых операторов.
Deutsche Welle распространяет (распространяло) сообщения и материалы для неограниченного круга лиц на русском языке на следующих ресурсах: интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, https://www.dw.com/ru/; "Facebook" https://www.facebook.com/dw.russian/ - более 475 тыс. подписчиков; "ВКонтакте" https://vk.com/dw - более 32, 9 тыс. подписчиков, страница не обновляется с мая 2020 года; "ВКонтакте" https://vk.com/public3929260 - более 21, 5 тыс. подписчиков; "YouTube" https://www.youtube.com/dwrussian - более 898 тыс. подписчиков; "YouTube" https://www.youtube.eom/c/dwrussianreporter/featured -более 153 тыс. подписчиков; "Twitter" https://twitter.com/dw_russian - более 257, 9 тыс. подписчиков; "Instagram" https://www.instagram.com/dw_ekologia/ - более 10, 3 тыс. подписчиков; "Telegram" https ://t.me/dwrussian - более 33, 6 тысяч подписчиков.
04 февраля 2022 года в Минюст России поступило письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу, содержащее информацию об осуществлении перечислений иностранной организацией "Deutsche Welle" (Германия, Kurt- Schumacher-Strasse 3, 53113 Bonn), а также её представительством, Дойче Велле (немецкая волна) - Корпункт Телерадиокомпании (ИНН 9909148378), денежных средств российским юридическим и физическим лицам.
На основании приведенных сведений и положений частей 3 и 7 статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" оспариваемым распоряжением Минюста России от 28 марта 2022 года N 323-р Deutsche Welle (Германия, Kurt-Schumacher-Strasse 3, 53113 Bonn) включено в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Соответствующее уведомление направлено административному истцу.
Включение Deutsche Welle (Германия, Kurt-Schumacher-Strasse 3, 53113 Bonn) в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, согласовано с Министерством иностранных дел Российской Федерации, что подтверждено письмом от 29 марта 2022 года N 11-34411/22.
Информация о включении Deutsche Welle в реестр размещена на официальном сайте Минюста России.
30 марта 2022 года в адрес административного истца направлено уведомление о включении его в реестр. Названным уведомлением Deutsche Welle информирована об оспариваемом распоряжении с разъяснением установленных законодательством требований.
Разрешая административный спор, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение уполномоченного органа государственной власти основано на законе, принято в пределах предоставленных полномочий при наличии к тому оснований, с соблюдением процедуры принятия распоряжения без нарушения прав и законных интересов административного истца. При этом суд установил, что Дойче Велле (Немецкая волна) создала и распространила предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", получив денежные средства из иностранного источника.
С выводами суда согласился суд апелляционной инстанции, признав их верными, основанными на правильном применении норм материального, с соблюдением норм процессуального права, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права, с соблюдением норм процессуального права.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Пунктом 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.
Вместе с тем, осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.
Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29 Конституции).
Законом Российской Федерации от 27 декабря 1919 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее по тексту - Закон о СМИ) установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации (статья 29).
В силу статьи 6 Закона о СМИ юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников (часть 3).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (часть 5).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из нег; информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно которому Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года N 216 утвержден Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее по тексту - Порядок).
Пунктом 9 названного Порядка предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 8, 9, 14 названного Порядка, решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Таким образом, с учётом требований части 6 статьи 6 Закона о СМИ решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 6 Закона о СМИ иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны в соответствии с действующим законодательством: сопровождать материалы, издаваемые и (или) распространяемые ими, вне зависимости от формы и способа распространения на территории Российской Федерации, указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента; представлять документы, содержащие отчёт о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников (один раз в полгода); документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников (ежеквартально); один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей, деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган; в течение одного месяца со дня признания физического лица, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом Минюст России. Иных обязанностей на истца не возлагается.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 8 апреля 2014 года N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, наименование организации и др.", возложение на некоммерческие организации, получающие иностранное финансирование и участвующие в политической деятельности на территории Российской Федерации, обязанности в уведомительном порядке заявить о себе в качестве некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, по смыслу статей 2, 18, 24 (часть 2), 29 (часть 4) и 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как несовместимое с конституционными целями и ценностями, поскольку оно направлено на обеспечение информированности всех заинтересованных лиц об участии иностранных субъектов (государств, организаций или индивидов) в денежной и (или) иной материальной поддержке некоммерческих организаций, принимающих участие в политической деятельности, имеющей целью оказание воздействия на содержание решений органов государственной власти и проводимую ими государственную политику, а также на формирование соответствующего общественного мнения.
Учитывая, что получение некоммерческими организациями денежных средств и иного имущества от иностранных источников не исключает возможности их использования для оказания влияния на государственные органы Российской Федерации в интересах таких источников, законодательное выделение некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, согласуется также с положениями Конституции Российской Федерации о суверенной государственности России и о признании носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонационального народа (преамбула; статья 3, часть 1).
Оснований полагать, что приведенные выше нормы права применены судами обеих инстанций неверно, не имеется.
Принимая во внимание установленный факт распространения информации, предназначенной для неопределённого круга лиц, а также факт иностранного финансирования, у Министерства юстиции Российской Федерации имелись законные основания для принятия оспариваемого распоряжения от 28 марта 2022 года N 323-р о включении Дойче Велле (немецкая волна) в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая правовая оценка судами обеих инстанций при исследовании доказательств в ходе судебных разбирательств, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
С учётом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 01 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Дойче Велле (Немецкая волна) Араповой Г.Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.