Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, адресВ., при секретаре Дорониной К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-523/2021 по административному исковому заявлению Лопатина Владимира Александровича к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании решения незаконным, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Бутырского районного суда адрес
от 26 октября 2021 года с учетом дополнительного решения того же суда от 01 марта 2022 года и определения об исправлении описки от 01 марта 2022 года об удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи фио, выслушав объяснения представителя административного ответчика Управления Росреестра по Москве по доверенности фио, возражения представителя административного истца фио и заинтересованного лица ДСК им. Ларина по доверенности фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лопатин В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в котором просил признать незаконным и отменить решение от 01 апреля 2021 года N MFC-0558/2021-467619 (КУВД-001/2021-10119467;
КУВД-001/2021-10119468) об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекта недвижимости и регистрации ранее возникшего права, а также возложить обязанность на Управление Росреестра по Москве осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на земельный участок общей площадью 1 255 кв.м, расположенный по адресу: адрес.
В обоснование требований Лопатин В.А. указал, что в 1937 году его дедушке фио, члену ДСК им. Ларина, был предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок, находящийся на адрес, расположенный по адресу: адрес, пос. им. Ларина, адрес. В 2001 году после смерти фио административному истцу был подарен дом, в связи с чем он был принят в члены ДСК им. Ларина и за ним был закреплен вышеуказанный земельный участок. В 2003 года дом, расположенный по адресу: адрес, пос. им. Ларина, адрес, д. 23 сгорел, в 2006 году был построен новый. 19 марта 2021 года Лопатин В.А. через МФЦ обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлениями о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на ранее учтенный земельный участок. 16 апреля 2021 года административным истцом было получено уведомление от 01 апреля 2021 года
N MFC-0558/2021-467619 (КУВД-001/2021-10119467; КУВД -001/2021-10119468) об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и регистрации ранее возникшего права. Вышеуказанное решение административный истец считает незаконным, поскольку оно нарушает его права, как собственника.
Решением Бутырского районного суда адрес от 26 октября 2021 года с учетом дополнительного решения того же суда от 01 марта 2022 года и определения об исправлении описки от 01 марта 2022 года постановлено:
признать незаконным и отменить решение Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве N MFC-0558/2021-467619 (КУВД-001/2021-10119467 КУВД-001/2021-10119468) об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекта недвижимости и регистрации ранее возникшего права;
обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на земельный участок, общей площадью 1 255 кв.м, расположенный по адресу: адрес за Лопатиным Владимиром Александровичем.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального и процессуального права, а также на отсутствие оценки обстоятельств, изложенных ответчиком в своих возражениях.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика Управления Росреестра по Москве по доверенности фио, возражения представителя административного истца фио и заинтересованного лица ДСК им. Ларина по доверенности фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований фио
При этом, суд исходил из того, что в 1937 году дедушке административного истца фио, члену ДСК им. Ларина, был предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок, находящийся на адрес, расположенный по адресу: адрес, пос. им. Ларина, адрес, д. 23. В 2001 году, после смерти фио, административному истцу был подарен дом, в связи с чем он был принят в члены ДСК им. Ларина и за ним был закреплен вышеуказанный земельный участок. В 2003 года дом, расположенный по адресу: адрес, пос. им. Ларина, адрес, д. 23 сгорел, в 2006 году был построен новый.
19 марта 2021 года Лопатин В.А. через МФЦ обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлениями о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на ранее учтенный земельный участок (л.д. 26).
К заявлению им были приложены следующие документы: заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации права на недвижимое имущество от 19 марта 2021 года N MFC-0558/2021-467619; справка от 18 января 2021 года N 1; выписка из протокола от 15 сентября 2019 года N 02-2019; акт от 28 апреля 1941 года; инвентаризация земель и введение земельного кадастра на адрес им Ларина адрес от 29 июня 1995 года; комплекс работ по инвентаризации земель и введению земельного кадастра на адрес им. Ларина адрес от 20 марта 1995 года.
01 апреля 2021 года Управлением Росреестра по адрес вынесено уведомление N MFC-0558/2021-467619 (КУВД-001/2021-10119467 КУВД-001/2021-10119468) об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и регистрации ранее возникшего права, которое было получено Лопатиным В.А. 16 апреля 2021 года (л.д. 27).
При разрешении административных исковых требований, суд исходил из следующих положений закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Особенности осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства установлены ст. 49 названного Закона.
Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Частью 2 статьи 49 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определено, что государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
По смыслу закона, перечень документов, подтверждающих право на земельный участок, предоставленный для садоводства или ведения личного подсобного хозяйства до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим, а потому следует принимать во внимание иные законоположения, что также следует из положений ст. 2 Федерального закона N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с которыми правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. (п. 1)
Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается (п. 3).
Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (п. 4)
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется (абзац первый, третий и четвертый п. 9.1).
Пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавшим до 01 марта 2015 года, устанавливалось, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя); сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил гражданам возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности. Это возможно в отношении участка, предоставленного до введения Земельного кодекса Российской Федерации (30 октября 2001 года) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства или индивидуального жилищного строительства. Каких-либо ограничений по сроку переоформления нет.
Право собственности на такие участки не лишены возможности зарегистрировать граждане, к которым перешло право собственности на расположенные на них здания (строения, сооружения) как в порядке наследования, так и по иным основаниям. Исключение составляют случаи, когда земельный участок не может предоставляться в частную собственность, например, в силу его ограничения в обороте. Обращение в органы местного самоуправления для приобретения в собственность земельного участка, предоставленного для ведения садоводства и огородничества, с 1 марта 2015 года не требуется.
На основании исследования совокупности доказательств, суд пришел к выводу, что Лопатиным В.А. были представлены в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве необходимые документы.
Из материалов дела следует, что земельный участок по адресу: адрес, находится в едином массиве земель ДСК им. Ларина, созданного более 80 лет назад, который был образован в системе рабочего жилищного строительного кооператива транспортников в 1931 году с отводом земельного участка адрес в бессрочное пользование, что подтверждено актом президиума коммунистического рабочего исполнительного комитета от 29 апреля 1931 года.
Из информации представленной ДСК им. Ларина следует, что административный истец является членом кооператива и за ним на праве постоянного бессрочного пользования закреплен земельный участок площадью 1 255 кв.м. по адресу: адрес.
Указанный земельный участок, первоначальной площадью 2 286 кв.м, на котором располагался дом 187, 8 кв.м, был предоставлен дедушке административного истца фио в 1937 году.
После смерти дедушки фио, в 2001 году дом был подарен Лопатину В.А. бабушкой фио
В ЕГРН содержатся сведения о том, что Лопатин В.А. на основании договора дарения от 20 апреля 2001 года является собственником 1/6 доли в праве на жилой дом с кадастровым номером 77:02:0001004:1097 по адресу: адрес, собственником 5/6 долей в праве является фио
Между сособственниками домовладения фио и Лопатиным В.А. произведен раздел земельного участка в наруре.
После раздела домовладению фио присвоен адрес: адрес, что подтверждается материалами учетно-архивной документации, предусмотренной адрес Москвы МосГорБТИ.
При этом, из содержания оспариваемого административным истцом уведомления Управления Росреестра по Москве следует, что земельный участок, общей площадью 1 012 кв.м, расположенный по адресу: адрес, поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, имеет кадастровый номер 77:02:0001004:1024.
адрес кадастровый номер 77:02:0001004:1024, общей площадью 1 012 кв.м, расположенный по адресу: адрес, который был выделен из спорного земельного участка, поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный.
При данных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному к выводу об отсутствии у административного ответчика оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении земельного участка, расположенного по адресу: адрес, в ДСК им. Ларина.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено.
При разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не было предоставлено в регистрирующий орган документов, подтверждающих предоставление земельного участка, предусмотренных ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку суд при рассмотрении дела пришел к обратному, подробно аргументировав свою позицию в решении.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия также не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
При таких данных, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бутырского районного суда адрес от 26 октября 2021 года с учетом дополнительного решения того же суда от 01 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.