Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Леоновой С.В, судей фио, фио, при помощнике судьи Александровой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Леоновой С.В. гражданское дело по апелляционным жалобам Яхиевой М.А. и ДГИ адрес на решение Троицкого районного суда адрес от 28 января 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования Яхиевой Малики Абдулгиланиевны к Департаменту городского имущества адрес, Комитету по архитектуре и градостроительству адрес об установлении реестровой ошибки, установлении границ земельных участков - удовлетворить частично.
Установить наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020330:398, 77:22:0020330:738, 77:22:0020330:907, 77:22:0020330:908, 77:00:0000000:71347.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
УСТАНОВИЛА:
фио первоначально обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества адрес, Комитету по архитектуре и градостроительству адрес, в котором просила установить наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020330:398, 77:22:0020330:738, 77:22:0020330:907, 77:22:0020330:908, 77:00:0000000:71347 и территориальной зоны с реестровым номером 77:22-7.119 (учетный номер: 77.12.1.178); исправить ошибку в местоположении границ земельного участка с кадастровыми номерами 50:27:0020330:398, 77:22:0020330:738, 77:22:0020330:907, 77:22:0020330:908, 77:00:0000000:71347, установив соответствующие координаты характерных точек; исправить ошибку в координатах характерных точек границ территориальной зоны с реестровым номером 77:22-7.119 (учетный номер: 77.12.1.178), установив соответствующие координаты характерных точек; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес внести изменения в ЕГРН в отношении установленных судом координат характерных точек земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020330:398, 77:22:0020330:738, 77:22:0020330:907, 77:22:0020330:908, 77:00:0000000:71347 и территориальной зоны с реестровым номером 77:22-7.119 (учетный номер: 77.12.1.178); внести изменения в Правила землепользования и застройки адрес, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП, в части координат характерных точек границ территориальной зоны с реестровым номером 77:22-7.119 (учетный номер: 77.12.1.178), установив соответствующие координаты характерных точек; обязать Комитет по архитектуре и градостроительству адрес в месячный срок осуществить подготовку, согласование и представление на рассмотрение Правительства Москвы проекта постановления Правительства Москвы о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г..N 120-ПП в части установления следующих координат характерных точек границ территориальной зоны
с реестровым номером 77:22-7.119 (учетный номер: 77.12.1.178).
Определением Троицкого районного суда адрес от 17.09.2021, частично отмененным апелляционным определением от 18.11.2021 судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда, производство по делу было прекращено в части исковых требований Яхиевой М.А. об исправлении границ территориальной зоны, внесении изменений в Правила землепользования и застройки адрес, обязании совершить действия.
При таких обстоятельствах, с учетом выводов судебной экспертизы в порядке ст. 39 ГПК РФ истец просила установить наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020330:398, 77:22:0020330:738, 77:22:0020330:907, 77:22:0020330:908, 77:00:0000000:71347, исправить выявленные ошибки в местоположении земельных участков путем установления координат характерных точек спорных земельных участков, с обязанием Управления Росреестра адрес внести соответствующие изменения в ЕГРН.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просят истец фио и представитель ответчика ДГИ адрес по доверенности фио по доводам апелляционных жалоб.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Комитета по архитектуре и градостроительству адрес, Управления адресМосквы не явились, извещены, причины неявки не обосновали, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие по ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Яхиевой М.А. по доверенности Мартыняк Е.И, представителя ответчика ДГИ адрес по доверенности фио, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Согласно ч.ч.1-2 ст.8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Согласно ст.22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Судом при рассмотрении настоящего дела было установлено, что Яхиевой М.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020330:398, площадью 3602 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для дачного строительства, расположенный по адресу: адрес, уч. 23, что ЕГРН от 10.03.2020 N 77/100/331/2020-950. Участок истца является смежным с земельным участком с кадастровым номером 17:00:0000000:71347, о чем имеется отметка в разделе 3.1 выписки из ЕГРН от 10.03.2020 N 77/100/331/2020-950.
При рассмотрении дела определением суда по настоящему делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза. Согласно заключению эксперта ИП фио от 15.06.2021, в рамках проведения судебной землеустроительной экспертизы экспертом 12 января 2021 года было проведено обследование исследуемых земельных участков, а также была проведена геодезическая съемка границ земельного участка, находящегося в фактическом пользовании истца, установлено фактическое расположение существующих на местности ограждений, строений и сооружений, в границах исследуемого земельного участка.
На момент обследования экспертом было установлено, что фактически земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020330:398, принадлежащий на праве собственности Яхиевой М.А, находится в едином массиве с принадлежащими истцу на праве собственности иными земельными участками с кадастровыми номерами 77:22:0020330:738, 77:22:0020330:907, 77:22:0020330:908 (отсутствуют четко выраженные элементы границ, разделяющие указанные земельные участки друг от друга), не указанные в вопросах суда, но являющиеся обязательными для исследования (ч. 2 ст. 86 ГПК РФ).
адрес с кадастровым номером 77:22:0020330:738 (кадастровые номера объектов недвижимости, из которых образован объект недвижимости:: 50:27:0020330:397 площадью 350 кв. м (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для дачного строительства), расположенный по адресу: адрес, адрес, 0, 6 км автодороги адрес, адрес, принадлежащий на праве собственности Яхиевой М.А. (N 77-77/017-77/006/204/2016-188/2 от 06.09.2016).
адрес с кадастровым номером 77:22:0020330:907 (кадастровые номера объектов недвижимости, из которых образован объект недвижимости:: 77:22:0020330:739 (Рис. 3)) площадью 2536 кв. м (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для дачного строительства), расположенный по адресу: адрес, адрес, тер. адрес, участок владение 22, принадлежащий на праве собственности Яхиевой М.А. (N 77-77/017-77/006/204/2016-187/2 от 06.09.2016).
адрес с кадастровым номером 77:22:0020330:908 (кадастровые номера объектов недвижимости, из которых образован объект недвижимости:: 77:22:0020330:739 (Рис. 3)) площадью 345 кв. м (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для дачного строительства), расположенный по адресу: адрес, адрес, 0, 6 км автодороги адрес, адрес, принадлежащий на праве собственности Яхиевой М.А. (N 77:22:0020330:908-77/017/2018-2 от 27.09.2018).
Поскольку между исследуемым земельным участком с кадастровым номером 50:27:0020330:398 и земельными участками с кадастровыми номерами 77:22:0020330:738, 77:22:0020330:907, 77:22:0020330:908 на местности отсутствуют четко выраженные элементы границ, разделяющие указанные земельные участки друг от друга, определить фактическую границу, а соответственно и фактическую площадь указанного земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020330:398, не представляется возможным.
В границах вышеуказанного земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером 77:22:0020330:1106 общей площадью 420, 5 кв. м, сведения о местоположении которого содержатся в ЕГРН (нежилое здание (гараж), назначение: нежилое, 2-этажный), принадлежащий на праве собственности Яхиевой М.А. (N 77:22:0020330:1106-77/017/2018-1 от 19.01.2018), жилой дом (на схемах - 3КЖ), а также объекты недвижимости хозяйственного и вспомогательного назначения, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Кроме того, при обследовании объектов землеустроительной экспертизы, экспертом не установлены фактические граница и площадь земельного участка с кадастровым номером 77:00:0000000:71347 площадью 14571891 кв. м (1457, 2 га). Данный земельный участок не огорожен (отсутствуют четко выраженные элементы границ на местности, закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения - межевых знаков, ограждений).
Экспертом отмечено, что поскольку кадастровым инженером не определены фактические площади земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020330:398, 77:00:0000000:71347, то определить соответствие фактических площадей указанных земельных участков данным по правоустанавливающим (правоудостоверяющим) документам и сведениям, содержащимся в ЕГРН, не представляется возможным.
Между тем, при сопоставлении фактических границ земельных участков истца, установленных в рамках проведения землеустроительной экспертизы, с границами земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020330:398, 77:22:0020330:738, 77:22:0020330:907, 77:22:0020330:908 по сведениям, содержащимся в ЕГРН, установлено, что фактические границы (местоположение существующих на местности ограждений) не соответствуют сведениям о границах указанных земельных участков, внесенным в ЕГРН.
При таких обстоятельствах эксперт пришел к выводу, что постановка границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020330:398, 77:22:0020330:738, 77:22:0020330:907, 77:22:0020330:908 на кадастровый учет проведена без учета фактических границ указанных земельных участков, кроме того, без учета местоположения фактических границ смежных землепользователей, в том числе существующего проезда (КN 50:27:0020330:403), который перекрывается земельными участками истца, в результате допущенного смещения их кадастровых границ.
Учитывая местоположение существующих ограждений, характер смещения границ по сведениям ЕГРН, эксперт установил, что вышеуказанное несоответствие границ исследуемых земельных участков, вероятнее всего обусловлено наличием реестровой ошибки (ошибки в местоположении границ ранее учтенных земельных участков), допущенной при постановке земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020330:398, 77:22:0020330:738, 77:22:0020330:907, 77:22:0020330:908 на кадастровый учет.
Экспертом было отмечено, что изначально ошибка в местоположении границ ранее учтенных земельных участков была допущена в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020330:16, 50:27:0020330:397, 77:22:0020330:739, в результате раздела которых были образованы исследуемые земельные участки, принадлежащие истцу на праве собственности.
В материалах гражданского дела представлены ответы из Управления Росреестра по Москве, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес, Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по адрес об отсутствии в указанных органах землеустроительной документации в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020330:0016.
Экспертом также отмечено, что реестровая ошибка (ошибка в местоположении границ ранее учтенных земельных участков) также допущена в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020330:396, 50:27:0020330:403, 50:27:0020330:404, 50:27:0020330:405, местоположение границ которых частично было определено экспертом в качестве контрольных промеров (указанные земельные участки не являлись объектами исследования в рамках проведения данной землеустроительной экспертизы).
Из исследовательской части экспертизы усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 77:00:0000000:71347 был образован в 2015 году из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании Распоряжения Департамента земельных ресурсов адрес от 18 февраля 2013 года N 1228б об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: адрес, адрес, Краснопахорское, между СНТ "Искра-3", СНТ "Лесное-Ватутинки", СНТ "Яковлево", СНТ "Дорожник", СНТ "Лесное", СНТ "Сокол", адрес, ДСК "Радость", СНТ "Киселево", адрес, СНТ "Пыхчево", СНТ "Шалово", ЖСКИЗ "Пахра", адрес "Синтез", адрес, ДСПК "Шурави", адрес на кадастровой карте территории, а также Распоряжения Департамента городского имущества адрес от 23 апреля 2014 года N 5135б (Межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: адрес, адрес, Краснопахорское, между СНТ "Искра-3", СНТ "Лесное-Ватутинки", СНТ "Яковлево", СНТ "Дорожник", СНТ "Лесное", СНТ "Сокол", адрес, ДСК "Радость", СНТ "Киселево", адрес, СНТ "Пыхчево", СНТ "Шалово", ЖСКИЗ "Пахра", адрес "Синтез", адрес, ДСПК "Шурави", адрес, от 13 марта 2015 года.
Таким образом, граница земельного участка с кадастровым номером 77:00:0000000:71347, в части смежной с границами земельных участков истца, была определена с учетом содержащихся в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020330:398, 77:22:0020330:738, 77:22:0020330:907, 77:22:0020330:908, то есть также со смещением в сторону фактического землепользования адрес.
В рамках проведения землеустроительной экспертизы установлено, что имеется пересечение фактических границ исследуемых земельных участков истца с границами территориальной зоны с реестровым номером 77:22-7.119 (учетный номер: 77.12.1.178, дата внесения в ЕГРН: 08.11.2017).
Граница вышеуказанной территориальной зоны N 77:22-7.119 (учетный номер: 77.12.1.178) определена картометрическим методом определения координат.
Таким образом, граница территориальной зоны N 77:22-7.119 (учетный номер: 77.12.1.178) была установлена на основании кадастрового плана территории, с учетом ранее учтенных границ земельных участков, сведения о местоположении которых содержались на момент их определения в ЕГРН, без выезда на местность, а соответственно без учета фактических границ земельных адрес
На момент постановки границы вышеуказанной территориальной зоны N 77:22-7.119 (учетный номер: 77.12.1.178) на кадастровый учет - 08.11.2017 года, ее граница была определена с учетом кадастровых границ исследуемых земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020330:398, 77:22:0020330:738, 77:22:0020330:907, 77:22:0020330:908, 77:00:0000000:71347.
Суд обоснованно принял в качестве достоверного и допустимого доказательства заключение эксперта ИП фио как соответствующее требованиям гражданско-процессуального законодательства, выполненное специалистом, квалификация которого сомнений у суда не вызывает. Заключение оформлено надлежащим образом, научно обосновано, не имеет противоречий, его выводы представляются ясными и понятными, оснований не доверять заключению эксперта не имеется.
При установленных обстоятельствах, руководствуясь приведенными выше нормами права, оценив собранные доказательства, суд верно установил, что при определении границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020330:398, 77:22:0020330:738, 77:22:0020330:907, 77:22:0020330:908, 77:00:0000000:71347 была допущена ошибка в указании местоположения границ земельных участков, в связи с чем удовлетворил заявленное истцом требование об установлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ названных земельных участков.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам ст. 67 ГПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества является внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно ст.14 указанного Федерального закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на адрес кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на адрес номером регистрации.
Согласно п.2 ст.8 данного Федерального Закона к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В соответствии с п.1 ст.14 ФЗ N218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно ст.43 Федерального закона N218 "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В соответствии с п.3 ст.61 Федерального закона N218 "О Государственной регистрации недвижимости", воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В силу п.4 ст.61 Федерального закона N218 "О Государственной регистрации недвижимости", в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
В соответствии с п.6 ст.61 Федерального закона N218 "О Государственной регистрации недвижимости", орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
Как следует материалов дела, экспертом ИП фио было установлено, что постановка границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020330:398, 77:22:0020330:738, 77:22:0020330:907, 77:22:0020330:908, принадлежащих истцу на кадастровый учет проведена без учета фактических границ указанных земельных участков, кроме того, без учета местоположения фактических границ смежных землепользователей, в том числе существующего проезда (КN 50:27:0020330:403), который перекрывается земельными участками истца, в результате допущенного смещения их кадастровых границ. Данное несоответствие границ исследуемых земельных участков, обусловлено вероятно наличием изначально ошибки в местоположении границ ранее учтенных земельных участков в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020330:16, 50:27:0020330:397, 77:22:0020330:739, в результате раздела которых были образованы исследуемые земельные участки, принадлежащие истцу на праве собственности. Вероятностный вывод сделан вследствие объективного отсутствия по данным Управления Росреестра адрес регистрационного дела в отношение земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020330:16.
Данные обстоятельства подтвердила эксперт фио и в заседании судебной коллегии.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы ДГИ адрес суд верно руководствовался положениями Федерального закона от 13.07.2015 г. N218 "О Государственной регистрации недвижимости", при установлении реестровой ошибки в ЕГРН в отношении границ спорных земельных участках.
Доводы апелляционной жалобы что экспертом не были исследованы землеотводные документы в отношении 77:22:0020330:738, 77:22:0020330:907, 77:22:0020330:908, судебной коллегией проверены и признаны несостоятельными, поскольку как следует из исследовательской части экспертизы, необходимая информация для ответа на поставленные вопросы, в том числе с учетом ч.2 ст. 86 ГПК РФ, была представлена в материалах дела, а также получена экспертом из открытых источников государственных ресурсов.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с заключением судебной экспертизы, проведенной в рамках настоящего дела, а также критика методики ее проведения, направлены на оспаривание результатов судебной экспертизы.
Судебная коллегия отмечает, что заключение судебной экспертизы составлено экспертом, имеющим необходимый стаж работы, заключение является полным, научно обоснованным, подтвержденным документами и другими материалами дела, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не доверять заключению у суда оснований не имеется.
Суд первой инстанции обоснованно оценил экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.
Заключение эксперта полностью соответствует требованиям статьи 86 ГПК РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", оно дано в письменной форме, содержит подробное описание проведенного исследования, анализ имеющихся данных, результаты исследования, конкретные ответы на поставленные судом вопросы, является последовательным, не допускает неоднозначного толкования.
Доводы апелляционной жалобы ДГИ адрес о расположении объектов недвижимости принадлежащих фио частично на территории особо охраняемой территории земельного участка с КN 77:00:0000000:71347, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являлись предметом настоящего спора.
При разрешении исковых требований фио об исправлении реестровых ошибок в границах спорных земельных участках путем установления координат характерных точек указанных земельных участков согласно данным судебной экспертизы, суд пришел к обоснованному выводу об их отклонении, поскольку, как следует из заключения судебного эксперта фио, предложенный вариант невозможен без исправления границ территориальной зоны с реестровым номером 77:22-7.119 и внесения изменений в Правила землепользования и застройки адрес.
Тогда как установление границ территориальных зон и внесение изменений в Правила землепользования и застройки адрес относится к исключительной компетенции органов исполнительной власти, законом установлены соответствующие процедуры и административные регламенты, которые истцом по заявленным им требованиям не исполнены. К полномочиям районного суда в порядке гражданского судопроизводства установление границ территориальных зон и внесение изменений в Правила землепользования и застройки адрес не отнесено.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, основанными на обстоятельствах дела и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2018 N 457-ПП (ред. от 15.11.2019) был утвержден "Порядок направления и рассмотрения предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки адрес", согласно п. 1.1. которого, данный Порядок регламентирует процедуры направления предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки адрес, рассмотрения Городской комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы указанных предложений и принятия Комитетом по архитектуре и градостроительству адрес (Москомархитектура) решения о подготовке проекта правового акта Правительства Москвы о внесении изменений в правила землепользования и застройки адрес или решения об отклонении предложения.
В соответствии со ст.33 Градостроительного кодекса РФ, ст.36 Градостроительного кодекса Москвы, постановлением Правительства Москвы от 07.04.2009 (ред. от 18.08.2020) "О создании Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы и об утверждении Положений о Городской и окружной комиссиях по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы", п.3 "Порядок направления и рассмотрения предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки адрес", утверждённого Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2018 N 457-ПП (ред. от 15.11.2019), Городской комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы рассматриваются вопросы о внесении изменений в Правила землепользования и застройки адрес.
В силу п.4.2 Постановления Правительства Москвы от 07.11.2012 N 633-ПП (ред. от 03.08.2021) "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству адрес" Комитет по архитектуре и градостроительству адрес на основании и во исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава адрес, законов адрес, иных правовых актов адрес принимает решения о подготовке проектов внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес или об отклонении поступивших в установленном порядке предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки адрес (п.4.2.1(1) Положения).
Таким образом, устранение реестровой ошибки в границах спорных участков связано с изменением границ территориальных зон, тогда как внесение изменений в Правила землепользования и застройки адрес относится к компетенции органов исполнительной власти, законом установлены соответствующие процедуры и административные регламенты.
К полномочиям суда установление границ территориальных зон и внесение изменений в Правила землепользования и застройки адрес без соблюдения заинтересованными лицами установленного порядка и с нарушением установленных процедур не отнесено.
Также судебная коллегия обращает внимание, что земельный участок с КN 77:00:0000000:71347 является особо охраняемой зеленой территорией адрес.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 22.08.2012 N 424-ПП "Об отнесении лесов, входивших до 01 июля 2012 года в состав лесного фонда и включенных в границы города федерального значения Москвы, к зеленому фонду адрес, и территорий, вошедших в зеленый фонд адрес, к особо охраняемой зеленой территории адрес" земельные участки, ранее являвшиеся лесными, отнесены к особо охраняемой зеленой территории адрес, распорядительные функции в отношении которой осуществляет Правительство Москвы. Особо охраняемая зеленая территория адрес создана в целях выполнения средозащитных, климаторегулнрующих, санитарно-гигиенических и рекреационных функций, оказывающих положительное влияние на экологическую обстановку и обеспечивающих благоприятные условия отдыха людей. На особо охраняемой зеленой территории адрес запрещена деятельность, не связанная с сохранением и изучением особо охраняемой зеленой территории.
Пунктом 7 указанного Постановления установлено, что изменение границ и режима использования особо охраняемой зеленой территории (п. 3) осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти адрес после рассмотрения данного вопроса Градостроительно-земельной комиссией адрес.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что в данной части исковых требований фио избран неверный способ защиты права.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд разрешилспор на основании норм права подлежащих применению, с достаточной полнотой исследовал все доказательства собранные в ходе разрешения спора, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объеме, который позволил суду разрешить спор.
Доводы апелляционных жалоб сторон не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и повторяют изложенную ранее заявителем позицию, которая была предметом исследования и оценки суда и была им правомерно отвергнута. Оснований для иной оценки исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Доводы жалоб не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, сводятся к изложению позиции заявителей по делу, собственным толкованию закона и оценке доказательств и установленных обстоятельств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом первой инстанции были допущены нарушения, влекущие отмену или изменение судебного постановления.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для признания их ошибочными и отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь ст.ст.328- 330 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Троицкого районного суда адрес от 28 января 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Яхиевой М.А. и адресМосквы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.