Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при помощнике судьи фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио апелляционную жалобу фио на решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 8 июля 2022 года по гражданскому делу N 2-1766/22 (УИДN77RS0001-02-2021-020339-87) по иску Департамента городского имущества города Москвы к фио об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы,
УСТАНОВИЛА:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в суд с иском к фио, В обоснование заявленных требований истец указал, что фио является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0015007:2224, общей площадью 75, 1 кв.м, расположенное по адресу: адрес, пом. III. Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение от 13.04.2021 N 15268 "Об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества", согласно которому указанное нежилое помещение подлежит изъятию. Размер денежного возмещения за нежилое помещение установлен отчетом об оценке от 24.05.2021 NП1491-21, выполненным независимой оценочной организацией ООО "Оценка и Консалтинг", в размере 11 683 000 рублей. Проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы ответчиком не подписан, в связи с чем истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Просит суд изъять для государственных нужд города Москвы нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0015007:2224, общей площадью 75, 1 кв.м, расположенное по адресу: адрес, пом. III, с установлением возмещения в соответствии с отчетом об оценке от 24.05.2021 NП1491-21, выполненным независимой оценочной организацией ООО "Оценка и Консалтинг", в размере 11 683 000 рублей; установить следующие условия изъятия: возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается Департаментом городского имущества города Москвы после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу путем перечисления денежных средств на счет правообладателя, фио обязана в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу предоставить в Департамент городского имущества города Москвы реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости изъятого недвижимого имущества. Обязательства Департамента городского имущества по оплате считаются исполненными с даты списания денежных средств с корреспондентского счета Департамента, в случае отказа фио предоставить реквизиты расчетного счета более 5 (пяти) рабочих дней, денежные средства, составляющие стоимость изъятого недвижимого имущества вносятся Департаментом городского имущества города Москвы на депозит нотариуса, фио обязана освободить нежилое помещение от собственного имущества и имущества иных лиц в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения денежной компенсации, в случае нарушения фио указанного срока, предоставить Департаменту городского имущества города Москвы и/или иному уполномоченному исполнительному органу города Москвы и/или подрядной организации на принудительное освобождение нежилого помещения.
Департамент города Москвы и/или иной уполномоченный исполнительный орган города Москвы и/или подрядная организация не несут юридической ответственности за оставленное фио собственное имущество и имущество иных лиц, определить, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для погашения ограничений (обременений), внесенных в ЕГРН в отношении изымаемого недвижимого имущества, вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности фио на нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0015007:2224, общей площадью 75, 1 кв.м, расположенное по адресу: адрес, пом. III, перехода и возникновения права собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы на нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0015007:2224, общей площадью 75, 1 кв.м, расположенное по адресу: адрес, пом. III.
Определением суда от 29.03.2022 требование Департамента городского имущества города Москвы к Правообладателю об установлении размера возмещения по отчету об оценке от 24.05.2021 NП1491-21, выполненному независимой оценочной организацией ООО "Оценка и Консалтинг", в размере 11 683 000 рублей выделено в отдельное производство.
Решением Бабушкинского районного суда г. Москвы от 8 июля 2022 года постановлено: исковые требования Департамента городского имущества города Москвы к фио об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы удовлетворить.
Изъять для государственных нужд города Москвы нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0015007:2224, общей площадью 75, 1 кв.м, расположенное по адресу: адрес, пом. III, с установлением возмещения в соответствии с отчетом об оценке от 24.05.2021 NП1491-21, выполненным независимой оценочной организацией ООО "Оценка и Консалтинг", в размере 11 683 000 рублей.
Установить следующие условия изъятия:
Возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается Департаментом городского имущества города Москвы после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу путем перечисления денежных средств на счет правообладателя.
фио обязана в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу предоставить в Департамент городского имущества города Москвы реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости изъятого недвижимого имущества. Обязательства Департамента городского имущества по оплате считаются исполненными с даты списания денежных средств с корреспондентского счета Департамента.
В случае отказа фио предоставить реквизиты расчетного счета более 5 (пяти) рабочих дней, денежные средства, составляющие стоимость изъятого недвижимого имущества вносятся Департаментом городского имущества города Москвы на депозит нотариуса.
фио обязана освободить нежилое помещение от собственного имущества и имущества иных лиц в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения денежной компенсации. В случае нарушения фио указанного срока, предоставить Департаменту городского имущества города Москвы и/или иному уполномоченному исполнительному органу города Москвы и/или подрядной организации на принудительное освобождение нежилого помещения. Департамент города Москвы и/или иной уполномоченный исполнительный орган города Москвы и/или подрядная организация не несут юридической ответственности за оставленное фио собственное имущество и имущество иных лиц.
Определить, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для погашения ограничений (обременений), внесенных в ЕГРН в отношении изымаемого недвижимого имущества.
Вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности фио на нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0015007:2224, общей площадью 75, 1 кв.м, расположенное по адресу: адрес, пом. III, перехода и возникновения права собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы на нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0015007:2224, общей площадью 75, 1 кв.м, расположенное по адресу: адрес, пом. III.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого как незаконного просит ответчик по доводам апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии представитель фио - фио поддержал доводы апелляционной жалобы истца.
Иные лица, участвующие в деле в заседание судебной коллегии не явились, несмотря на надлежащее уведомление о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем, с учетом положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Из материалов дела следует, что фио является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0015007:2224, общей площадью 75, 1 кв.м, расположенное по адресу: адрес, пом. II.
Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение от 13.04.2021 N 15268 "Об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества", согласно которому изъятию подлежит нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0015007:2224, общей площадью 75, 1 кв.м, расположенное по адресу: адрес, пом. II.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ в адрес Правообладателя письмом был направлен проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и расчета убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества.
Срок заключения соглашения Правообладателем в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ составляет три месяца с даты направления.
Указанный срок истек, а подписанный Правообладателем проект соглашения до настоящего времени истцу не поступил.
Независимой оценочной организацией ООО "Оценка и Консалтинг" проведена оценка стоимости изымаемого нежилого помещения, составлен отчет об оценке от 24.05.2021 NП1491-21, согласно которому рыночная стоимость объекта оценки составляет 11 683 000 рублей.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, в связи со следующим.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и территории адрес объектов, предусмотренных абзацем пятым (в отношении объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения), абзацем десятым подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, транспортно-пересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены частью 7 статьи 4 (в отношении объектов регионального значения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы), статьями 6 - 11, 13 и 14 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а для размещения объектов инфраструктуры федерального значения или объектов инфраструктуры регионального значения, предназначенных для реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - в порядке, предусмотренном земельным законодательством, с учетом особенностей, установленных частями 1 - 3, 5, 6, 9 - 14, 19 - 21 статьи 10 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статьей 19 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 10 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственнику или правообладателю недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проект соглашения с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) расчетов убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества (далее - соглашение об изъятии недвижимого имущества), направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае, если в целях изъятия недвижимого имущества осуществляется образование земельного участка либо изменение или уточнение его границ в соответствии с частью 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества прилагаются кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию. В случае, если предполагается перераспределение земельных участков, к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества прилагаются схемы земельных участков, содержащие сведения о подлежащих образованию земельных участках и утвержденные в порядке, установленном частью 7 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ а случае принудительного изъятия недвижимого имущества условия такого изъятия определяются судом. При этом размер возмещения стоимости изымаемого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков определяется на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. В данном отчете должны быть указаны все убытки, причиненные таким изъятием и подлежащие возмещению.
В силу п. 4 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ в случае, если в течение трех месяцев со дня направления проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества указанное соглашение не заключено, орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии такого имущества.
Согласно ст. 282 ГК РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 12 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ в случае несогласия собственника или правообладателя недвижимого имущества с размером возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) причиненных изъятием недвижимого имущества убытков, содержащимся в отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленном оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, собственник или правообладатель недвижимого имущества вправе оспорить в судебном порядке этот отчет. Наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации перехода, прекращения прав и обременений на изымаемое недвижимое имущество.
Согласно п. 13 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ вступивший в законную силу судебный акт о принудительном изъятии недвижимого имущества является основанием для прекращения и возникновения прав на изымаемое недвижимое имущество, регистрации перехода прав на изымаемое недвижимое имущество и выплат соответствующего возмещения, включающего в себя, в частности, убытки, подлежащие возмещению и определенные на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. При этом заключение каких-либо соглашений не требуется.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда, судебная коллегия находит их необоснованными.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что по смыслу п.12 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ указание в судебном решении стоимости, определенной отчетом об оценке, выполненным по заказу органа исполнительной власти, не препятствует оспариванию данного отчета, а также возможности предъявления требования о доплате возмещения в случае установления судом в результате рассмотрения спора о законности и достоверности отчета занижения размера возмещения. Дополнительные гарантии собственнику также установлены системой ответственности оценщика и страхования указанной ответственности.
Суд первой инстанции обоснованно учел, что в случае наличия спора о размере возмещения ответчик не лишена возможности разрешить его в ином судебном процессе, в том числе в рамках дела по спору об установлении суммы возмещения, выделенного судом в отдельное производство определением от 29.03.2022. В случае, если по указанному делу будет установлен размер возмещения в большем размере, то на основании решения суда может быть произведена доплата ответчику. Размер возмещения, который подлежит выплате ответчику по настоящему решению суда является своевременной предварительной денежной компенсацией за изъятое для государственных нужд города Москвы недвижимое имущество.
Судебная коллегия отмечает, что довод апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении фио опровергается материалами дела: ответчику были направлены судебные повестки по адресу адрес, а также адрес, к.1, кв. 28. (л.д. 183, 184).
Судебная коллегия считает выводы суда, изложенные в решении, соответствующими собранным по делу доказательствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, судом все юридически значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное.
Оснований не согласиться с такими выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку доказательств, представленных сторонами, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 8 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.