Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ульянкина Д.В, судей Смирновой Е.Д, Иванова Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Винниченко Татьяны Викторовны - адвоката ФИО2 на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные по административному делу N по административному исковому заявлению Винниченко Татьяны Викторовны к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным распоряжения о признании иностранным агентом.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Винниченко Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Минюсту России о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ о признании незарегистрированного общественного объединения "Московский комьюнити-центр для ЛГБТ+", в котором она является руководителем, иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента и об исключении сведений о "Московский комьюнити-центр для ЛГБТ+" (далее - Центр) из указанного реестра.
Требования мотивированы тем, что внесение общественного объединения в список иностранных агентов является необоснованным вмешательством в право свободно выражать свое мнение и распространять информацию. Ограничение прав не объясняется защитой каких-либо конституционно охраняемых ценностей и интересов, а носят исключительно политический характер. Сопровождение любых сообщений и материалов указанием на то, что они распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и применение к ней законодательства о средствах массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, свидетельствуют о нарушении принципа равенства. Считает, что принятие такого решения обусловлено политической мотивацией.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения судебной коллегией по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции 29 мая 2023 года, представитель административного истца Винниченко Т.В. - адвокат ФИО2 ставит вопрос об отмене вынесенных судебных актов по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административного ответчика по доверенности ФИО6 возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом споре таких нарушений судами не допущено.
Частями 3, 7 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) предусмотрено, что юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации,
выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.
Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.Согласно абзацу 3 подпункта 1 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций является Минюст России.
Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента утвержден Приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года N 216.
В соответствии с пунктами 8, 9, 14 указанного Порядка решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее 11 реестр), а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года N 216 (далее - Порядок), предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, общественное объединение "Московский комьюнити-центр для ЛГБТ+" не зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц. Винниченко Т.В. является директором Центра, ранее возглавляла Совет Межрегионального общественного движения "Российская ЛГБТ-сеть", Архангельскую ЛГБТ-организацию "Ракурс".
Из материалов дела следует, что он является правозащитной незарегистрированной организацией, предлагающей эффективные методы преодоления стигмы по признаку СОГИВ (сексуальной ориентации, гендерной идентичности и выражения) и создающая благоприятную среду для развития ЛГБТ+ и других инициатив, которые разделяют ценности Центра и формируют общество, приветствующее разнообразие, построенное на уважении прав личности независимо от СОГИВ, и свободное от всех форм социальной дискриминации. В сети Интернет на сайтах Центра размещается информация о политической деятельности данной организации, публиковались статьи с примерами притеснений со стороны государственных органов сексуальных меньшинств, что формирует у читателя негативную оценку действий государственных органов. Центром осуществляется сбор сведений о дискриминации по признакам сексуальной ориентации, гендерной идентичности и самовыражения. С целью сбора активистами информации о случаях нарушения прав приверженцев нетрадиционных сексуальных отношений ДД.ММ.ГГГГ Центром опубликован соответствующий материал. Администраторами ресурса опубликованы статьи политического характера об уголовном деле "Пусси Райт", протесте изменениям в Конституцию Российской Федерации по закреплению традиционных семейных ценностей.
По сведениям, полученным из Главного управления Минюста России по г. Санкт-Петербургу, руководитель Центра - Винниченко Т.В. получила денежные средства в размере 11 693 рубля со счета Благотворительного фонда социально-правовой помощи "Сфера" (далее - Фонд), включенного Минюстом России ДД.ММ.ГГГГ в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, как плату по договору оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, при этом Фонд является финансовым оператором Межрегионального общественного движения "Российская ЛГБТ-сеть" (ДД.ММ.ГГГГ включен Минюстом России в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента).
Проанализировав вышеприведенную информацию, Минюст России ДД.ММ.ГГГГ вынес распоряжение о внесении Центра в Реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца, при этом установив, что оспариваемое решение принято административным ответчиком в пределах его компетенции, с соблюдением установленного порядка. Выводы суда основаны на совокупности представленных доказательств. Нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе о том, что решение Министерства юстиции РФ нарушает права административного истца, были тщательно исследованы, при этом суд пришел к выводу о соблюдении прав административного истца со стороны административного ответчика.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой и апелляционной инстанций, были предметом судебного разбирательства, им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой у суда кассационной инстанции оснований не имеется, они направлены на переоценку установленных обстоятельств, на иное толкование норм права, и не являются основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Нарушений процессуального закона влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами также не допущено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца Винниченко Татьяны Викторовны - адвоката ФИО2 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.