Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Людковой Анны Артуровны, ООО "КР-КЭПИТАЛ" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Людкова Анна Артуровна, ООО "КР-КЭПИТАЛ" обратились в Московский городской суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС7, ОКС8, ОКС9, ОКС10, ОКС11, ОКС12, ОКС13, ОКС14, ОКС15, ОКС16, ОКС17, ОКС18 равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года.
Определением Московского городского суда от 28 июня 2023 года производство по административному исковому заявлению в части определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС5, ОКС12 и ОКС2 прекращено.
В административном исковом заявлении административный истец ООО "КР-КЭПИТАЛ" просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, проведенной ООО "Экспертно-правовой центр", по состоянию на 1 января 2021 года в размере 141 962 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 110 910 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 2 710 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 137 879 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6, в размере 7 348 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7, в размере 69 319 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8, в размере 60 867 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС9, в размере 2 289 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС10, в размере 7 063 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС11, в размере 122 852 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС13, в размере 4 278 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС14, в размере 47 476 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС15, в размере 3 761 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС16, в размере 2 935 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС17, в размере 4 233 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС18.
В обоснование заявленных требований представитель административного истца указал на то, что ООО "КР-КЭПИТАЛ" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС3, ОКС4, ОКС6, ОКС7, ОКС8, ОКС9, ОКС10, ОКС11, ОКС13, ОКС14, ОКС15, ОКС16, ОКС17, ОКС18 кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 264 312 219 рублей 99 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 209 470 220 рублей 43 копейки в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 6 345 017 рублей 23 копейки в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 257 143 993 рублей 94 копейки в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6, в размере 16 241 105 рублей 82 копейки в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7, в размере 134 531 416 рублей 60 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8, в размере 119 021 242 рублей 25 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС9, в размере 5 413 338 рублей 25 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС10, в размере 15 646 537 рублей 72 копейки в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС11, в размере 230 654 746 рублей 26 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС13, в размере 9 756 907 рублей 74 копейки в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС14, в размере 94 181 805 рублей 30 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС15, в размере 8 640 132 рублей 77 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС16, в размере 6 840 604 рублей 82 копейки в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС17, в размере 9 660 122 рублей 06 копейки в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС18.
Поскольку ООО "КР-КЭПИТАЛ" является собственником нежилых помещений, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объекта их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель административного истца по доверенности Козлова А.С. заявленные требования уточнила, просила установить кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества в размере рыночной, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы Мясников И.И. возражал против удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административному истцу ООО "КР-КЭПИТАЛ" принадлежат на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС3, ОКС4, ОКС6, ОКС7, ОКС8, ОКС9, ОКС10, ОКС11, ОКС13, ОКС14, ОКС15, ОКС16, ОКС17, ОКС18, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости (т. 1, л.д. 33-99). В отношении названных нежилых помещений установлена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2021 года в размере 264 312 219 рублей 99 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 209 470 220 рублей 43 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 6 345 017 рублей 23 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 257 143 993 рублей 94 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6, в размере 16 241 105 рублей 82 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7, в размере 134 531 416 рублей 60 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8, в размере 119 021 242 рублей 25 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС9, в размере 5 413 338 рублей 25 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС10, в размере 15 646 537 рублей 72 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС11, в размере 230 654 746 рублей 26 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС13, в размере 9 756 907 рублей 74 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС14, в размере 94 181 805 рублей 30 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС15, в размере 8 640 132 рублей 77 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС16, в размере 6 840 604 рублей 82 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС17, в размере 9 660 122 рублей 06 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС18 (выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости - т. 1,
л.д. 100-118).
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости. Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости влияют на права и обязанности административного истца как плательщика налога.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, административный истец 31 октября 2022 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Административным истцом в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений был представлен отчет, подготовленный ООО "Экспертно-правовой центр", в котором по состоянию на 1 января 2021 года рыночная стоимость нежилых помещений определена в размере 141 962 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 110 910 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 2 710 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 137 879 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6, в размере 7 348 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7, в размере 69 319 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8, в размере 60 867 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС9, в размере 2 289 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС10, в размере 7 063 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС11, в размере 122 852 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС13, в размере 4 278 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС14, в размере 47 476 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС15, в размере 3 761 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС16, в размере 2 935 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС17, в размере 4 233 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС18.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ГБУ Московской области "МОБТИ".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленный административными истцами, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 1 января 2021 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 составляет 175 713 054 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 составляет 191 338 862 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 составляет 5 032 065 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6 составляет 211 610 057 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7 составляет 15 144 384 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8 составляет 117 728 094 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС9 составляет 102 453 058 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС10 составляет 3 946 029 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС11 составляет 14 447 644 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС13 составляет 195 561 249 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС14 составляет 6 703 108 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС15 составляет 81 500 327 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС16 составляет 5 981 201 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС17 составляет 4 805 554 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС18 составляет 6 640 679 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы и представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных нежилых помещений, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "Экспертно-правовой центр", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали. Напротив, представитель административного истца, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ООО "Экспертно-правовой центр", а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 1 января 2021 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС3, ОКС4, ОКС6, ОКС7, ОКС8, ОКС9, ОКС10, ОКС11, ОКС13, ОКС14, ОКС15, ОКС16, ОКС17, ОКС18 должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта по состоянию на 1 января 2021 года.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 31 октября 2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 175 713 054 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 - в размере 191 338 862 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 - в размере 5 032 065 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6 - в размере 211 610 057 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7 - в размере 15 144 384 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8 - в размере 117 728 094 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС9 - в размере 102 453 058 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС10 - в размере 3 946 029 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС11 - в размере 14 447 644 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС13 - в размере 195 561 249 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС14 - в размере 6 703 108 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС15 - в размере 81 500 327 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС16 - в размере 5 981 201 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС17 - в размере 4 805 554 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС18 - в размере 6 640 679 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 31 октября 2022 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда
В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 4 июля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.