Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Блошенко М.В, судей: Величко М.Б, Белоусовой В.Б, с участием прокурора Филатовой Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора "адрес" в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N, Управлению образования администрации "адрес" о возложении обязанности оборудовать замками безопасности оконные блоки здания, по кассационной жалобе Управления образования администрации "адрес" на решение Московского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Заслушав доклад судьи ФИО4, прокурора ФИО3 судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
"адрес" в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N, Управлению образования администрации "адрес" о возложении обязанности оборудовать замками безопасности оконные блоки здания, об обязании обеспечить финансирование расходов для оборудования оконных блоков.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой "адрес" проведена проверка соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в МБДОУ Детский сад N, в ходе которой установлено, что в нарушение требований, установленных ст.ст.28, 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п.5.1.8 "ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия", оконные блоки здания образовательного учреждения не укомплектованы замками безопасности, обеспечивающие блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющие функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
Ссылаясь на ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей администрацией образовательного учреждения по обеспечению соблюдения требований безопасности, полагая, что выявленные нарушения являются недопустимыми, создающими реальную угрозу безопасности большого количества детей, что может привести к причинению вреда их здоровью, уточнив требования, окончательно просил суд обязать Управление образования администрации "адрес" в пределах компетенции в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование расходов Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N для оборудования оконных блоков замками безопасности в соответствии с требованиями "ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия"; обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N в срок не позднее 3 месяцев с момента выделения финансирования в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, установить на оконные блоки замков в помещениях групп детского сада.
Решением Московского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление образования администрации "адрес" просит отменить принятые судебные постановления, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявители жалобы ссылаются на то, что судами ошибочно применен устаревший "ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия". Также полагают, что судами необоснованно возложена обязанность по установке запирающих устройств на оконных блоках в группах и игровых зонах, спальнях, где дети постоянно находятся под присмотром взрослых. Обращают внимание на то, что применение устаревшего ГОСТ 23166-99 и возложение обязанности несения дополнительных расходов бюджетных средств на реализацию его требований в условиях нового регулирования соответствующих отношений не отвечает общему публичному интересу в экономичном и эффективном расходовании бюджетных средств. Кроме того, указывают, что требования ГОСТ распространяются исключительно на производителей оконных блоков и технические характеристики, предъявляемые к изготавливаемой продукции. Обращают внимание на то, что в ходе ежегодных приемок образовательных организаций к новому учебному году замечаний по отсутствию на окнах замков безопасности со стороны контрольно- надзорных органов не выявлено.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационная жалоба Управления образования администрации "адрес" принята к производству, судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы назначено на ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции явился прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Филатова Е.Г.
Иные участвующие в деле лица не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным провести судебное заседание в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела и принятые по делу судебные акты, выслушав мнение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Филатовой Е.Г, не возражавшей против перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают: исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, рассматривают и разрешают подведомственные им, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении (пункты 2 и 2.1 части 2 статьи 1 данного кодекса).
В соответствии с ч. 1 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Таким образом, основными критериями определения рассмотрения спора в гражданском либо административном порядке являются субъектный состав и характер спора, применяемые в совокупности.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", кассационный суд общей юрисдикции, установив в ходе производства по делу, рассматриваемому в порядке гражданского судопроизводства, что это дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, вправе вынести определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
После перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства кассационный суд общей юрисдикции руководствуется положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, исходя из характера заявленного прокурором спора о возложении обязанности обеспечить финансирование и оборудовать замками безопасности оконные блоки здания, субъектного состава участвующих в деле лиц, судебная коллегия полагает необходимым перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства и передать его в судебную коллегию по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения по существу кассационной жалобы Управления образования администрации "адрес" на решение Московского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 33.1, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
перейти к рассмотрению настоящего дела по иску прокурора Московского района города Твери в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 105, Управлению образования администрации города Твери о возложении обязанности оборудовать замками безопасности оконные блоки здания по правилам административного судопроизводства.
Передать настоящее дело в судебную коллегию по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения по существу кассационной жалобы Управления образования администрации города Твери на решение Московского районного суда города Твери от 29 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 6 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.