Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Колосовой С.И., судей фио, фио, при помощнике судьи фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе ответчика ФГАУ "Росжилкомплекс" на решение Савеловского районного суда адрес от 16 августа 2022 г., которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать решение ФГАУ "Росжилкомлекс" N 1025/1429/ФМ от 27.10.2021 об отказе Калмазану Виталию Петровичу в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, незаконным и отменить его,
УСТАНОВИЛА:
Калмазан В.П. обратилась в суд с иском к ФГАУ "Росжилкомплекс" о признании незаконным решения ФГАУ "Росжилкомплекс" N 102/1429/ФМ от 27 октября 2021 года об отказе в постановке истца и его семьи нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в избранном после увольнения месте жительства - адрес, мотивируя свои требования тем, что проходил военную службу по контракту в вооруженных силах СССР и РФ с августа 1990 года по февраль 2011 года, досрочно уволен с военной службы в отставку по стоянию здоровья с выслугой 20 лет. Поскольку право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания им не было реализовано, истец обратился в Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ с заявлением о принятии истца и членов его семьи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в выбранном после увольнения месте жительства - адрес, в чем ему было незаконно отказано.
В судебное заседание истец, его представитель явились, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без своего участия, учетное дело истца, а также возражения на иск, в которых против удовлетворения иска возражал.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого как незаконного просит в апелляционной жалобе ответчик ФГАУ "Росжилкомплекс", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ФГАУ "Росжилкомплекс" по доверенности фио, поддержавшего доводы жалобы, истца Калмазана В.П. и его представителя фио, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах СССР и РФ с августа 1990 года по февраль 2011 года, досрочно уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья с выслугой 20 лет.
В мае 2008 года в период прохождения военной службы истцу и членам его семьи было предоставлено служебное жилое помещение в военном городке по адресу: адрес для временного проживания (л.д. 17-21).
Приказом начальника 12 фио РФ от 25 января 2011 года N 021 истец был уволен досрочно с военной службы по состоянию здоровья и исключен из списков личного состава части 28 февраля 2011 года (л.д.14).
19 марта 2021 года истец обратился в Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом фио РФ с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в избранном после увольнения месте жительства - адрес.
Решением ФГАУ "Росжилкомплекс" от 27 октября 2021 года N 102/1429/ФМ истцу было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в избранном после увольнения месте жительства - адрес, в связи с тем, что заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося было подано уже после увольнения Калмазана В.П. с военной службы и исключения из списков личного состава части (л.д. 7-8).
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).
Согласно положениям абзаца первого пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно приживающим с ними членами их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы более 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ).
Согласно пункту 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее-Правила).
В соответствии с положениями подпункта "а" пункта 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Разрешая спор, приходя к выводу об удовлетворении иска, суд обоснованно исходил из того, что оснований для отказа в принятии истца на учет у ответчика не имелось, поскольку само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированное статьей 15 Федерального закона N 76-ФЗ, учитывая, что продолжительность военной службы Калмазана В.П. составляет более 20 лет, уволен с военной службы по состоянию здоровья, не обеспечен жилым помещением для постоянного проживания.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с данным выводом суда первой инстанции, полагая, что реализация предоставленного истцу законом права не должна ставиться в зависимость от времени обращения с соответствующим заявлением.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, к субъективному толкованию норм материального права, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Савеловского районного суда адрес от 16 августа 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФГАУ "Росжилкомплекс" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.