Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи ФИО9
судей: ФИО6, ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации о восстановлении в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, по кассационной жалобе ФИО1 на решение "адрес" суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО9, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о восстановлении в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, указав в обоснование заявленных требований, что истцу необоснованно было отказано в заключении контракта о прохождении военной службы с присвоением очередного воинского звания "старший лейтенант" в N "адрес", с учетом выданного отношения, на соответствующую его квалификации воинскую должность начальника разведки - командира разведывательного взвода десантно-штурмового батальона.
Истец просил суд признать отказ по вопросу призыва и назначению на воинскую должность в соответствии с отношением от ДД.ММ.ГГГГ Исх. N в N "адрес" незаконным, обязать восстановить его на прежнем этапе призывных мероприятий и принять для прохождения военной службы по контракту с присвоением очередного воинского звания "старший лейтенант" в N "адрес", на соответствующую его квалификации воинскую должность начальника разведки - командира разведывательного взвода десантно-штурмового батальона, а в случае отсутствия вакантной должности начальника разведки - командира разведывательного взвода десантно-штурмового батальона, предоставить ему для прохождения военной службы любую вакантную воинскую должность, равнозначную ей.
Решением Пресненского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит судебные постановления отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, нарушение судами норм материального и процессуального права. Кассатор указывает на то, что в нарушение положений Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации и прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации" должностные лица указывают на факт привлечения истца к уголовной ответственности, как главное основание для отказа истцу в поступлении на военную службу, тем самым нарушая положения Конституции Российской Федерации. Истец никогда не оспаривал факт того, что в военный комиссариат по данному вопросу он не обращался, поскольку он обращался непосредственно в воинскую часть в соответствии с положениями Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и приказа Министра обороны Российской федерации N. Полагает, что истцом соблюден порядок обращения, предусмотренный действующим законодательством.
Согласно части 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, что подтверждается почтовыми идентификаторами. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны.
С учетом положений статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ, для отмены либо изменения судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела не допущены.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО1 проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приговором "адрес" суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом "а" части 3 статьи 286 УК РФ в связи с чем, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий на государственной службе и в органах местного самоуправления на срок 2 года. В соответствии со статьей 73 УК РФ назначенное ФИО1 основное наказание в виде лишения свободы засчитано условным с испытательным сроком 2 года.
Из послужного списка ФИО1 следует, что приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N истец досрочно уволен с военной службы по подпункту "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с назначением наказания в виде лишения свободы условно.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N основание увольнения ФИО1 изменено на подпункт "е1" части 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно с зачислением в запас.
ДД.ММ.ГГГГ ВрИО Командира войсковой части N выдано отношение начальнику отдела кадров воздушно-десантных войск в отношении ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ ВрИО Командира войсковой части N выдал ходатайство о рассмотрении кандидатуры ФИО1 на должность командира разведывательного десантного ввода.
ДД.ММ.ГГГГ начальник управления кадров Центрального военного округа выдал отношение в отношении ФИО1 о назначении его на должность командира разведывательного взвода.
Согласно выписке из протокола N заседания аттестационной комиссии N отдельной гвардейской мотострелковой бригады от ДД.ММ.ГГГГ принято решение ходатайствовать о приеме ФИО1 на военную службу по контракту и назначении на воинскую должность командира разведывательного взвода мотострелкового батальона N отдельной гвардейской мотострелковой бригады N гвардейской общевойсковой армии Центрального военного округа.
ДД.ММ.ГГГГ командиром N отдельной гвардейской мотострелковой бригады выдано представление к приему ФИО1 на военную службу по контракту.
ДД.ММ.ГГГГ Врио начальника N управления Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации начальнику управления кадров Центрального военного округа был дан ответ, согласно которому, с учетом морально - деловых качеств размещение военнослужащего ФИО1 на воинскую должность представляется нецелесообразным.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на имя Командующего ВДВ подано обращение о приеме его на военную службу.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 дан ответ на его обращение по вопросу призыва на военную службу по контракту в Воздушно-десантные войска, в котором указано, что истец в период прохождения военной службы в войсковой части N совершил должностное преступление, вследствие чего он был осужден Псковским гарнизонным военным судом к двум годам лишения свободы. В связи с совершением преступления он был уволен с военной службы в соответствии с подпунктом "е.1" статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно. Исходя из вышеизложенного по своим моральным и деловым качествам и учитывая обстоятельства совершенного истцом преступления, положительного решения о призыве его на военную службу по контракту не принято.
ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО1 дан ответ, в котором истцу указано, что положительного решения о призыве истца на военную службу по контракту в ВДВ не принято.
ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО1 подано обращение о приеме его на военную службу на имя Министра обороны Российской Федерации, а также обращение на имя Командующего ВДВ ФИО8 с извещением последнего об обращении по запросу приема на военную службу к Министру обороны Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО1 дан ответ на его обращение к Министру обороны Российской Федерации, в котором сообщено о том, что положительного решения о призыве его на военную службу по контракту в Воздушно-десантные войска не принято и рекомендовано обратиться по данному вопросу в военный комиссариат по месту проживания.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь подано обращение на имя Командующего ВДВ ФИО8, на которое ДД.ММ.ГГГГ ему дан ответ о том, что положительного решения о призыве его на военную службу по контракту в Воздушно- десантные войска не принято в связи с тем, что в период прохождения военной службы в войсковой части 74268 им было совершено преступление и рекомендовано обратиться по данному вопросу в военный комиссариат по месту проживания; также указано на прекращение с ним переписки по данному вопросу.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", положениями Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы"), Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", установилзначимые для дела обстоятельства, исходя из заявленных требований с учетом доводов и возражений сторон, их объяснений, исследовал представленные в дело доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, исходя из того, что граждане, не находящиеся на военной службе, изъявившие желание поступить на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению офицерами, подают заявления в военные комиссариаты, где они состоят на воинском учете (не состоящие на воинском учете - в военные комиссариаты по месту жительства). Поскольку истец с соответствующим заявлением в военный комиссариат по месту жительства не обращался, соответственно, не был рассмотрен комиссией военного комиссариата по отбору кандидатов на предмет соответствия требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту.
Кроме того, суд первой инстанции отметил, что командующий Воздушно - десантными войсками не наделен полномочиями по призыву офицеров запаса на военную службу по контракту, а выданное истцу ДД.ММ.ГГГГ отношение является лишь основанием для приведения в отношении гражданина мероприятий, связанных с поступлением на военную службу по контракту и не гарантирует безусловного принятия на военную службу, так как в ходе отборочных и проверочных мероприятий, может быть выявлено несоответствие кандидата требованиям, предъявляемым к военнослужащим и установленным статьей 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N - ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
С приведенными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав, что вопреки доводам истца решение суда принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств. Судами правильно применены нормы материального и процессуального права, с которыми судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта является отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности; решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта о прохождении военной службы с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора; решение комиссии военного комиссариата, совместной комиссии пункта отбора на военную службу по контракту и военного комиссариата или аттестационной комиссия воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
Пунктом 10 статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", предусмотрено, что основаниями для отказа кандидату в заключении с ним первого контракта являются: отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности; решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части о заключении контракта с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора; решение комиссии военного комиссариата по отбору кандидатов (совместной комиссии пункта отбора и военного комиссариата, аттестационной комиссии воинской части) о несоответствии кандидата требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту.
Согласно части 1 статьи 33 Закона Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ, гражданин (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту, должен соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям. Для определения соответствия гражданина установленным требованиям проводятся медицинское освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору.
Согласно части 3 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации, иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы. В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта. Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
Статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" установлено, что военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8, в силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 3 статьи 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" право на труд реализуется военнослужащими путем добровольного поступления на военную службу по контракту, условия которого включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
В соответствии со статьей 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N граждане, не находящиеся на военной службе, изъявившие желание поступить на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению офицерами, подают заявления в военные комиссариаты, где они состоят на воинском учете (не состоящие на воинском учете - в военные комиссариаты по месту жительства).
Согласно пункту 4 указанной статьи, военные комиссариаты регистрируют и принимают к рассмотрению заявления граждан, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту.
В силу пункта 7 военный комиссар рассматривает принятое заявление в течение месяца и дает указания: о проведении медицинского освидетельствования кандидата; о проведении с ним мероприятий по профессиональному психологическому отбору; о проверке соответствия уровня его образования, квалификации и физической подготовки требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту; о рассмотрении кандидатуры комиссией военного комиссариата; об организации взаимодействия с органами федеральной службы безопасности по вопросу оформления в необходимых случаях допуска кандидата к сведениям, составляющим государственную "данные изъяты".
В соответствии с пунктом 14 определение соответствия кандидатов, отбор которых осуществляется военными комиссариатами, требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на комиссии военных комиссариатов по отбору кандидатов.
Копия решения комиссии военного комиссариата по отбору кандидатов должна быть выдана гражданину по его просьбе в течение трех дней со дня принятия решения.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации" гражданину, не находящемуся на военной службе, обратившемуся непосредственно в воинскую часть с заявлением о поступлении на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, командиром (начальником) воинской части после рассмотрения его кандидатуры выдается отношение по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. Отношение представляется гражданином в военный комиссариат по месту воинского учета (месту жительства).
При этом выданное отношение является основанием для проведения в отношении гражданина мероприятий, связанных с поступлением на военную службу по контракту и не гарантирует безусловного принятия на военную службу, так как в ходе отборочных и проверочных мероприятий, может быть выявлено несоответствие кандидата требованиям, предъявляемым к военнослужащим и установленным статьей 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Судом приведенные нормы права применены верно, вывод суда о необходимости обращения с соответствующим заявлением в военный комиссариат для последующего рассмотрения комиссией военного комиссариата по отбору кандидатов на предмет соответствия требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, вышеприведенным требованиям не противоречит.
Приведенные истцом в жалобе доводы о том, что в нарушение положений Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации и прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации" должностные лица указывают на факт привлечения истца к уголовной ответственности, как главное основание для отказа истцу в поступлении на военную службу, тем самым нарушая положения Конституции Российской Федерации, а также доводы истца о соблюдении порядка обращения по вопросу приема на военную службу, предусмотренного действующим законодательством, являлись предметом проверки суда первой и апелляционной инстанций, отклонены с приведением соответствующих мотивов, с которыми судебная коллегия соглашается. По существу данные довод сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение "адрес" суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.