Судья Московского городского суда Михайлова Р.Б., ознакомившись с административным заявлением ... а ... об оспаривании Постановления Правительства Москвы от 22 марта 2022 года N 438-ПП "О реализации положений пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 14 марта 2022 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
УСТАНОВИЛ:
в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 14 марта 2022 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительством Москвы 22 марта 2022 года принято постановление N438-ПП о реализации его положений, в соответствии с которым установлено, что в 2022 и 2023 годах не требуется проведение общественных обсуждений или публичных слушаний для принятия правовых актов, предусматривающих:
утверждение Генерального плана города Москвы, правил землепользования и застройки города Москвы, проектов планировки территории, проектов межевания территории, внесение изменений в один из указанных документов, за исключением случаев, если на день вступления в силу настоящего постановления в установленном порядке опубликованы оповещения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам соответствующих документов (пункт 1.1.);
утверждение генеральных планов внутригородских муниципальных образований - городских округов Троицк и Щербинка (далее - городские округа), правил землепользования и застройки городских округов, подготовленных на основании генеральных планов городских округов проектов планировки территории, проектов межевания территории, внесение изменений в один из указанных документов, за исключением случаев, если на день вступления в силу настоящего постановления в установленном порядке опубликованы оповещения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам соответствующих документов (пункт 1.2.).
Пунктами 2-4 названного постановления Правительства Москвы от 22 марта 2022 года N 438-ПП предусмотрено, что:
в случае если Городской комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы, окружными комиссиями по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы приняты решения о проведении в 2022 году общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, указанным в пункте 1.1 настоящего постановления, и на день вступления в силу настоящего постановления не опубликованы оповещения о проведении соответствующих общественных обсуждений или публичных слушаний, соответствующие комиссии в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего постановления принимают решения об отмене соответствующих общественных обсуждений или публичных слушаний.
в случае если Градостроительно-земельной комиссией города Москвы приняты указанные в пункте 1.5 приложения к постановлению Правительства Москвы от 30 апреля 2019 г. N 448-ПП "Об утверждении Порядка организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы" решения, предусматривающие проведение общественных обсуждений, и на день вступления в силу настоящего постановления не опубликованы оповещения о проведении соответствующих общественных обсуждений, Градостроительно-земельная комиссия города Москвы в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего постановления принимает решения об отмене указанных решений, предусматривающих проведение общественных обсуждений.
в случае если организаторами общественных обсуждений или публичных слушаний, определенными представительными органами городских округов, принято решение о проведении в 2022 году общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, указанным в пункте 1.2 настоящего постановления, и на день вступления в силу настоящего постановления не опубликованы оповещения о проведении соответствующих общественных обсуждений или публичных слушаний, соответствующие организаторы в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего постановления принимают решения об отмене соответствующих общественных обсуждений или публичных слушаний.
... К.В, ссылаясь на то, что является жителем района "Косино-Ухтомский" города Москвы, обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 22 марта 2022 года N 438-ПП.
В обоснование требований административный истец указывает на то, что 16 апреля 2018 года утверждено заключение по результатам публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Москвы в отношении территории по адресу: ТПУ "Улица Дмитриевского".
Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2018 N 1720-ПП утвержден проект планировки территории, ограниченной проектируемым проездом 285, границей особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Косинский", улицей Наташи Качуевской, Косинским шоссе, включая территорию транспортно-пересадочного узла "Улица Дмитриевского".
Москомархитектурой 21 февраля 2023 года издано Распоряжение N 387 "О подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Москвы в отношении территории по адресу: ТПУ "Улица Дмитриевского".
Москомархитектурой 7 марта 2023 года издано Распоряжение N 458 "О подготовке проекта планировки территории, ограниченной проектируемым проездом 285, границей особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Косинский", улицей Наташи Качуевской, Косинским шоссе, включая территорию транспортно-пересадочного узла "Улица Дмитриевского".
Принятие соответствующих документов, касающихся градостроительной деятельности на указанной территории без проведения общественных обсуждений и публичных слушаний по вопросам указанной градостроительной деятельности, полагал нарушающим его права и законные интересы.
Ознакомившись с административным исковым заявлением, судья приходит к выводу о том, что оно подлежит оставлению без движения.
Так, согласно статье 209 (часть 2) КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:
1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса;
2) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;
4) сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;
5) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены или о том, что существует реальная угроза их нарушения;
6) наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;
7) ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи;
8) требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.
В силу части 3 статьи 209 КАС РФ к административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 настоящей статьи, а также копия оспариваемого нормативного правового акта.
Указанным выше требованиям процессуального закона административное исковое заявление... а К.В. не соответствует.
Так, из заявления не ясно, какие права, свободы и законные интересы административного истца нарушены или существует реальная угроза их нарушения оспариваемым пунктами 2-4, 5 (о контроле за выполнением), а также пунктами 1.1 и 1.2. (в части, регулирующей вопросы градостроительной деятельности, связанной с Генеральным планом города Москвы и внутригородских муниципальных образований, проектами межевания территории) постановления Правительства Москвы от 22 марта 2022 года N 438-ПП; никаких доводов и аргументов об этом (в частности, о том, что... К.В. является субъектом отношений, регулируемых непосредственно этими нормативными предписаниями) заявителем не приведено.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 208 КАС РФ и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 28 июня 2018 года N 1651-О, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы, то есть возможность оспаривания нормативного правового акта (полностью или в части) предусмотрена только для лиц, которые, будучи субъектами регулируемых данным актом (конкретной его частью) отношений, полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Ввиду указанного... у К.В. для соблюдения требований пунктов 4, 5, 8 части 2 статьи 209 КАС РФ предлагается указать в административном иске конкретные сведения о применении к нему каждого из нормативных предписаний, содержащихся в оспариваемом нормативном правовом акте, и (или) уточнить заявленные требования с учетом высказанной существующей угрозы нарушения его прав и законных интересов в упомянутых в заявлении видах градостроительной деятельности, указав конкретные отдельные положения постановления Правительства Москвы от 22 марта 2022 года N 438-ПП, которые заявитель просит признать недействующими; в силу принципа диспозитивности непосредственно административный истец определяет предмет заявленных требований, а также указывает их основания.
Кроме того, административным истцом не указаны сведения об источнике и дате опубликования оспариваемого нормативного правового акта, своих дате и месте рождения, наличии высшего юридического образования; к административному иску не представлен документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому предусмотрено обязательное участие представителя, а также не представлена копия административного иска и приложенных к нему документов для прокурора, который участвует в рассмотрении данной категории административных дел.
Ввиду вышеуказанного, представляется, что административное исковое заявление не соответствует требованиям, установленным статьей 209 КАС РФ и подлежит оставлению без движения (часть 3 статьи 210 КАС РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 130, 209-210, 198-199 КАС РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
административное исковое заявление... а... оставить без движения.
Установить административному истцу срок до 2 июня 2023 года для устранения отмеченных выше недостатков.
Разъяснить административному истцу часть 2 статьи 130 КАС РФ, согласно которой, если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьей 129 КАС РФ.
Обратить внимание административного истца также на то, что в соответствии со статьей 208 КАС РФ при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 КАС РФ.
На определение может быть подана частная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение пятнадцати дней со дня его вынесения. Частная жалоба подается через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.