Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лысовой Е.В, судей Анненковой К.К. и Шамрай М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьменкова Сергея Сергеевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Смоленской области о перерасчёте размера ежемесячной пенсионной выплаты, возложении обязанностей
по кассационной жалобе Кузьменкова Сергея Сергеевича на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 1 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 9 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Лысовой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кузьменков С.С. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда РФ по Смоленской области, просил суд возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет ежемесячной пенсионной выплаты, установленной истцу, и обязать ответчика выплатить истцу ранее назначенную ему пенсионную выплату в размере 36441 руб. 33 коп. ежемесячно.
В обоснование заявленных требований Кузьменков С.С. указал, что в настоящее время является пенсионером, застрахован в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". До августа 2022 года истец проживал и осуществлял свою трудовую деятельность на территории местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а именно на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югра (Белоярский район), что подтверждается отметкой о месте регистрации в паспорте и трудовой книжке. Трудовой стаж истца на территории местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составил полных 34 года. После увольнения по собственному желанию 5 августа 2022 года в связи с выходом на пенсию по старости, истцу назначена ежемесячная пенсионная выплата в размере 36441 руб. 33 коп, которую Кузьменков С.С. получал в установленный срок и в установленной сумме без нареканий. С 16 августа 2022 года по настоящее время, в связи со сменой места жительства (в связи с переездом), истец постоянно зарегистрирован и проживает в г.Смоленске. 9 сентября 2022 года истец получил ежемесячную пенсионную выплату, однако сумма данной выплаты составила 35000 руб. 13 коп, вместо положенной 36441 руб. 33 коп. С целью выяснения обстоятельств необоснованного уменьшения суммы ежемесячной выплаты, истец обратился с соответствующим заявлением к ответчику. Сотрудник пенсионного органа пояснил, что уменьшение суммы ежемесячной выплаты на 1441 руб. 20 коп. обосновано выбытием истца с местности, приравненной к районам Крайнего Севера, повлекшим перерасчет районного коэффициента пенсионной выплаты. С указанными доводами ответчика истец не согласился, обратился с настоящим исковым заявлением.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 1 декабря 2022 года в удовлетворении исковых требований Кузьменкова С.С. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 9 марта 2023 года произведена замена Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда РФ по Смоленской области на правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области (далее ОСФР по Смоленской области).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 9 марта 2023 года решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 1 декабря 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кузьменков С.С. просит отменить судебные постановления как вынесенные с нарушениями норм материального права и принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить. Заявитель жалобы указывает, что судами не учтено, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N1946 от 16 ноября 2021 года и постановлением Правительства Российской Федерации N170 от 3 марта 2012 года "Об отнесении Березовского и Белоярского районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к районам Крайнего Севера" Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Белоярский район) включен в перечень районов Крайнего Севера, соответственно, стаж работы истца на территории района Крайнего Севера составил полных 34 года. Также кассатор полагает ошибочным вывод судом о том, что в связи с переездом на новое место жительства в г. Смоленск им было утрачено право на повышение фиксированной выплаты. Ссылается на ч. 12 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в силу которой повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной ч. 4 и ч. 5 настоящей статьи, устанавливается независимо от места жительства застрахованного лица.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции стороны не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, телефонограммой в адрес истца, кроме того, указанная информация размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Кузьменков С.С, ДД.ММ.ГГГГ, с 26 июня 2022 года является получателем страховой пенсии по старости досрочно на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Пенсия истцу была назначена Отделением ПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, в связи с проживанием Кузьменкова С.С. по адресу: "адрес"
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 1 июня 2022 года составляет 7220 руб. 74 коп.
В связи с работой Кузьменкова С.С. в период с 1988 по 2022 гг. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, он имел право на повышение фиксированной выплаты по двум основаниям:
- в соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ - на 30 % суммы установленной фиксированной выплаты (7220, 74 + 30% = 9386 руб. 96 коп.);
- в соответствии с ч. 9 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ - в связи с проживанием на территории Белогорского района ХМАО (севернее 60 градусов северной широты) с учетом районного коэффициента в размере 1, 5 (7220, 74 х 1, 5 = 10831 руб. 11 коп.). Указанный размер, как наиболее выгодный, был установлен истцу при назначении пенсии, общий размер которой составил 36441 руб. 13 коп.
В связи с переездом Кузьменкова С.С. в августе 2022 года на новое место жительства по адресу: "адрес", то есть за пределы местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 1 сентября 2022 года выплата страховой пенсии по старости продолжена Отделением ПФР по Смоленской области, общий размер пенсии составил 35000 руб. 13 коп.
Полагая расчет пенсии, произведенной ОПФР по Смоленской области неверным в части повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, Кузьменков С.С. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 16, 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 8 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 года N973, постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N1029, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 года N 1946, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Кузьменковым С.С. требований, при этом исходил из того, что ОПФР по Смоленской области правильно исчислило размер пенсии истца при постановке его выплатного дела на учет в Смоленской области с применением повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона N 400-ФЗ в размере на 30 % от суммы установленной фиксированной выплаты - в сумме 9386 руб. 96 коп. (7220 руб. 74 коп. х 30%), с учетом которой общий размер установленной истцу пенсии составил 35000 руб. 13 коп. (9386 руб. 96 коп. + 25613 руб. 17 коп. (страховая пенсия)).
Признавая доводы истца несостоятельными, суд первой инстанции указал, что в связи с переездом Кузьменкова С.С. в августе 2022 года на новое место жительства за пределы местности, приравненной к районам Крайнего Севера, истец согласно ч. 10 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" утратил право на повышение фиксированной выплаты в соответствии с ч. 9 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, в связи с чем ответчик обоснованно при назначении Кузьменкову С.С. пенсии применил повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона N 400-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы нижестоящих судов верными, поскольку при разрешении спора судами нижестоящих инстанций дано верное толкование норм материального права, регулирующих спорное правоотношение, судами правильно и полно установлены юридически значимые обстоятельства дела.
Отказывая в иске, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав правовые нормы, регулирующие спорное правоотношение, верно исходили из того, что нарушений прав Кузьменкова С.С. при определении размера страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к ней с учетом повышения фиксированной выплаты страховой пенсии ответчиком допущено не было.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ к страховой пенсии по старости устанавливается фиксированная выплата.
На основании ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 9 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частью 8 настоящей статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
В силу требований ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ лицам, имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент в соответствии с частью 9 настоящей статьи и одновременно на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 4 или 5 настоящей статьи, устанавливается одно повышение фиксированной выплаты по выбору застрахованного лица.
Согласно ч. 10 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ при выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается без учета районного коэффициента.
Основываясь на правильном толковании указанных правовых норм, суды нижестоящих инстанции правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Кузьменковым С.С. требований, верно отметив, что в соответствии с ч. 10 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ при выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается без учета районного коэффициента.
Ссылки кассатора на ч. 12 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ вывода судов не опровергают, так как данной нормой предусмотрено, что независимо от места жительства застрахованного лица устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренное частями 4 и 5 настоящей статьи, тогда как применение повышающего районного коэффициента предусмотрено частью 9 этой статьи.
Вопреки доводам кассатора, при постановке Кузьменкова С.С. на учет в ОПФР по Смоленской области в связи с переездом истца на новое место жительства в г. Смоленск, ему было установлено повышение фиксированной страховой выплаты, но на основании ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (без применения районного повышающего коэффициента за проживание пенсионера в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с ч. 10 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ), так как такой районный коэффициент применяется лишь на период проживания пенсионера в указанных районах (местностях), а потому после выезда за пределы таких территорий выплата районного коэффициента не производится.
С учётом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г. Смоленска и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 9 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кузьменкова Сергея Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.