судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО8, судей ФИО6, ФИО7, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению "Управление Пенсионного фонда ФИО4 Народной Республики в "адрес"" о признании решения недействительным, обязании назначить пенсию
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N)
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Будённовского межрайонного суда "адрес" ФИО4 Народной Республики от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда ФИО4 Народной Республики от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО8, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Истец обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения, просила обязать ответчика назначить пенсию по возрасту согласно ее заявлению и документов о наличии страхового стажа.
Решением Будённовского межрайонного суда "адрес" ФИО4 Народной Республики от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда ФИО4 Народной Республики от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и апелляционным определением, истец обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об их отмене как незаконных и необоснованных, просит принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. Заявитель указывает на допущенные судами первой и апелляционной инстанции нарушения норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В судебное заседание не явились стороны. С учетом их надлежащего извещения о времени и месте проведения судебного заседания, препятствий к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц не установлено.
Согласно ч. 13 ст. 10 Федерального конституционного закона ДД.ММ.ГГГГ N-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию ФИО4 Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - ФИО4 Народной Республики" основаниями для пересмотра Вторым кассационным судом общей юрисдикции вступивших в законную силу постановлений судов, действовавших на территории ФИО4 Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию ФИО4 Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, являются существенные нарушения указанными судами норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, судебная коллегия кассационного суда приходит к выводу, что решение и апелляционное определение подлежит отмене по следующим основаниям.
Судами установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1, 1959 года рождения, обратилась в УПФ с заявлением о назначении пенсии по возрасту.
ФИО1 с последнего места работы уволена ДД.ММ.ГГГГ.
В заявлении о назначении пенсии истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ ей назначена пенсия на территории Украины.
Согласно Распоряжению УПФ N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 продолжена пенсия по возрасту. При этом размер пенсии не изменился, была произведен перерасчет, исходя из курсов валют.
При этом ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена пенсия по возрасту в связи с досрочным выходом на пенсию, общий стаж ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 35 лет 1 месяц 25 дней, размер пенсии уменьшен на 16, 5% в связи с досрочным выходом на пенсию.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о пересмотре процента пенсии.
Решением УПФ ДНР в "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в перерасчете пенсии.
Разрешая спор и отказывая ФИО1 в удовлетворении требований, признавая решение УПФ N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в перерасчете пенсии правомерным, суды первой и апелляционной инстанции указали, что п. 7-2 раздела XV "Заключительные положения" ЗУ NУ предусмотрено, что уменьшение размера пенсии по возрасту применяется в течение всего периода получения пенсии независимо от её вида. При этом, основания для пересмотра процента, на который уменьшен размер пенсии заявителя, предусмотренный данным пунктом Закона, отсутствуют, поскольку ФИО1 после назначения ей пенсии не работала и не отказалась от получения пенсии.
С выводами судов нижестоящих инстанций кассационный суд согласиться не может.
Постановлением ФИО2 Народной Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "О применении Законов на территории ФИО4 Народной Республики в переходный период" (с изменениями, внесенными на основании Постановлений ФИО2 Народной Республики от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N) предусмотрено, что всем органам исполнительной власти ФИО4 Народной Республики в организации своей деятельности необходимо руководствоваться положениями Декларации о суверенитете ФИО4 Народной Республики, Конституцией ФИО4 Народной Республики. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории ФИО4 Народной Республики до вступления в силу Конституции ФИО4 Народной Республики, применяются в части, не противоречащей Конституции ФИО4 Народной Республики.
В соответствии с п. 2.8. раздела 2 Постановления Правления Пенсионного фонда Украины от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка подачи и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", предусмотрено, что возобновление выплаты пенсии, перевод с одного вида пенсии на другой осуществляется по материалам пенсионного дела и в соответствии с требованиями законодательства, которое действовало на момент назначения пенсии.
Согласно ФИО3 Народной Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "О назначении и выплате пенсий на территории ФИО4 Народной Республики" Пенсионным фондом ФИО4 Народной Республики начата регулярная выплата пенсий гражданам, имеющим право на пенсионное обеспечение и состоящим на учёте в Пенсионном фонде ФИО4 Народной Республики.
В соответствии с п.4 ФИО3 N "О назначении и выплате пенсий на территории ФИО4 Народной Республики" установлено, что пенсии выплачиваются в ранее назначенных размерах.
Согласно ст. 45 Закона ФИО4 Народной Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-IHC "О нормативных правовых актах" установлено, что нормативно правовой акт не распространяется на отношения, возникшие до его вступления в законную силу, т.е. не имеет обратной силы во времени за исключением случаев, когда в самом акте предусмотрено, что он распространяется на отношения, возникшие до его вступления в законную силу. Действие нормативно правового акта начинается с момента его вступления в законную силу.
Пунктами 1 -2 Постановления ФИО2 Народной Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах назначения (перерасчёта) пенсии в ФИО4 Народной Республике в переходный период" (далее - Постановление N) предусмотрено, что на переходный период на территории ФИО4 Народной Республики применяется пенсионное законодательство Украины в части, не противоречащей Декларации о суверенитете и Конституции ФИО4 Народной Республики. На переходный период руководствоваться Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" от ДД.ММ.ГГГГ N-ГУ (в редакции, действовавшей до октября 2011 года в части пенсионного возраста для женщин).Согласно ст. 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" от ДД.ММ.ГГГГ NУ (далее - ЗУ N-ГУ) (в редакции, действовавшей до октября 2011 года) лица имеют право на назначение пенсии по возрасту после достижение возраста 60 лет и наличия страхового стажа не менее 15 лет. До достижения возраста, установленного абзацем первым настоящей статьи, право на пенсию по возрасту имеют женщины 1961 года и старше после достижения такого возраста: 58 лет 6 месяцев - родившиеся с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 7-2 раздела XV "Заключительные положения" ЗУ NУ (в редакции на 2014-2015 гг) предусмотрено, что до ДД.ММ.ГГГГ право досрочного выхода на пенсию по возрасту имеют женщины, которым исполнилось 55 лет, при наличии страхового стажа не менее 30 лет и при условии увольнения с работы. В этом случае размер их пенсии, исчисленный в соответствии со статьёй 27 и с учётом статьи 28 настоящего Закона, уменьшается на 0, 5 процента за каждый полный или неполный месяц досрочного выхода на пенсию. Уменьшение размера пенсии по возрасту применяется в течение всего периода получения пенсии независимо от ее вида. В случае если женщина, которой досрочно назначена пенсия, до достижения возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Закона, трудоустроилась, выплата досрочной пенсии на время работы прекращается. В этом случае после достижения возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Закона, процент, на который уменьшен размер пенсии, пересматривается с учетом количества полных месяцев страхового стажа, приобретенного за период работы после досрочного выхода на пенсию. Процент, на который был уменьшен размер пенсии, также может быть пересмотрен с учетом соответствующего количества полных месяцев страхового стажа, если лицо после достижению возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Закона, продолжает работать и отказалась от получения пенсии.
Поскольку истец обратилась за назначением пенсии до достижения возраста 58 лет, с учетом поэтапного увеличения пенсионного возраста для женщин на Украине, назначенная ей пенсия выплачивалась со снижением на 16, 5 %.
Вместе с тем, по состоянию на 2015 год в ДНР не был принят закон об увеличении пенсионного возраста. Кроме того, Постановлением ФИО2 ДНР от ДД.ММ.ГГГГ N в п. 1 предусмотрено, что на переходный период на территории ФИО4 Народной Республики применяется пенсионное законодательство Украины в части не противоречащей Декларации о суверенитете и Конституции ФИО4 Народной Республики. Пунктом указанного постановления определено руководствоваться на переходный период Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции, действовавшей до октября 2011 года в части пенсионного возраста для женщин).
При этом, из названия Постановления следует, что оно регулирует вопросы не только назначения, но и перерасчета пенсий.
Редакция статьи 26 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N-IV от ДД.ММ.ГГГГ предусматривала, что женщины имеют право на назначение пенсии по возрасту после достижения возраста 55 лет.
Доводы кассатора о том, что она обратилась в УПФ с заявлением не о возобновлении выплаты пенсии, а о ее назначении по законодательству республики, судами не проверены, оценка им не дана. Из заявления ФИО1 в пенсионный орган от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она просила именно назначить ей пенсию. Распоряжение УПФ N от ДД.ММ.ГГГГ, которым, как указал суд, ФИО1 продолжена пенсия по возрасту, в материалах дела отсутствует, его содержание судами не устанавливалось и не оценивалось.
Учитывая приведенное ранее правовое регулирование, применение на территории ДНР законодательства Украины не должно приводить к нарушению Конституции ДНР.
Согласно ст. 4 Конституции ДНР по состоянию на 2015 год предусматривала, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность ФИО4 Народной Республики, ее государственных органов и должностных лиц.
Статья 13 Конституции в ч. 2 указывала, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина при всех обстоятельствах.
Также статьей 1 Конституции ДНР республика была провозглашена как социальное государство.
Применительно к изложенному, при разрешении исковых требований подлежали учету доводы ФИО1, уроженки "адрес", гражданки ДНР (до вхождения Республики в состав Российской Федерации) о том, что при обращении в УПФ в 2015 году ей уже исполнилось 55 лет, по пенсионному законодательству ДНР она имела право на назначение пенсии по старости, закон Украины об общеобязательном государственном пенсионном страховании в части увеличения пенсионного возраста для женщин не подлежал применению.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда учитывает, что истец дважды, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, обращалась в УПФ с заявлением о перерасчете/назначении пенсии без снижения на 16, 5 %. По итогам рассмотрения обращений ей в этом было отказано с указанием на то, что сведений о работе после выхода на пенсию и увольнения ФИО1 не представлено.
Между тем, пп. 7-2 раздела XV Закона Украины N, ранее не предусматривающий возможности пенсионеру получать пенсию в полном размере, если он, после первичного назначения пенсии, не отказывался от ее получения и не осуществлял трудовую деятельность, в новой редакции с ДД.ММ.ГГГГ стал предусматривать, что уменьшение размера пенсии по возрасту применяется к достижению возраста, предусмотренного частью первой статьи 26 настоящего Закона, и в течение периода, равного количеству полных и неполных месяцев досрочного выхода на пенсию по достижении женщиной возраста, предусмотренного частью первой статьи 26 настоящего Закона. После завершения этого периода размер пенсии пересматривается без применения понижения пенсии со дня, следующего за днем завершения этого периода.
Такой возраст для ФИО1 наступил при достижении ею 61 года (ДД.ММ.ГГГГ).
Соответственно, как по пенсионному законодательству ДНР, Российской Федерации (в которых не предусмотрено снижение пенсии в процентном соотношении в случае досрочного выхода на пенсию), так и по законодательству Украины ФИО1 имела бы в настоящее время право на получение пенсии в размере 100 %.
Однако, представитель пенсионного органа в судах первой и апелляционной инстанций утверждал, что уменьшение размера пенсии применяется на весь период получения пенсии независимо от ее вида.
Учитывая изложенное, кассационный суд приходит к выводу, что решение и апелляционное определение постановлены с нарушением норм материального права, обстоятельства по делу установлены не полно.
Данные нарушения являются существенными и они не могут быть устранены без отмены судебных постановлений и нового рассмотрения дела.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеприведенное, установить все имеющие значение для разрешения дела обстоятельства, дать оценку всем доводам и доказательствам сторон, и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Будённовского межрайонного суда "адрес" ФИО4 Народной Республики от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда ФИО4 Народной Республики от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Будённовский межрайонный суд "адрес" ФИО4 Народной Республики.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.