Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И., судей фио, фио, при секретаре Ивановой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И. административное дело по апелляционной жалобе административного истца Маматюк А.А. на решение Измайловского районного суда адрес от 07 июня 2022 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Маматюк Александра Александровича к заместителю директора ГКУ ЦЗН Непочатых Л.А, Государственному казенному учреждению Москвы Центр занятости населения, начальнику отдела трудоустройства "Соколиная гора" ЦЗН адрес фио об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц государственных органов - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Маматюк А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к заместителю директора ГКУ ЦЗН Непочатых Л.А, Государственному казенному учреждению Москвы Центр занятости населения, начальнику отдела трудоустройства "Соколиная гора" ЦЗН адрес фио об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц государственных органов, мотивируя свои требования тем, что состоит на учете в качестве безработного в ГКУ Центр занятости населения адрес. 3 февраля 2022 года Маматюк А.А. направил в ГКУ Центр занятости населения адрес заявление с требованием возобновить выплаты пособия по безработице и вести учет непрерывного трудового стажа с 15 августа 2020 года по 15 февраля 2021 года, а также с 15 августа 2021 года по 15 февраля 2022 года; привлечь Маматюк А.А. к оплачиваемым общественным работам; принять решение об оказании материальной помощи. Однако заявление оставлено без удовлетворения, в просьбах отказано, с чем не согласен административный истец, указывая на незаконность и необоснованность ответа. На последующие обращения аналогичного содержания административным истцом также получены отказы, в связи с чем Маматюк А.А. обратился за защитой своих прав в судебном порядке.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Измайловского районного суда адрес от 07 июня 2022 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов настоящего административного дела следует, что 12 августа 2020 года Маматюк А.А. обратился в отдел трудоустройства "Соколиная гора" ГКУ ЦЗН с заявлением о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. Приказом ГКУ ЦЗН от 25 августа 2020 года Маматюк А.А. был признан безработным гражданином с 18 августа 2020 года.
В период с 18 августа 2020 года по 17 февраля 2021 года Маматюк А.А. получал пособие по безработице, материальную поддержку в виде доплаты к пособию по безработице и компенсацию к пособию за пользование услугами городского общественного транспорта, общая сумма пособия составляла сумма в месяц.
С марта 2021 года пособие по безработице Маматюк А.А. не начислялось.
14 февраля 2022 года Маматюк А.А. обратился в ГКУ ЦЗН с заявлением, в котором требовал: возобновить выплаты пособия по безработице с учетом положений ч. 4 ст. 31, ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; вести учёт непрерывного трудового стажа в период с 15 августа 2020 года по 15 февраля 2021 года, с 15 августа 2021 года по 15 февраля 2022 года; просил считать период с 15 февраля 2021 года по 15 августа 2021 года в качестве трудового стажа, в случае отказа дать мотивированный ответ; привлечь к оплачиваемым общественным работам с учетом обстоятельств, связанных с судебными разбирательствами; принять решение об оказании материальной помощи для Маматюк А.А, в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Приказа Минтруда России N 116н от 22 февраля 2019 года "Правила оказания материальной помощи гражданам и условия её выплаты".
Письмом N 01-19-3-209/22 от 5 марта 2022 года ГКУ ЦЗН в лице заместителя директора ГКУ ЦЗН Непочатых Л.А. сообщил Маматюк А.А. об отсутствии законных оснований для удовлетворения его заявления, в частности в письме указано, что 17 февраля 2021 года у Маматюк А.А. истек максимально возможный период выплат, продление законодательством о занятости на предусмотрено, по вопросу участия в оплачиваемых общественных работах предложено обратиться к карьерному консультанту или начальнику отдела трудоустройства "Соколиная гора" ГКУ ЦЗН. Также разъяснено, что понятие "общий трудовой стаж" с 1 января 2022 года в законодательстве не применяется, период получения пособия по безработице засчитывается в страховой стаж.
Административный истец указывает, что обращался к карьерному консультанту фио и к начальнику отдела трудоустройства "Соколиная гора" ГКУ ЦЗН фио для разрешения вопроса о привлечении к оплачиваемым общественным работам и об оказании материальной помощи, однако обращения удовлетворены не были.
Административный истец указывает, что данными действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов были нарушены его права и законные интересы, отказ в удовлетворении его обращения не основан на законе, является необоснованным, ответы на обращения административного истца являются немотивированными, направлены на уклонение административных ответчиков от исполнения своих непосредственных обязанностей, соблюдения законности.
Административному истцу Маматюк А.А. при обращении с заявлением в ГКУ ЦЗН было начислено пособие по безработице в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Маматюк А.А. получал пособие по безработице в период с 18 августа 2020 года по 17 февраля 2021 года, и 17 февраля 2021 года истёк предусмотренный законом максимально возможный период выплат. Основываясь на положениях ст. п. 4 ст. 31 Федерального закона от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", ГКУ ЦЗН прекратило выплаты пособия по безработице в пользу Маматюк А.А.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не содержит нормы, регламентирующей продление выплат по безработице по истечению максимально возможного периода выплат, который был предоставлен административному истцу, в связи с чем требования Маматюк А.А. о продлении выплат не основаны на законе, ввиду чего суд первой инстанции нашел требования административного искового заявления необоснованными.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения" установлены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Статьей 3 Закона предусмотрено, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из положений пунктов 2, 3 статьи 31 Закона следует, что с момента признания гражданина в установленном порядке безработным у него возникает право на получение пособия по безработице. При этом, в силу пункта 6 названной статьи Закона, пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы", действовавшим в период спорных правоотношений, были утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правила регистрации безработных граждан, требования к подбору подходящей работы.
Пунктом 13 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" предусматривалось, что государственные учреждения службы занятости населения устанавливают безработным гражданам сроки посещения (не более 2 раз в месяц) для подбора им подходящей работы.
Согласно пункту 15 Правил, ведение регистрационного учета безработных граждан, осуществляется при посещении указанными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы при условии предъявления ими следующих документов: а) паспорт или документ, его заменяющий; б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий; в) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.
В соответствии с пунктом 17 Правил, ведение регистрационного учета безработных граждан осуществляется в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц путем внесения даты посещения гражданами государственных учреждений службы занятости населения и сведений о предложениях подходящей работы.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 35 Закона выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в том числе в случае длительной (более месяца) неявки безработного (за исключением гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) в органы службы занятости без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного.
В соответствии с п. 4 ст. 31 Федерального закона от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" период выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Учитывая, установленные судом обстоятельства относительно истечения периода получения Маматюк А.А. пособия по безработице, которое начислялось в период с 18 августа 2020 года по 17 февраля 2021 года, то у административного ответчика имелись достаточные основания для принятия решения о прекращении выплаты пособия по безработице в пользу Маматюк А.А, ввиду чего, оспариваемое решение является законным, прав административного истца не нарушает, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы апелляционной жалобы, по сути, повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца в суде первой инстанции и направлены на переоценку доказательств и правильно установленных по делу фактических обстоятельств; не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, либо опровергали выводы суда.
Несогласие с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Измайловского районного суда адрес от 07 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 мая 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.