Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лобовой Л.В.
и судей Климовой С.В, Рачиной К.А.
при помощнике судьи Макушненко В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г.Москве и Московской области на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 08 декабря 2022 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-9585/2022), которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г.Москве и Московской области (ИНН 7725216070) в части отказа во включении в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы Бутримовича А.В. (СНИЛС ххххх) с 01.10.2008 по 09.12.2013, с 10.12.2013 по 12.01.2015, с 29.10.2015 по 31.12.2019, с 01.05.2015 по 17.05.2015.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Бутримовича А.В. с 01.10.2008 по 09.12.2013, с 10.12.2013 по 12.01.2015, с 29.10.2015 по 31.12.2019, с 01.05.2015 по 17.05.2015.
В остальной части иска отказать.
установила:
Истец Бутримович А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области, в котором просил признать незаконным решение ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от 21.03.2021 об отказе в установлении пенсии, обязать ответчика включить в специальный страховой стаж периоды работы с 01.10.2008 по 09.12.2013, с 10.12.2013 по 12.01.2015, с 29.10.2015 по 31.12.2019, с 01.05.2015 по 17.05.2015 и назначить страховую пенсию по старости, указав в обоснование заявленных требований, что ответчиком было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Мовсесян Г.А. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика по доверенности Рубцова А.К. в судебном заседании заявленные требования не признала.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика по доводам апелляционной жалобы.
Определением судебной коллегии в соответствии со ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда РФ N 8 по г. Москве и Московской области, прекратившего деятельность в связи с реорганизацией, на правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области.
Представитель ответчика извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не представили.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Судебная коллегия, выслушав представителя истца по доверенности Мовсесян Г.А, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
В соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет, по достижении возраста 55 - 60 лет либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ
"О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому при возникновении права на назначение страховой пенсии по старости в 2019 году страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на нее, в 2020 - не ранее, чем через 24 месяца, в 2021 году - не ранее, чем через 36 месяцев.
Пунктом 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" установлено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В целях реализации положений ст. 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с пп. "о" п. 1 данного Постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления. При этом начиная с 1 января 2019 г. в отношении лиц, осуществлявших творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), которым в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается по достижении определенного возраста, указанный Список применяется с учетом положений части 1(1) статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Право на пенсию за выслугу лет в зависимости от стажа творческой работы имеют: - при стаже творческой работы не менее 15 лет артисты балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющие сольные партии, при стаже творческой работы не менее 20 лет - артисты балета (в том числе балета на льду).
Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением, в том числе, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 11 Договора от 24 января 2006 года между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.
Согласно ст. 12 Договора подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 29.09.2020 Бутримович А.В. обратился в ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от 11.03.2021 Бутримович А.В. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием права. Ответчиком установлен стаж истца на соответствующих видах работ 8 лет 2 месяца 12 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента 45, 842.
В стаж на соответствующих видах работ не были включены периоды работы: с 01.10.2008 по 09.12.2013 - артист балета национального академического большого театра балета Республики Беларусь, так как работа за границей, согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", засчитывается в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; с 10.12.2013 по 12.01.2015 - солист балета Автономной некоммерческой организации "Санкт-Петербургский театр классического балета", так как период отсутствует в выписке из лицевого счета; с 29.10.2015 по 31.12.2019 - артист балета ГБУК г. Москвы "Москонцерт", с 01.05.2015 по 17.05.2015 - артист балета ГБУК МО "Театр балета "Русский балет", так как работа в данных должностях и организациях предусмотрена п. 2 "Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 N 447.
Проверяя доводы истца, судом установлено и следует из трудовой книжки, Бутримович А.В. принят 01.10.2008 в Национальный академический Большой театр балета Республики Беларусь на должность артиста балета - ведущего мастера сцены по контракту, 01.04.2011 наименование должности "артист балета - ведущий мастер сцены" изменено на "артист балета (солист) - ведущий мастер сцены", 09.12.2013 уволен по соглашению сторон; 10.12.2013 принят на должность солиста балета в Автономную некоммерческую организацию "Санкт-Петербургский Театр Классического балета", 12.01.2015 уволен по собственному желанию; 29.10.2015 принят в ГБУК г. Москвы "Москонцерт" в Театр балета классической хореографии на должность артиста балета 2 категории, согласно записи от 04.03.2019 работает по настоящее время.
Как усматривается из справки Государственного театрально-зрелищного учреждения "Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь" от 05.10.2020 N 14-41/183, Бутримович А.В. полный рабочий день работал с 01.10.2008 по 31.12.2008 в качестве артиста балета - ведущего мастера сцены. Работа предусмотрена пунктом 1 перечня отдельных категорий артистов театров и иных театрально-зрелищных предприятий и коллективов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.1992 N 665 (Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь 1991 г, N 31, ст. 567). Сведений о количестве рабочих дней, подлежащих исключению из специального стажа работы, в течение которых Бутримович Александр Витальевич не был непосредственно занят выполнением работ, предусмотренных названным перечнем (кроме периодов временной нетрудоспособности и времени, в течение которого за работником в установленном законодательством порядке сохранялась средняя заработная плата): годы - 2008 г, количество рабочих дней - нет, продолжительность рабочей недели - 6, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком - нет.
Согласно справке Государственного театрально-зрелищного учреждения "Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь" от 05.10.2020 N 14-41/184, Бутримович А.В. 01.10.2008 был принят на должность артиста балета - ведущего мастера сцены в государственное театрально-зрелищное учреждение "Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь" приказом от 01.10.2008 N 04-03/11 и уволен 09.12.2013 приказом от 27.11.2013 N 421-к. Бутримович А.В. были предоставлены социальные отпуска без сохранения заработной платы с 23.11.2010 по 24.12.2010, 05.03.2011, с 24.05.2011 по 27.05.2011, с 24.09.2011 по 30.09.2011, с 17.11.2012 по 12.02.2013, с 06.05.2013 по 04.06.2013.
В архивной справке от 15.10.2020 N 140 ГБУК города Москвы "Москонцерт" сообщает, что Бутримович А.В. 22.04.1983 был зачислен в ГБУК города Москвы "Москонцерт" с 29.11.2015 на должность артиста балета в театр балета классической хореографии, на основании приказа N 254/1-к от 29.10.2015. В период с 29.10.2015 по настоящее время работает на условиях полного рабочего дня. Периодов, не подлежащих включению в специальный страховой стаж, не было. Указанная работа относится к Списку, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР, от 28.08.1991 N 447 (пп. 21 п. 1 ст. 30 ФЗ-400 "О страховых пенсиях").
В акте от 24.11.2020 N 800 о документальной проверке сведений специального страхового Бутримовича А.В, работающего в ГБУК г. Москвы "Москонцерт", отражено, что приказом N 254/1-к от 29.10.2015 Бутримович А.В. принят на должность артиста балета 2 категории в Театр балета классической хореографии с 29.10.2015, приказом N 414-к от 25.12.2019 артист балета 2 категории Бутримович А.В. уволен 31.12.2019, приказом N 2-к от 09.01.2020 Бутримович А.В. принят на должность артиста балета 2 категории в Театр балета классической хореографии с 01.01.2020. Согласно лицевым счетам, за весь проверяемый период Бутримовичу А.В. начислялась и выплачивалась заработная плата, отпуска без сохранения заработной платы, учебные отпуска не предоставлялись, совмещение профессий, прогулы, простои не выявлены. Занимаемая должность Бутримовичем А.В. соответствует Списку должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии лицам, осуществляющим творческую деятельность в соответствии с подпунктом 21 пункта 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно информации, отраженной Управлением социальной защиты Администрации Центрального района г. Минска в письме от 18.01.2021 N 5135/1-32, профессиональный стаж Бутримовича А.В. за период с 01.01.2009 по 30.11.2020 составляет 04 года 04 месяца 26 дней на основании справки о продолжительности периода (периодов) уплаты страховых взносов на профессиональное пенсионное страхование, выданной Центральным районным отделом Минского городского управления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
В приказе Национального академического Большого театра балета Республики Беларусь от 01.10.2008 N 04-03/11 отражено, что Бутримович А.В. принят на должность артиста балета-ведущего мастера сцены с 01.10.2008 по контракту на 1 год с окладом согласно штатному расписанию и надбавкой за профессиональное мастерство 100% из фонда потребления. На основании заседания художественного совета Бутримовичу А.В. присвоена высшая квалификационная категория.
Из справки о продолжительности периода (периодов) уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование с 01.01.2009 по 30.11.2020 от 18.01.2021, из справки о страховом (трудовом) стаже от 14.01.2021 N 3-11/20 усматривается, что профессиональный стаж Бутримовича А.В. 22.04.1983 г.р. по виду деятельности (коду) АРТИСТ15 составляет 4 года 4 месяца 26 дней.
Согласно информации, представленной ГБУК МО "Театр балета "Русский балет" в письме от 22.11.2020 N 37, Бутримович А.В. 22.04.1983 г.р. работал в театре по гражданско-правовому договору с 01.05.2015 по 17.05.2015 в должности артиста балета. Бутримович А.В. не являлся штатным работником театра.
В акте по результатам документальной проверки сведений о периодах работы застрахованного лица, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, от 26.10.2020 N 317 отражено, что в результате проверки установлено, что Бутримович А.В. 22.04.1983 работал в ГБУК МО "Театр балета "Русский балет" в должности ведущего мастера сцены в период с 01.05.2015 по 17.05.2015, работал полный рабочий день, при полно рабочей неделе, без совмещения профессий. Учебными отпусками и отпусками без сохранения заработной платы не пользовался. На курсы повышения квалификации не направлялся.
Разрешая спор в части обязания ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы истца с 01.10.2008 по 09.12.2013, с 10.12.2013 по 12.01.2015, в качестве артиста балет, исполняющего сольные партии, продолжительностью 6 лет 3 месяца 12 дней, с 29.10.2015 по 31.12.2019, с 01.05.2015 по 17.05.2015 в качестве артиста балета продолжительностью 4 года 2 месяца 20 дней, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, оценив представленные доказательства, пришел к выводу об удовлетворении указанного требования истца, поскольку, из представленных документов усматривается, что Бутримович А.В. в спорные периоды осуществлял творческую деятельность на сцене в театре, театрально-зрелищных организациях.
Вместе с тем, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования истца об обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости, поскольку р о состоянию на дату обращения в пенсионные органы с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, то есть на 29.09.2020, стаж истца на соответствующих видах работ в качестве артиста балета, исполняющего сольные партии, составил 14 лет 5 месяцев 24 дня (8 лет 2 месяца 12 дней + 6 лет 3 месяца 12 дней), что менее требуемых 15 лет; стаж в качестве артиста балета составил 18 лет 8 месяцев 14 дней (14 лет 5 месяцев 24 дня + 4 года 2 месяца 20 дней), что менее требуемых 20 лет.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании представленных по делу доказательств судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку обстоятельств по настоящему делу, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
Доводы ответчика о том, что судом первой инстанции необоснованно засчитаны в стаж истца период работы с 01.10.2008 по 09.12.2013, с 10.12.2013 по 12.01.2015, с 29.10.2015 по 31.12.2019, с 01.05.2015 по 17.05.2015, аналогичны позиции, изложенной им в письменных возражениях на иск, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и правильно признаны ошибочными по мотивам, подробно изложенным в решении суда, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований истцом не обжалуется, соответственно с учетом положений ст.327.1 ГПК РФ не подлежит проверке судом апелляционной инстанции.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ
определила:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 08 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.