Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Курчевской С.В, Байбакова М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Садовниковой Светланы Ивановны к следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области о признании решения незаконным, признании права на назначение пенсии по выслуге лет, возложении обязанности (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1414/2022)
по кассационной жалобе Садовниковой Светланы Ивановны на решение Октябрьского районного суда г. Иваново от 28 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 18 января 2023 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, объяснения представителя Садовниковой Светланы Ивановны ФИО14, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Садовникова С.И. обратилась в суд с иском к следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области (далее по тексту - СУ СК России по Ивановской области), в котором просила суд признать незаконным отказ СУ СК России по Ивановской области в назначении пенсии по выслуге лет на основании п."б" ч.1 ст.13 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1, изложенный в письме от 21 апреля 2022 г. N218-22-2022, - обязать СУ СК России по Ивановской области включить в стаж службы, необходимый для назначения истцу пенсии в соответствии с п."б" ч.1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1, время обучения истца до поступления на службу в Ивановском ордена "Знак почета" энергетическом институте имени В.И. Ленина в пределах пяти лет (с 1 сентября 1984 г. по 30 июня 1989 г.) из расчета два месяца учебы за один месяц службы, то есть 2 года 5 месяцев; период работы истца в должности заместителя начальника отдела финансового и материально-технического обеспечения в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ивановской области с 28 мая 2009 г. по 23 августа 2009 г. (2 месяца 25 дней); период работы истца в должности заместителя начальника отдела планирования труда, финансового, бухгалтерского учета и отчетности в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ивановской области с 24 августа 2009 г. по 14 января 2011 г. (1 год 3 месяца 20 дней); период работы истца в должности заместителя руководителя финансово-экономического отдела в СУ СК России по Ивановской области с 15 января 2011 г. по 15 декабря 2011 г. (И месяцев 00 дней), - обязать СУ СК России по Ивановской области назначить Садовниковой С.И. пенсию по выслуге лет в соответствии с п."б" ч.1 ст.13 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1 с 31 марта 2022 г, - взыскать с СУ СК России по Ивановской области в пользу Садовниковой С.И. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб, почтовые расходы.
Исковые требования мотивированы тем, что Садовникова С.И. проходила службу в СУ СК России по Ивановской области в должности заместителя руководителя финансово-экономического отдела. Приказом от 30 марта 2022 г. N200-к освобождена от замещаемой должности и уволена по сокращению штата работников в соответствии с п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации. На дату увольнения истец достигла 54 летнего возраста, общий трудовой стаж составил 32 года 2 месяца 17 дней (без учета периода учебы). Стаж службы в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ивановской области, в СУ СК России по Ивановской области составил с 29 декабря 2007 г. по 30 марта 2022 г. или 14 лет 3 месяца.
Полагая, что на день увольнения она имела право на назначение пенсии в соответствии с положениями п."б" ч.1 ст.13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон РФ от 12.02.1993 N4468-1), 8 апреля 2022 г. Садовникова С.И. обратилась с заявлением в СУ СК России по Ивановской области о назначении пенсии по выслуге лет, надбавки к пенсии в соответствии п."б" ч.1 ст.13 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1. Письмом СУ СК России по Ивановской области от 21 апреля 2022 г. N218-22-2022 в назначении пенсии за выслугу лет истцу отказано со ссылкой на отсутствие необходимого срока службы в органах Следственного комитета России. Как следует из письма, в срок службы, дающий право на назначение пенсии Садовниковой С.И, включен период службы в должности заместителя руководителя финансово-экономического отдела СУ СК России по Ивановской области с 16 декабря 2011 г. по 30 марта 2022 г. - 10 лет 3 месяца 14 дней, остальные периоды включены не были. Истец полагает, что отказ СУ СК России по Ивановской области в назначении пенсии за выслугу лет является незаконным, нарушающим права истца на пенсионное обеспечение и подлежит отмене.
Решением Октябрьского районного суда г. Иваново от 28 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 18 января 2023 года, в удовлетворении исковых требований Садовниковой С.И. отказано.
В кассационной жалобе Садовникова С.И. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что при рассмотрении иска судом необоснованно не применены положения ч.3 ст. 11 ГПК РФ (аналогия закона). Поскольку Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1, Федеральный закон от 29.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете РФ", подзаконные нормативные правовые акты, не содержат прямого и четкого указания на то, какие периоды службы (работы, обучения) засчитываются в выслугу лет для назначения пенсий в соответствии с п. "б" ч.1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 сотрудникам органов прокуратуры, Следственного комитета РФ, то при рассмотрении иска Садовниковой С.И. судами должны были быть применены общие положения п. "а" ч.1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1. Полагает, что данный вывод следует из системного толкования положений ст. 1, 5, п.п. "а", "б" ч.1 ст.13, ст.18 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1.
Кроме того, необоснованно в специальный стаж (выслугу лет) истца, дающий право на назначение пенсии по п. "б" 4.1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, не включен период службы в органе прокуратуры - в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ивановской области в должностях заместителя начальника отдела финансового и материально-технического обеспечения, заместителя начальника отдела планирования труда, финансового, бухгалтерского учета и отчетности с 28.05.2009 по 14.01.2011.
Полагает, что замещение должности заместителя руководителя структурного подразделения следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ является замещением должности "прокуроров и следователей". Лицо, замещающее должность заместителя руководителя структурного подразделения следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ имеет право на включение периода замещения указанной должности в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. "б" ч.1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1.
Указывает, что несостоятельными являются выводы судов о том, что период работы истца в должности заместителя начальника финансово-экономического отдела с 15.01.2011 по 15.12.2011 СУ СК России по Ивановской области не подлежит включению в специальный стаж (выслугу лет), поскольку служба в указанной должности не предусматривала получения специального звания, данная должность относилась к должности федеральной гражданской службы. Также полагает, что подлежал включению в выслугу лет период обучения.
Судебное заседание в суде кассационной инстанции по настоящему делу было назначено на 06 июня 2023 года в 11.20 час, затем в судебном заседании был объявлен перерыв до 22 июня 2023 года в 11.00 час.; 22 июня 2023 года дело было рассмотрено судом кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 29 декабря 2007г. Садовникова С.И. принята на федеральную государственную гражданскую службу и назначена на должность ведущего специалиста отдела финансового и материально-технического обеспечения следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Ивановской области. 1 июля 2008 г. истцу присвоен первый классный чин - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса. 28 мая 2009 г. истец переведена на должность заместителя начальника отдела финансового и материально-технического обеспечения. 24 августа 2009 г. Садовникова С.И. переведена на должность заместителя начальника отдела планирования труда, финансового, бухгалтерского учета и отчетности. 14 апреля 2010 г. истцу присвоен классный чин государственный советник РФ 3 класса.
В соответствии с приказом Следственного комитета Российской Федерации от 15 января 2011 г. N21-кш "О создании следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области, утверждении его структуры и штата" на базе следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Ивановской области создано СУ СК России по Ивановской области, являющееся правопреемником следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Ивановской области. 15 января 2011 г. истец назначена на должность заместителя начальника финансово-экономического отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области. 15 декабря 2011 г. Садовникова С.И. освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с переводом на государственную службу иного вида. 16 декабря 2011 г. истец принята на федеральную государственную службу и назначена на должность заместителя руководителя финансово-экономического отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области. 1 сентября 2015 г. ей присвоено первое специальное звание - лейтенант юстиции.
С 27 августа 2017 г. истцу присвоено очередное специальное звание - старший лейтенант юстиции. 27 августа 2020 г. истцу присвоено очередное специальное звание - капитан юстиции.
Как следует из приказа руководителя СУ СК России по Ивановской области от 30 марта 2022 г. N200-к "О прекращении трудового договора и увольнении С.И. Садовниковой" истец освобождена от занимаемой должности заместителя руководителя финансово-экономического отдела СУ СК России по Ивановской области и уволена с расторжением трудового договора в связи с организационно-штатными мероприятиями - сокращением штата (пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации). 8 апреля 2022 г. Садовникова С.И. обратилась в СУ СК России по Ивановской области с заявлениями о назначении ей пенсии за выслугу лет в соответствии положениями п. "б" ч.1 ст.13 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1 в связи с увольнением из СК России, а также надбавки к пенсии за выслугу лет на иждивенца в соответствии с п. "б" ст.16 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1.
В назначении пенсии и надбавки к пенсии ответчиком истцу отказано со ссылкой на отсутствие стажа службы (12 лет 6 месяцев), необходимого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с п. "б" ч.1 ст.13 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1, о чем сообщено письмом от 21 апреля 2022 г. N218-22-2022. Как усматривается из данного письма, в стаж службы, предусмотренный п. "б" ч.1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1, ответчиком засчитан период службы истца с 16 декабря 2011 г. по 30 марта 2022 г, что составляет 10 лет 3 месяца 14 дней, и является недостаточным для назначении пенсии.
Общий трудовой стаж Садовниковой С.И. на день обращения за назначением пенсии составил 32 года 02 месяца 17 дней.
Полагая, что невключение ответчиком в стаж, дающий право на пенсию, периодов обучения в ИГЭУ и работы в должностях заместителя начальника отдела финансового и материального-технического обеспечения, заместителя начальника отдела планирования труда, финансового, бухгалтерского учета и отчетности в СУ СК при прокуратуре РФ, заместителя руководителя финансово-экономического отдела в СУ СК РФ по Ивановской области отказ в назначении пенсии и незаконным, истец обратилась с настоящим иском в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", Правилами исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N411, Положением об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N942.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, то спорные периоды работы истца не подлежат включению в выслугу лет, дающую право на льготное назначение пенсии. При этом суд указал, что занимаемые в спорные периоды истцом должности заместителя начальника отдела финансового и материально-технического обеспечения (с 28 мая 2009 г. по 23 августа 2009 г.), заместителя начальника отдела планирования труда, финансового, бухгалтерского учета и отчетности (с 24 августа 2009 г. по 14 января 2011 г.), заместителя начальника финансово-экономического отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области (с 15 января 2011 г. по 15 декабря 2011 г.) не относятся к должностям, занятие которых подлежит зачету в выслугу лет, а период обучения истца в гражданском учебном заведении не подлежит зачету в выслугу лет ввиду того, что такой период подлежит зачету только при назначении пенсии в соответствии с п."а" ч.1 ст.13 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1. Также суд указал, что доводы представителя истца о рассмотрении заявлений Садовниковой С.И. о назначении пенсии и надбавки к пенсии неуполномоченным лицом и с нарушением установленного порядка правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
В соответствии с ч.13 ст.35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета и членов их семей осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"), с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Лицам, проходившим службу в Следственном комитете, в выслугу лет для назначения пенсии, исчисленную в соответствии с законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, также засчитывается срок их службы в федеральных органах исполнительной власти или федеральных государственных органах в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п."б" ст.13 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 2 мая 2012 г. N411 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации" утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации (далее - Правила исчисления выслуги лет). Согласно подп."б" п.2 Правил в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета засчитывается время службы (работы, учебы) в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, исчисленное в соответствии с Постановлением Правительства от 12 августа 1994 г. N942.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N942 утверждено Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям (далее - Положение об исчислении выслуги лет).
Пунктом 1.1 (раздел 1. Исчисление выслуги лет) Положения об исчисления выслуги лет определены периоды службы (работы, учебы) на день увольнения из системы органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, которые засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии.
Согласно п.3 Положения об исчислении выслуги лет право на пенсии имеют: Генеральный прокурор Российской Федерации, его первый заместитель, заместители, советники, старшие помощники и помощники, старшие помощники по особым поручениям и помощники по особым поручениям, все нижестоящие прокуроры, их первые заместители, заместители, старшие помощники и помощники, помощники по особым поручениям, начальники главных управлений и управлений органов прокуратуры, их первые заместители и заместители, начальники отделов органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры главных управлений, управлений и отделов и их семьи.
Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, его первый заместитель и заместители, советники, старшие помощники и помощники, помощники первого заместителя и заместителей Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководители (начальники) главных управлений, управлений, отделов и отделений центрального аппарата Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, их первые заместители и заместители, руководители следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, их первые заместители и заместители, старшие помощники и помощники, руководители структурных подразделений следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и их заместители, руководители следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по городам, районам и приравненных к ним специализированных следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, их первые заместители и заместители, старшие помощники и помощники, руководители структурных подразделений следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по городам, районам и приравненных к ним специализированных следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и их заместители, старшие прокуроры-криминалисты, прокуроры-криминалисты, старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам, старшие следователи, следователи, старшие референты, референты и их семьи.
Как следует из абзаца 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям" на прокуроров и следователей, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющих классные чины, и их семьи с учетом особенностей прохождения службы в органах и организациях прокуратуры распространено действие Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
Доводы жалобы о том, что суд неверно применил законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не применил аналогию права, в связи с чем неправомерно отказал во включении периодов работы истца с 24 августа 2009 г. по 14 января 2011 г. и с 15 января 2011 г. по 15 декабря 2009 г, а также периода обучения в стаж службы, необходимый для назначения пенсии, являются несостоятельными, направлены на иное толкование и применение нормативных актов, регулирующих отношения при исчислении выслуги лет сотрудников Следственного комитета.
При разрешении спора судом с учетом п. 3 Положения об исчислении выслуги лет, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942, правомерно сделан вывод, что занимаемые Садовниковой С.И. с 28 мая 2009 г. по 14 января 2011 г. должности федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела финансового и материально-технического обеспечения и заместителя начальника отдела планирования труда, финансового, бухгалтерского учета и отчетности следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в перечне отсутствуют, истец являлась федеральным государственным гражданским служащим, а не прокурорским работником, работу в должностях, указанных в п.З Положение об исчислении выслуги лет, которая может быть учтена при исчислении выслуги лет при льготном исчислении пенсии, не занимала.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении требований относительно включения в выслугу лет периода работы истца в должности заместителя начальника финансово-экономического отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области с 15 января 2011 г. по 15 декабря 2011 г, так как в указанный период работа в данной должности не предусматривала получения специального звания, данная должность относилась к должности федеральной государственной гражданской службы.
В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2012 г, постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 854 "О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941" был внесен пункт 1 (1), который определилпериоды, дополнительно включаемые в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенным со службы с 1 января 2012 г.
В соответствии с пунктом 1 (1) Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенным со службы с 1 января 2012 г, лицам рядового и начальствующего состава войск национальной гвардии Российской Федерации, уволенным со службы с 5 апреля 2016 г, помимо периодов, указанных в пункте 1 настоящего постановления, засчитывается в календарном исчислении период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий.
Частью 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются, как период замещения сотрудником органов внутренних дел должностей в органах внутренних дел (пункт 1), так и период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий (пункт 8).
Таким образом, для назначения пенсии за выслугу лет по основаниям пункта "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" подлежит включению период службы в Следственном комитете Российской Федерации на должностях, предусматривающих специальные звания.
Между тем, должность заместителя начальника финансово-экономического отдела Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, занимаемая истцом в период с 15 января 2011 г. по 15 декабря 2011 г. не предусматривала получения специального звания. Присвоение классного чина не влечет право на включение периода работы в выслугу лет.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе во включении в специальный стаж истца период с 15 января 2011 г. по 15 декабря 2011 г. в срок службы в органах Следственного комитета Российской Федерации в должности заместителя начальника отдела материально-технического обеспечения, поскольку в указанный период работа в данной должности не предусматривала получения специального звания.
Доводы истца о том, что право на пенсии, назначаемые в соответствии с Положением об исчислении выслуги лет, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N942, в связи с образованием нового органа - Следственного комитета при прокуратуре РФ и внесением изменений в указанное Положение получили, в том числе, руководители структурных подразделений следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре РФ и их заместители, не свидетельствует о наличии такого права у истца.
Доводы истца о том, что право на пенсию подтверждено ответчиком ссылкой в приказе об увольнении истца на положения ч.ч.15, 17 ст.35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", обоснованно отклонены судами.
Так, в соответствии с п.4 ч.15 ст.35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) сотрудникам Следственного комитета, имеющим право на пенсионное обеспечение, предусмотренное частью 13 настоящей статьи, выплачивается выходное пособие при увольнении в связи с упразднением (ликвидацией) следственного органа Следственного комитета или упразднением (ликвидацией) учреждения Следственного комитета, сокращением численности или штата сотрудников Следственного комитета. Сотрудникам Следственного комитета, не имеющим права на пенсионное обеспечение, предусмотренное частью 13 настоящей статьи, выходное пособие выплачивается в случае их увольнения со службы в Следственном комитете по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 и 4 части 15 настоящей статьи (ч.16 ст.35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N403-ФЗ). Положениями ч.17 ст.35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N403-ФЗ установлены размеры выходного пособия, определяемого исходя из полных лет выслуги.
Таким образом, поскольку Садовникова С.И. была уволена не в связи с выходом на пенсию, а по сокращению штата, что является основанием для выплаты выходного пособия в качестве дополнительной гарантии и сотрудникам, которые не имеют право на назначение пенсии, норма ч.16 ст.35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N403-ФЗ является отсылочной, ссылка в приказе от 30 марта 2022 г. на ч.ч.15, 17 ст.35 указанного Федерального закона о признании за истцом права на пенсию по выслуге лет не свидетельствует.
Довод жалобы о включении в выслугу лет периода обучения подлежит отклонению.
Время обучения в гражданских высших образовательных учебных заведениях засчитываются в выслугу лет, исчисляемую для назначения пенсии, как один год учебы за шесть месяцев только при выполнении условий, установленных пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (20 лет и более выслуги лет), а в остальных случаях данный период подлежит включению только при подсчете общего трудового стажа согласно положениям части 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. При назначении пенсии по пункту "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 не предусмотрено включение в выслугу лет периода обучения.
Суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание положения ст.18 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1, а также порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии, указанный в абзацах 1.2 Положения об исчислении выслуги лет, пришли к выводу об отсутствии оснований для возможности включения периода обучения истца в Ивановском ордена "Знака почета" энергетическом институте имени В.И. Ленина в выслугу лет, исходя из того, что законом предусмотрена возможность включения в выслугу лет времени обучения в гражданском высшем учебном заведении как два месяца учебы за 1 месяц службы уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел только при назначении пенсии по п."а" ст.13 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1, вместе с тем, истец обратилась за назначением пенсии по п."б" ст.13 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1 и не относится к указанным лицам.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что п. "а" ст.13 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1 предусмотрены иные основания для назначения пенсии, указанной в ней категории лиц, отличные от тех на которые ссылается истец при обосновании заявленных требований. Пункт "а" ст.13 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1 предусматривает возможность назначение пенсии лицам, имеющим на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более, ввиду отсутствия у истца необходимой выслуги лет, предусмотренной "а" ст.13 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1 Садовникова С.И. не может быть отнесена к указанной категории лиц, в связи с чем на нее не может распространяться действие указанной нормы.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Остальные доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Иваново от 28 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 18 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Садовниковой Светланы Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.