Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ульянкина Д.В, судей Смирновой Е.Д, Иванова Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Виноградова Сергея Валерьевича по доверенности ФИО1 на решение Пресненского районного суда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные по административному делу N по административному исковому заявлению Виноградова Сергея Валерьевича к Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Виноградов С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) и просил признать незаконным бездействие, выразившееся в не перечислении денежных средств в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" во исполнение ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе военнослужащих) для выплаты жилищной субсидии административному истцу, обязать обеспечить денежными средствами ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" для дальнейшей передачи денежных средств Виноградову С.В.
В обоснование ссылался на то, что решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" от ДД.ММ.ГГГГ принят на учет нуждающихся в жилых помещениях для семьи, состоящей из трех человек. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" с заявлением о перечислении жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемую в соответствии со статьей 15 Федерального закона N76-ФЗ. До настоящего времени денежные средства не поступили. Считает, что таким бездействием ему созданы препятствия в осуществлении права на получение жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения судебной коллегией по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции 26 мая 2023 года, представитель административного истца Виноградова С.В. ставит вопрос об отмене вынесенных судебных актов по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административного истца по доверенности ФИО7 кассационную жалобу поддержал и просил ее удовлетворить.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, поступившие письменные возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом споре таких нарушений судами не допущено.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств Федерального бюджета.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (часть 2).Указанные положения закона воспроизведены в пункте 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N1280. При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 Порядок предоставления жилищной субсидии также разработан в целях реализации прав военнослужащих, гарантированных им статьей 15 Закона о статусе военнослужащих.
В силу разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года) право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, подлежит реализации в порядке очередности.
Право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в данном случае - Минобороны России, самостоятельно осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, в том числе на выплату жилищной субсидии военнослужащим Западного военного округа.
Из материалов дела следует, что решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ N Виноградов С.В. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания семьей, состоящей из трёх человек.
ДД.ММ.ГГГГ Виноградов С.В. обратился в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России с заявлением о перечисление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемую в соответствии со статьей 15 Закона о статусе военнослужащих.
Приказом начальника военной академии ВКС от ДД.ММ.ГГГГ N Виноградов С.В. был уволен с военной службы в запас.
Решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ N/В внесены изменения в учетные данные Виноградова С.В. в части состава семьи 4 человека.
Сведения о Виноградове С.В. содержатся в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильем для постоянного проживания.
По сведениям, предоставленным Минобороны России, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в очереди на выплату жилищной субсидии с датой принятия на учет ранее ДД.ММ.ГГГГ состоит 2426 военнослужащих, проходящих военную службу на территории Западного военного округа, и 252 военнослужащих в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением.
Виноградов С.В. право на внеочередное обеспечение жильем не имеет.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований. При этом право Виноградова С.В. на получение жилищной субсидии административным ответчиком не оспаривалось, а ее получение осуществляется в порядке очередности в рамках финансирования данной статьи расходов на очередной финансовый год.
Приведенные выше выводы судов двух инстанций являются верными, так как соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении соответствующих норм законодательства о статусе военнослужащих, жилищного законодательства.
В этой связи правовых оснований не согласиться с приведенными выше выводами судов по доводам, изложенным в кассационной жалобе административного истца, судебная коллегия не усматривает.
Кроме того, кассационная жалоба не содержит ссылок на какие-либо юридически значимые обстоятельства, которые не были бы установлены и учтены судами при разрешении административного искового заявления и могли бы свидетельствовать о незаконности принятых по делу решения и апелляционного определения по мотивам несоответствия изложенных в них судами выводов фактическим обстоятельствам дела.
Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пресненского районного суда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца Виноградова Сергея Валерьевича по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.