Судья Московского городского суда Моргасов М.М., с участием прокурора С.Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "МЖС Групп" С.М.Г. на постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 26.03.2021г. N ..., решение судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 29 июня 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 4.17 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), в отношении ООО "МЖС Групп"
УСТАНОВИЛ:
22 января 2021 г. заместителем Чертановского межрайонного прокурора г. Москвы возбуждено дело об административном правонарушении.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 26.03.2021г. N.., оставленным без изменения решением судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 29 июня 2022 г, ООО "МЖС Групп" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.
Защитник обратился в Московский городской суд с жалобой на указанные акты, в которой ставит вопрос об их отмене, ссылается то, что при рассмотрении дела не учтены его обстоятельства, ООО "МЖС Групп" своими силами осуществляло очистку от захламления земельного участка по адресу:... ; Общество не допустило нарушений Правил по содержанию зеленых насаждений.
Законный представитель ООО "МЖС Групп", защитник о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайство об отложении судебного заседания не заявили.
При таких обстоятельствах дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав заключение прокурора С.Д.В, полагавшего вмененное правонарушение доказанным должным образом, доводы жалобы не основанными на законе, прихожу к выводу о том, что решение суда и постановление административного органа являются законными и обоснованными.
Частью 2 ст. 4.17 Закона города Москвы от 21.11.2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" установлена административная ответственность за нарушение правил содержания зеленых насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 8.10 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).
В соответствии со статьей 2 названного Закона защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждений расположены; граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений; собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений; хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы и настоящим Законом.
Согласно п.п. 2.4, 2.11 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных территорий города Москвы" (далее - Правила):
- озелененные территории подразделяются в т.ч. на озелененные территории ограниченного пользования - озелененные территории лечебных, культурно- просветительных, детских, учебных и научных учреждений, промышленных предприятий, спортивных комплексов, жилых кварталов.
- содержание объектов озеленения - это комплекс работ по уходу за зелеными насаждениями и элементами благоустройства озелененных территорий, устранению незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов объемных сооружений, а также уборка малых передвижных форм в летнее и зимнее время.
Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Использование озелененных территорий и зеленых массивов, несовместимое с обеспечением жизнедеятельности зеленых насаждений, не допускается.
В соответствии с п. 9.1 указанных Правил, правообладатели земельных участков территорий зеленого фонда города Москвы обязаны: обеспечить сохранность насаждений; обеспечить квалифицированный уход за насаждениями, дорожками и оборудованием в соответствии с настоящими Правилами, не допускать складирования строительных отходов, материалов, бытовых отходов и т.д.
Согласно п. 9.3 Правил, на озелененных и природных территориях запрещается рвать цветы и ломать ветви деревьев и кустарников; складировать любые материалы; устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек; подвешивать на деревьях гамаки, качели, веревки для сушки белья, забивать в стволы деревьев гвозди, прикреплять рекламные щиты, электропровода, электрогирлянды из лампочек, флажковые гирлянды, колючую проволоку и другие ограждения, которые могут повредить деревьям и др.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов и других природных ресурсов, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов.
Как усматривается из представленных материалов и установлено судом при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица, Чертановской межрайонной прокуратурой г. Москвы во исполнение поручения прокуратуры города Москвы в период времени с 23.10.2020 по 20.12.2020 с привлечением специалистов Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, ГПБУ "... ", ТО Управления Роспотребнадзора по городу Москве в ЮАО г. Москвы, а также 3 РОНПР Управления по ЮАО ГУ МЧС России по г. Москве проведена проверка исполнения ООО "МЖС Групп" требований природоохранного законодательства, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения.
В ходе проверки установлено, что по адресу:.., на основании договора перенайма объектов недвижимого имущества N... от 31.07.2018, заключенного с ИП В.А.В. (арендодатель - ЗАО "... " (ИНН:...) хозяйственную деятельность по обращению с отходами осуществляет ООО "МЖС Групп" (ИНН:.., ОГРН:...).
В ходе проверки с выходом на место 23.10.2020, а также 26.11.2020 установлено, что земельный участок по адресному ориентиру:.., с кадастровым номером:.., расположен в непосредственной близости от природного комплекса ПК N... АО "... " (режим 3, 4), и водоохранной зоны реки Городни. С указанной стороны отсутствует ограждение земельного участка установлено, что деятельность ООО "МЖС Групп" по обращению с отходами производства и потребления осуществляется в т.ч. на общегородской территории.
На указанной территории произрастает древесно-кустарниковая растительность (различного породного состава и возраста).
Доступ для проезда сторонних лиц на вышеуказанную территорию отсутствует, поскольку въезд осуществляется через въездной пункт ООО "МЖС Групп" (въездные, охраняемые ворота).
В ходе проверки с выходом на место 23.10.2020, а также 26.11.2020 установлено, что в непосредственной близости от стволов произрастающих зеленых насаждений (на стволах деревьев) установлены некапитальные сооружения (по типу бытовки), осуществляется стоянка техники, складированы отходы и материалы (песок и др.).
В ходе проведения Чертановской межрайонной прокуратурой г. Москвы проверки в отношении ООО "МЖС Групп", установлено, что при осуществлении деятельности с отходами производства и потребления на указанном участке (территории) ООО "МЖС Групп" допущено нарушение правил содержания зеленых насаждений, а именно: в непосредственной близости от стволов произрастающих зеленых насаждений (на стволах деревьев) установлены некапитальные сооружения (по типу бытовки), осуществляется стоянка техники, складированы отходы и материалы (песок и др.), что является нарушением требований ст. 2 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений", п. 9.1, п. 9.3 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных территорий города Москвы".
Указанные действия ООО "МЖС Групп" квалифицированы по ч. 2 ст. 4.17 КоАП города Москвы.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО "МЖС Групп" подтверждены следующими доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.01.2021, решением о проведении проверки от 23.10.2020 N 107, от 26.11.2020 N 154, актом совместной проверки от 30.12.2020, и иными доказательствами, собранными по делу.
Все исследованные судом доказательства согласуются между собой, взаимодополняют друг друга, не имеют существенных противоречий.
При таком положении прихожу к выводу, что оценка доказательств проведена судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований ст. 2 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений", п. 9.1, п. 9.3 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных территорий города Москвы".
С учётом изложенного, суд пришёл к правомерному выводу о наличии в действиях ООО "МЖС Групп" состава вменённого административного правонарушения.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у Общества имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях Общества.
При таких обстоятельствах, действия ООО "МЖС Групп" по ч. 2 ст. 4.1 7 КоАП г. Москвы квалифицированы правильно.
Довод жалобы о том, что вменяемое административное правонарушение отвечает признакам малозначительности, не может служить основанием к отмене обжалуемого постановления в силу следующего.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершённого правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Несоблюдение же при изложенных выше обстоятельствах ООО "МЖС Групп" требований ст. 2 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений", п. 9.1, п. 9.3 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных территорий города Москвы", является грубым нарушением природоохранного законодательства, а потому его действия признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Вопреки доводу жалобы, оснований для снижения размера административного штрафа, наложенного на ООО "МЖС Групп" не имеется.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 КоАП РФ.
Оснований для изменения постановления и решения судебных актов и назначения Обществу иного размера административного штрафа не имеется, поскольку исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением ООО "МЖС Групп", позволяющих применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, не установлено.
Оспариваемое постановление должностного лица и решение судьи по настоящему делу соответствуют требованиям КоАП РФ, не усматривается каких-либо нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение решения судьи, либо состоявшегося по делу постановлений должностного лица.
Нарушение норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, по делу не имеется.
На основании изложенного, р уководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 26.03.2021г. N.., решение судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 29 июня 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 4.17 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), в отношении ООО "МЖС Групп" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Моргасов М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.