Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО5, судей ФИО3, ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" на решение Шуйского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Заслушав доклад судьи ФИО5, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы.
В обоснование ссылалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в установлении страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием права на пенсию. В педагогический стаж не были включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности воспитателя в детском доме-интернате для умственно-отсталых детей Комплексного центра социального обслуживания населения "адрес". Детский дом-интернат для умственно отсталых детей являлся и является структурным подразделением бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания "адрес" " "данные изъяты" комплексный центр социального обслуживания населения", как воспитатель истец работала с детьми. Детский дом-интернат Списком Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, отнесен к наименованию учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лица, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Должность "воспитатель" также поименована в п. 1 раздела 1 Списка.
Решением "данные изъяты" городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО2 удовлетворены, признано незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности воспитателя в детском доме-интернате для умственно отсталых детей Комплексного центра социального обслуживания населения "адрес"; Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" обязали включить ФИО2 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности воспитателя в детском доме-интернате для умственно отсталых детей Комплексного центра социального обслуживания населения "адрес".
Определением Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ была произведена замена ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Шуйского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" - без удовлетворения.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" ставится вопрос об отмене постановленных по делу судом первой и апелляционной инстанции судебных актов, как незаконных, ввиду допущенных судом нарушений норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам по делу.
В материалы дела истцом представлены письменные возражения на кассационную жалобу ответчика.
В заседании судебной коллегии суда кассационной инстанции ФИО2, участие которой обеспечено посредством ВКС, возражала против удовлетворения кассационной жалобы поданной Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес"
Иные, участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, кроме того, информация о месте и времени слушания дела размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность постановлений суда первой и апелляционной инстанции, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда по "адрес" отказало ФИО2 в установлении страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи отсутствием права на пенсию, поскольку стаж работы ФИО2, связанный с педагогической деятельностью в организациях для детей, составил 8 лет 3 месяца и 27 дней при требуемом стаже 25 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 56, 044 при требуемой величине 23, 4.
Согласно данному решению в стаж работы ФИО2 не включены на соответствующих видах работ периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности воспитателя в детском доме-интернате для умственно отсталых детей Комплексного центра социального обслуживания населения "адрес", ДД.ММ.ГГГГ переименованного в областное государственное учреждение "Шуйский комплексный центр обслуживания населения", с ДД.ММ.ГГГГ в областное государственное стационарное учреждение социального обслуживания "Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения", с ДД.ММ.ГГГГ в областное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения", поскольку детский дом-интернат не является юридическим лицом. В указанные период истец находилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в отпуске без сохранения заработной платы.
Согласно трудовой книжке истца ФИО2 имеет следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности воспитателя в детском доме-интернате для умственно отсталых детей Комплексного центра социального обслуживания населения "адрес".
"данные изъяты" на основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ переименован в Территориальный центр социального обслуживания пенсионеров со стационарами для "данные изъяты", который на основании постановления Главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N с ДД.ММ.ГГГГ переименован в ОГУ "Комплексный центр социального обслуживания населения"; с ДД.ММ.ГГГГ - Комплексный центр социального обслуживания населения переименован в ОГУ " "данные изъяты""; с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в Областное государственное стационарное учреждение социального обслуживания " "данные изъяты" комплексный центр социального обслуживания населения"; с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в Областное стационарное учреждение социального обслуживания " "данные изъяты" комплексный центр социального обслуживания населения"; с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в "данные изъяты" "адрес" " "данные изъяты"
Судом установлено, что детский дом-интернат для умственно отсталых детей, где работала истец, в спорный период времени являлся структурным подразделением данного учреждения.
"адрес" государственного учреждения Комплексного центра социального обслуживания населения 1997 года следует, что детский дом-интернат для умственно отсталых детей входит в структуру комплексного центра социального обслуживания населения. Аналогичные положения содержатся в Уставе Областного государственного учреждения социального обслуживания " "данные изъяты" комплексный центр социального обслуживания населения" 2002 года, Уставе той же организации 2008 года.
Согласно справке Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания "адрес" " ФИО7 комплексный центр социального обслуживания населения" N от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей особый характер или условия труда, необходимые для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости, ФИО2 работала в учреждении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в структурном подразделении - детский дом интернат для умственно отсталых детей в должности воспитателя; педагогическая нагрузка соответствовала норме рабочего времени, установленного за ставку заработной платы, основанием для выдачи справки послужили: устав учреждения, книги приказов, расчетные ведомости, должностная инструкция, личная карточка ф Т-2.
Из заключенного между ФИО2 и Областным государственным учреждением "Комплексным центром социального облуживания населения" трудового договора N от 16 апреля 208 г. следует, что работодатель предоставляет работнику работу по должности воспитателя в подразделении: детский дом-интернат для умственно отсталых детей в ОГУ " "данные изъяты" комплексный центр социального обслуживания населения", указанный договор является бессрочным, действует с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с трудовым договором работник обязуется своевременно и на профессиональном уровне выполнять трудовые обязанности, установленные должностной инструкцией, соблюдать правила внутреннего распорядка и т.д.
В соответствии с должностной инструкцией воспитателя детского дома-интерната для умственно отсталых детей ОГУСО "Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения" (утверждённой в 2007, 2009 годах) воспитатель детского дома - интерната для умственно отсталых детей относится к категории учебно-воспитательного персонала, воспитатель должен иметь среднее или высшее профессиональное образование, функции воспитателя: осуществление воспитательного процесса в детском доме-интернате для умственно отсталых детей; проведению работы по созданию комфортных условий проживания воспитанников детского дома; обеспечение исполнения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности; должностные обязанности воспитателя: несет ответственность за жизнь и здоровье детей, планирует и организуют жизнедеятельность воспитанников и осуществляет их воспитание; проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации воспитанников, проводит коррекционно-развивающую работу, организует работу по самообслуживанию, соблюдению детьми требований охраны труда, технике безопасности и.т.д.; создаёт необходимые условия в группе для успешной реализации воспитательно-образовательной программы, активно используя для этого материалы методического кабинета; своевременно оформляет педагогическую документацию детского дома-интерната для умственно отсталых детей (перспективный, тематический, ежедневный планы работы, тетрадь передачи смен, индивидуальные карты реабилитации) и предъявляет её по требованию директора, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, старшего воспитателя; совместно с музыкальным руководителем, инструктором по ЛФК готовит праздники, развлекательные, спортивные мероприятия; своевременно информирует медицинский персонал, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, старшего воспитателя об изменениях в состоянии здоровья воспитанников; оказывает помощь
вновь поступившим детям в адаптации к условиям детского дома-интерната; обеспечивает строгое выполнение установленного для детей режима дня; участвует в управлении делами коллектива, в работе педагогического ФИО1 учреждения, методических объединений, консультаций, семинаров; внедряет передовой опыт в работу с воспитанниками детского дома-интерната; постоянно повышает свою квалификацию, занимается самообразованием.
Согласно положению о детском доме-интернате для умственно отсталых детей Министерства социального обеспечения ФИО1, утвержденного приказом Минсоцобеспечения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N, который применялся до 2003 года, детский дом-интернат для умственно отсталых детей является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания детей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально- трудовой адаптации. В детском доме-интернате осуществляется учебно-воспитательный процесс, предусматривающий привитие воспитанников навыков самообслуживания, трудовых навыков, обучения элементарной грамоте, счету; воспитание и обучение детей осуществляется по специальному учебному плану в соответствии с программой по воспитанию и обучению умственно отсталых детей в детских домах-интернатах Министерства социального обеспечения ФИО1.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 30, 35 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований о включении спорных периодов работы в специальный стаж истца и признании в данной части решения ответчика незаконным, поскольку истец осуществляла педагогическую деятельность в должности воспитателя в учреждениях, функциональным назначением которых является сфера социального обслуживания, включающая оказание социальных услуг "данные изъяты", при переименовании и реорганизации учреждений, в которых истец работала по трудовому договору, характер работы истца, осуществлявшей педагогическую деятельность в должности воспитателя в учреждении социального обслуживания, не изменялся.
Судебная коллегия по гражданским делам суда апелляционной инстанции с вышеприведенными выводами суда согласилась в полном объеме.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что комплексный центр социального обслуживания не предусмотрен Списком N и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее по тексту - Правила N) в качестве учреждений, работа в которых подлежит включению в специальный стаж, суд апелляционной инстанции указал, что детский дом-интернат для умственно отсталых детей входит в структуру стационарного учреждения социального обслуживания, поименован в соответствующем Списке наименований учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж, ФИО2 в спорный период занимала должность воспитателя и исполняла обязанности по работе с "данные изъяты", что свидетельствует о необходимости включения указанного периода в специальный стаж истца.
При этом суд апелляционной инстанции отметил, что истец, не являясь непосредственной стороной в правоотношении, связанном с предоставлением сведений в систему персонифицированного учета в Пенсионный фонд Российской Федерации, не имела реальной возможности обеспечить предоставление данных сведений работодателем, право ФИО2 на назначение пенсии не может быть постановлено в зависимость от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по предоставлению сведений о страховом стаже работника в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанций не находит.
Судами правильно установлены юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, полно исследованы представленные доказательства. Нормы материального и процессуального права судами применены верно. Доводов, свидетельствующих о незаконности принятых по делу судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 4 указанного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, согласно части 3 статьи 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в части 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона ФИО1 "О государственных пенсиях в ФИО1", утвержденный постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
Вышеуказанными списками, подлежащих применению к спорным правоотношениям, предусмотрена должность воспитателя, а также наименование учреждений - социально- реабилитационный центр для "данные изъяты" и детский дом-интернат для умственно- отсталых детей.
Вопреки доводам кассационной жалобы ответчика из указанных норм не следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, связывается исключительно с наличием у перечисленных в ней учреждений социального обслуживания статуса юридического лица. Из наименования организации и структурного подразделения, в котором истец занимала должность воспитателя и осуществляла педагогическую деятельность, содержания Устава организации, должностной инструкции можно сделать вывод о характере выполняемой истцом работы в спорный период времени.
Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации, законодатель связывает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лишь с такой работой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. Законодатель, предписывая Правительству Российской Федерации утверждать соответствующий список, не наделяет его полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения отдельных категорий работников, занятых определенной профессиональной деятельностью, и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 514-0, от ДД.ММ.ГГГГ N 1112-0, от ДД.ММ.ГГГГ N 1272-0).
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N-ФЗ, необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N. Из изложенных нормативных положений и акта их толкования следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанции установив, что ФИО2 в спорные периоды времени, занимая должность воспитателя, осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей, пришли к обоснованному выводу о правомерности заявленных истцом требований, поскольку приведенные ответчиком доводы в обоснование принятого решения от ДД.ММ.ГГГГ противоречат нормативным положениям, определяющим цели, организационную структуру и порядок деятельности учреждений социального обслуживания граждан в Российской Федерации, подлежащие применению при решении вопроса о возможности зачета периодов трудовой деятельности в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Доводы кассационной жалобы ответчика аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они не опровергают правильность выводов суда по существу спора. Выводы суда, содержащиеся в судебном постановлении, не противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шуйского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.