Судья Московского городского суда Павлов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО "Промреставпроект" по доверенности Сотниковой М.Г. на постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 18 октября 2022 года, которым постановлено:
"Признать ООО "Промреставпроект" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей",
УСТАНОВИЛ:
21 сентября 2022 года должностным лицом Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Мосгорнаследия в отношении ООО "Промреставпроект" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.
Указанный протокол вместе с иными материалами был направлен в районный суд, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В своей жалобе на данное постановление представитель Общества по доверенности просит его отменить, указывая на отсутствие состава административного правонарушения в действиях Общества.
Отставнов А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещён, направил в суд представлять свои интересы защитника по доверенности Чигринову Н.А, которая доводы жалобы поддержала.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника, изучив доводы жалобы, оснований для отмены постановления суда не усматриваю.
В силу ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия (в том числе регионального значения).
Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении или нарушении требований к сохранению и использованию объектов культурного наследия регионального значения, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Согласно ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объёмно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Исходя из положений ст. 44 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ под приспособлением объекта культурного наследия для современного использования памятника или ансамбля понимаются научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.
Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включённого в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включённого в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона города Москвы от 14.07.2000 N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее также Закон города Москвы N 26) юридические лица, граждане, их объединения, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры, обязаны беречь памятники, соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
Пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны, в том числе:
соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные настоящим Законом, нормативными правовыми актами и охранными документами;
выполнять предписания уполномоченного органа по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников;
выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории (п. 2 ст. 22 Закона города Москвы N 26).
Порядок переустройства и перепланировки жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах, в том числе отнесённых к объектам культурного наследия или выявленным объектам культурного наследия, регламентирован постановлением правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах".
Согласно п. 14 Приложения N 1 к постановлению правительства Москвы N 508-ПП проведение работ по жилым (нежилым) помещениям, расположенным в многоквартирных жилых домах, являющихся объектами культурного наследия, осуществляется при наличии заключения Мосгорнаследия о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения без проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, представляемого посредством информационного взаимодействия по запросу Мосжилинспекции.
Как следует из материалов дела, объект культурного наследия "Жилой дом, ХIХв." по адресу: г. Москва, ул. адрес, отнесен к выявленным объектам культурного наследия в соответствии с решением экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям от 30 января 1990 г. N 24.
Предмет охраны определен протоколом заседания Комиссии экспертного обеспечения реестра недвижимого культурного наследия N 45 от 8 февраля 2011 г.
Мосгорнаследием письмом от 12 февраля 2010 г. N 16-02-828/9-(8)-2 согласована проектная документация по сохранению Объекта: "Раздел 3. Эскизный проект реставрации", разработанная Региональной благотворительной общественной организацией "Центр традиционной русской культуры "Преображенское".
21 июня 2022 г. Мосгорнаследием подрядной организации ООО "Промреставпроект", выдано разрешение на проведение работ по сохранению (реставрацию) Объекта N ДКН-055201-00004348/22 со сроком действия до 31 декабря 2022 г. Заказчик работ - ООО "СОП "Супер-М".
Управлением территориального контроля Мосгорнаследия 12 июля 2022 г. на основании программы проверок и в соответствии с решением от 8 июля 2022 г. N 16-63-336/22, учетный номер КНМ 77220977700002491266, в отношении Объекта проведен инспекционный визит, в ходе которого установлено, что имеются несоответствия выполненных работ согласованной Мосгорнаследием проектной документации и выданному разрешению на проведение работ по сохранению Объекта, а именно: выполнена перекладка исторических фасадов в осях Г-Е, 2, 5 из современных строительных материалов.
Возведение стены из современных строительных материалов не было предусмотрено согласованной Мосгорнаследием проектной документацией от 12 февраля 2010 г, письмом N 16-02-828/9-(8)-2 и разрешением на проведение работ от 21 июня 2022 г. N ДКН-055201-00004348/22.
Указанные виды работ затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности Объекта. Акт определения влияния видов работ на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия (далее - Акт) в составе проектной документации отсутствует.
Согласно служебной записке Управления рассмотрения документации Мосгорнаследия следует, что Москомнаследием письмом от 12 февраля 2010 г. N 16-02-828/9-(8)-2 согласован эскизный проект реставрации Объектf, разработанный Региональной благотворительной общественной организацией "Центр традиционной русской культуры "Преображенское" в 2009 г. (далее - Эскизный проект).
Эскизным проектом предусмотрены следующие виды работ: реставрация кирпичной кладки стен и несущих перегородок главного дома; полная разборка первых этажей кирпичной кладки стен флигелей по захваткам с последующим возведением стен из большемерного кирпича на новом фундаменте и выкладкой клинчатых перемычек на исторических местах по кружалам; северный фасад главного дома, выполненный в кирпичном стиле подлежит реставрации методом вычинок из большемерного кирпича и обработки специальными закрепляющими кладку составами; полная замена оконных и дверных заполнений на новые, деревянные, выполненные по старым образцам; усиление и гидроизоляция ленточных фундаментов по периметру главного дома методом установки буроинъекционных свай и частичная полная разборка фундамента под пристройками-флигелями; сбивка штукатурного слоя по всей площади здания и устройства новой согласно технологическим рекомендациям все деревянные слуховые окна подлежат реставрации и только отдельные детали докомпановываются заново; восстановление главного южного фасада: организация витринных проемов первого этажа по осям окон 2-го этажа, (как в исторических материалах); оштукатуривание фасада заново; реставрация всех штукатурных тянутых деталей декора методом реставрационной расчистки, в необходимых случаях докомпановки деталей, обработка укрепляющими составами; воссоздание утраченного профиля карниза; реставрация каменного слухового окна; воссоздание кровельного аттика и металлической решетки парапета - воссоздание утраченных участков каменных пилястр; воссоздание штукатурного руста на пилястрах и стенах первого этажа по образцу сохранившегося фрагмента; восстановление цоколя и облицовка его белокаменными блоками; планировочные решения: разборка новых современных перегородок; реставрация и докомпановка тянутых штукатурных карнизов; полная замена конструкций обоих лестниц; демонтаж двух деревянных "черных" лестниц и воссоздание их заново; конструкции здания подлежат замене на 90%; деревянные межэтажные
перекрытия меняются на металлические; деревянная кровельная конструкция полностью меняется на металлическую; покрытие кровли меняется полностью на новое оцинкованное железо, окрашенное при производстве, создание новой ливневой системы; в процессе производства подвалы подлежат дообследованию и воссоздаются с дальнейшей расчисткой и укреплением стен фундаментов.
Также согласован проект приспособления помещений (I, II, III, V, VI), разработанный ООО "РСК "Гефест", 7 сентября 2017 N ДКН-16-09-685/7-2. Данным проектом предполагался демонтаж деревянной перегородки на 1 этаже, установка новой перегородки на 2 этаже, сантехоборудования, устройство технических помещений на чердаке, закладка проема. Планировалось проведение работ с учетом эскизного проекта реставрации.
Проводимые в настоящее время работы по Объекту не соответствуют согласованной документации.
В соответствии с пунктом 5.8. ГОСТ Р 55528-2013 "Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 55528-2013) в случае выявления в процессе проведения ремонтно-реставрационных работ изменений состояния объекта культурного наследия, а также обнаружения не учтенных в научно-проектной документации временных изменений облика объекта составляется акт осмотра, который предоставляется в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия в целях принятия решения о необходимости внесения изменений в научно-проектную документацию. Корректировка проектной документации по сохранению Объекта согласовывается в установленном порядке.
По состоянию на 19 сентября 2022 г. корректировка проектной документации не поступала и не согласовывалась.
Выявленные нарушения обязательных требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия послужили поводом к возбуждению Мосгорнаследием в отношении ООО "Промреставпроект" дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.
Указанные действия ООО "Промреставпроект" квалифицированы судом первой инстанции по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.
ООО "Промреставпроект" имело возможность для соблюдения требований сохранения, охраны и использования объектов культурного наследия, однако данные требования выполнены не были.
Доводы жалобы заявителя о не обоснованном привлечении Общества к административной ответственности, судом отклоняются, поскольку судебное постановление судом первой инстанции принято на основании многочисленных представленных в адрес суда надзорным органом документом, исследованных судом, которым дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований у суда апелляционной инстанции не имеется.
Оснований к признанию данного правонарушения малозначительным суд также не усматривает.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005
N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершённого правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, чего при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции выявлено не было.
Доводы жалобы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьёй доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершённое административное правонарушение, санкция которого предусматривает административный штраф в значительном размере.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным решением, не является основанием к отмене обжалуемых актов, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Обществу в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, с учётом конкретных обстоятельств дела, личности виновного, характера правонарушения, посягающего на интересы государства в области охраны памятников культурного наследия, является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует конституционным принципам законности и неотвратимости наказания, согласуется с его предупредительными целями.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности, а также порядок и установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления суда первой инстанции, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 18 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.13 КоАП Российской Федерации, в отношении ООО "Промреставпроект" оставить без изменения, жалобу представителя ООО "Промреставпроект" по доверенности Сотниковой М.Г. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.